a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультативный пункт "Игра, как ведущая деятельность дошкольников"

Опубликовано: 2015-01-26 11:39:28

Документы для скачивания

«Игра как ведущая деятельность дошкольников» На сегодняшний день многие игры для детей присутствует элементы жестокости и грубости, питающийся от телевидения и киноиндустрии. Дети в возрасте от 4 до 7 лет находятся в периоде созидания и творения. Вспомните этот период своего детства, в какие игры для детей вы играли. Девочки играли в дочки- матери, где они представляли себя взрослыми, представляли себя будущими матерями, а мальчики играли войну, вооружившись космическими пистолетами, старались «поубивать друг друга». Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его. Сравнивая эти детские игры с их обычными, повседневными сюжетно- ролевыми играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности. Если первые игры( будем называть их театрализованными) имеют заранее известное содержание, то вторые обретают содержание в процессе своего развития. Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко выходят за рамки заданного автором действия. Видимое несоответствие между действиями ребенка и разыгрываемым произведением, принимаемое многими за творчество, мы объясняем отсутствием у детей умения образного воплощения, но еще не проявлениями творчества. И все же нет основания, отрицать возможность творческих проявлений детей в театрализованных играх, поскольку театрально- игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Драматизировать – значит разыграть в лицах какое- либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра- драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. п оэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького малыша к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнут ь. Как это ни удивительно, но богатые возможности для интеллектуального развития таит в себе сюжетно- ролевая игра. Она является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Если раньше игрушки, а также их заместители были опорой в игре – то к шести годам дети перестают в них нуждаться. Ребенок переходит к качественно новому мыслительном у процессу – образному мышлению. Например, играя в театр, дети могут включать в игру зрителей и критиков, контролеров, продажу билетов и само представление. Дети комплексно отображают социальные роли и целый процесс под названием «театральная жизнь». Играя, они производят многие действия в уме. Согласитесь, очень сложно быть гардеробщиком и артистом одновременно, да еще контролировать события всей игры. А это является свидетельством того, что ребенок способен видеть целостную картину разыгрываемой ситуации, что собственно и является одним из аспектов умственного развития. Любимым детским занятием по- прежнему остается конструирование, которое становится все более сложным. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна, т. к. в ней задействуется и одновременно развивается пространственное мышление и волевые процессы. Самый популярный конструктор – « Лего », детали которого скрепляются между собой. Наземные конструкции – крепкие и могут быть использованы для сюжетно- ролевой игры. Есть еще конструкторы типа «Архитектор». Он состоит из больших деревянных или фанерных блоков. Из него можно строить целые города и разворачивать стратегическую игру. Конструировать можно не только из конструктора, но и других материалов( столы и ширмы, бумага и картон) . Очень интересно и полезно конструирование из более пластичных материалов, например из мокрого песка. Создавая что- то из конструктора, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, иногда крупным, а иногда и очень мелким. Такая деятельность также развивает ловкость рук и мелкую моторику. Игры на улице помогают в развитии образного и пространственного мышления. Дети строят плотины из песка, тоннели из снега, шалаши из того, что попадется под руки. В таких играх они учатся планировать свои действия, соотносить образ постройки с реальным сооружением, целенаправленно доводить начатое дело до конца. Желание думать, искать решение, проявлять настойчивость развивают головоломки, загадки, задачки- шутки, а также игры на составление целого из частей. Можно использовать обычные спички и палочки. Из них можно строить конструкции и «рисовать» картины. Такие игры лучше подготовят ребенка к школе, чем бесконечное выполнение заданий в тетрадях по указанию взрослых. Покупая детские кроссворды, убедитесь в том, что ребенок владеет грамотой, а вопросы и задания соответствуют возрасту. Дело в том, что слишком сложные задания могут убить желание искать правильные ответы, а слишком легкие быстро станут неинтересными. Итак, интеллектуальная готовность к школе – это не просто развитие навыков счета, письма и чтения. Это готовность детского ума к принятию самостоятельных решений, умению анализировать, которая базируется на высокой познавательной активности. Для воспитания волевых качеств большие возможности таит в себе насыщенная продуктивная деятельность. В дополнение к аппликации, лепке и рисованию на прилавках можно найти наборы для вышивания, вязальные машины, ткацкие станочки и т. п. Такие занятия требуют внимания, терпения и целеустремленности, а это, как известно, важнейшие компоненты школьной готовности. После кропотливой, но интересной работы ребенок испытывает величайшую гордость за себя. Главное, чтобы она лежала не в сфере взрослых интересов, а в сфере интересов самого ребенка. Например, наборы для вышивания имеют в комплекте нитки, холст, иголку( причем иголка может быть как обычной, так и большой и пластмассовой) . Учитывая возраст ребенка, подбирайте сложность рисунка, толщину нитки и т. п. Четко придерживаясь, правил выполнения рисунка и последовательности действия, ребенок получает красивый и практичный результат, который можно использовать; например, повязать шарфик кукле или накрыть ее покрывальцем. Также интересны наборы для рисования цветным песком. Подобные занятия можно организовать и самостоятельно. Для этого вам потребуется пластилин, лист картона и крупы, которые имеются в доме. Аккуратно раскатайте по картону пластилин ровным слоем, карандашом нарисуйте на нем рисунок, а затем вместо красок используйте крупу. Дети с удовольствием создают шедевры из такого материала. Еще одним методом развития воли ребенка, а значит и волевой готовности к школе, являются игры с правилами. Это могут быть подвижные и настольные игры. Игры с правилами способствуют развитию умения делать то, чего делать не хочется. Они помогают научиться ставить цели, принимать самостоятельные решения, прикладывать усилия и преодолевать трудности на пути. И самое главное – оценить результат своих действий и принимать свой проигрыш. Именно в игре с правилами востребована и развивается произвольность, т. е. возможность осознанного управления собой. У нас в группе также много игра на развитие памяти «Угадай героев сказок», «Что забыл нарисовать художник? », « Где, чья тень? », «Фигуры и Цвета», «Домино», «Расставь правильно буквы» и т. д.

Оставить комментарий: