Для родителей. Автоматизация поставленных звуков дома. (Игровые приемы)
Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра «Что я загадал?». Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком.
Игра «Посчитай-ка».
Предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины, которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра «Всезнайка». Ребенок должен ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Игра « Кто больше?».
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. Игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…
Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.
Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь- ...и др.
Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например: Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.
Игра «Назови ласково словечко».
Предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ....
Особо любимы детьми игры с мячом, где не только идет проговаривание слов, но и двигательные упражнения, которые развивают ловкость, внимание, азарт. Давайте и мы в них поиграем (родители организуют круг, воспитатель объясняет игру и проигрывает её с родителями)
Игра с передачей мяча «Повтори и добавь»
Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Ход игры. Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Ребенок повторяет слово и добавляет своё. И так далее. Перед началом даётся инструкция, что все слова должны быть с определенным звуком.
Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов со звуком Р»
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р. Пример: — Как тебя зовут? — Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? —Ранетки. — Какие птицы там водятся? —Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Раскраски.
Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: — Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са — хар, са — ни. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.
Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок
Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.
Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений. От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешность адаптации ребенка в школе.