Практикум для родителей. «Пальчиковый игротренинг»
Уважаемые родители, сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать как, и с помощью чего можно развивать руку, а точнее развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.
Всем известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Уровень развития мелкой моторики является важным фактором в формировании правильного произношения и развития речи в целом.
Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильной речи.
Поэтому слабую руку ребёнка необходимо развивать..
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
В этом нам помогут пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Ребёнок лучше запоминает стихотворный текст, его речь делается более выразительной.
А насколько ребёнку понравится игра, во многом зависит от исполнения взрослого.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры и упражнения необходимо проводить ежедневно не только в детском саду, но и дома.
А сейчас я предлагаю вам вместе со мной провести пальчиковые игры. Давайте попробуем, как у нас это получится. (П/г «Ток», чистоговорки с элементами пальч.гимнастики)
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиры нам.
Что работали приборы,
Мультиварки, мониторы,
Кофеварка, пылесос
Ток энергию принес.
Ла-ла-ла, четыре ножки у стола.
Развитию речи способствуют не только пальчиковые игры, но и действия с самыми различными предметами.
У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.
( На столах есть мозаика, фасоль, камешки, пуговицы, палочки. Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, запускание пальцами мелких волчков, выкладывание контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. (выкладывание из палочек «Мороженое»)
Очень радовались дети:
Мама принесла в пакете
Пряников дня Машеньки,
Бубликов для Сашеньки,
Васеньке — пирожное,
Ну а мне — мороженое.
Д/и «Лесенка» (8 палочек)
Через палочки шагай
И на них не наступай!
А теперь шагай назад
И так много раз подряд!
В так называемые «ходилки» можно играть на пуговицах, на крышках, бумажных кружочках, фигурках пальчикового театра и т.д. (упр. «Лыжник»)
«Лыжники» - вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаются по столу имитируя ходьбу лыжника
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.
Для развития мелких движений пальцев рук можно использовать различные шнуровки. Это веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов; плетение косичек, завязывание шнурков, нанизывание на шнурок, шнуровальные планшеты.
Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, и также используются для развития мелкой моторики:
(покатать между двух ладоней шестигранный карандаш):
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Игры с мячиками – ёжиками. Катаем в ладошках
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад – вперед его качу,
Вправо – влево – как хочу
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников
.Итог практикума:
В ходе дискуссии с родителями выясняются.
Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:
- развивают мелкую моторику пальцев рук;
- стимулируют речевое развитие;
- повышают работоспособность головного мозга;
- оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм.
Необходимость развивать руку не только в детском саду, но и дома.