Рекомендации для родителей (подготовительная группа)
Документы для скачивания
Рекомендации педагога- психолога родителям по подготовке детей к школьному обучению Не за горами то время, когда ваш ребенок переступит порог школы. А готов ли он к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли познавать новое, умеет ли слушать взрослого, проявляет или усилия при выполнении заданий, придерживается ли установленных правил? Думаю, эти вопросы волнуют каждого любящего родителя. А что делать, если ребенок не знает, не умеет, не может? Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций, которые помогут вам в интересной игровой форме подготовить ребенка к школьному обучению. Занимаясь с ребенком, идите от простого к сложному. И еще – помните золотое правило «Повторение – мать учения»( минимум 5 раз нужно поиграть с ребенком в одну и ту же игру, чтоб он полностью усвоил правила и понял содержание игры) . Итак, с чего же начать? 1. Помогите ребенку выучить его анкетные данные: фамилию, имя, отчество( Ф. И. О, дату рождения; Ф. И. О. мамы и папы, братьев и сестер, где и кем работают родители; домашний адрес, телефон) . 2. Особое внимание уделяйте развитию восприятия окружающего мира: наблюдательности; целостного восприятия( игра « Танграм »- учите собирать картинки из геометрических фигур; разрезные картинки( 10- 12 частей, мозаику и конструктор по схеме, по образцу. Играйте в «Чудесный мешочек»- эта игра направлена на развитие целостного восприятия предмета, образной памяти, тактильных ощущений) . Впереди долгожданное лето – рассматривайте с детьми всё, что будет в поле зрения( деревья, кусты, цветы, птицы, насекомые; легковые и грузовые машины, автобусы, камни, ветки и т. д. Обращайте внимание на природные явления: дождь, град, радугу, штормовой ветер) и анализируйте, сравнивайте, находите сходство и отличие и т. д. Здесь хочется напомнить еще об одном правиле воспитания: «Ребенка учат не слова, а поступки родителей». 3. Развивайте наглядно- действенное и логическое мышление: учите анализировать картинку, ситуацию; учите рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи( что было сначала, что потом, а что будет, если, а как бы ты поступил? - ситуации из жизни, из книг) . Будьте образцом для своего ребенка – давайте полные ответы на его вопросы. Учите составлять рассказ( по одной картинке, по серии картинок) . Ребенок должен уметь дать название рассказу и достаточно полно отразить сюжет картинки, пользуясь при этом распространенными предложениями. Рассказ должен состоять как минимум из 7 предложений. 4. Развивайте восприятие пространства ( влево- вправо, вверх- вниз, вперед- назад, и т. д. ) ; счет на сложение и вычитание в пределах 10( например: 3+ 2- 1+ 3- 2= ) . Учите решать задачки, например: на клумбе росло 3 тюльпана и 2 нарцисса. Сколько всего цветов росло на клумбе? Один тюльпан сорвали. Сколько цветов осталось? Помогите ребенку записать решение( 3+ 2= 5; 5- 1= 4) . 5. Развивайте фонематический слух, учите проводить звуко- буквенный анализ слов; составлять слова из определенного набора букв, например: Р О М А Ш К А – Рома, Маша, каша, рак, кора и т. д. Учите читать. Не торопите ребенка- добивайтесь полного понимания прочитанного слова, предложения, текста. Пусть лучше ребенок прочитает одно слово, но будет понимать его значение, чем прочитает бегло текст и при этом не сможет сказать, о чем он прочитал. 6. Играйте в дидактические игры( специальные упражнения) направленные на устойчивость и концентрацию внимания, например: «Да и Нет не говорите и Цвета не называйте! ». Развивайте и тренируйте слуховую память через ежедневное чтение книг, заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок и чистоговорок. Весело проходит игра- упражнение «Сходила мама на базар и купила: морковь, капусту…. ; ( 7- 9 овощей, 7- 9 фруктов и ягод, 7- 9 предметов одежды и обуви и т. д. ) . Детям очень нравится эта игра, особенно, когда взрослый вдруг «забывает» какое- то слово. Пробуйте играть в более сложные игры, например игры с цифрами. Эти игры сложны тем, что в голове у ребенка «не рисуется» образ знакомого предмета, поэтому и запоминать сложнее. Вы называете ряд цифр( 3- 8- 1; 2- 4- 6- 8 и т. д. , а ребенок их повторяет. Далее идет еще одно усложнение: вы говорите ряд цифр, а ребенок проговаривает их в обратном порядке. Например: вы говорите 2- 8( 3- 5- 2, 2- 4- 3- 5, а ребенок повторяет эти цифры в обратном порядке- 8- 2( 2- 5- 3, 5- 3- 4- 2) . 7. Занимайтесь продуктивной деятельностью ( лепка, рисование, аппликация, мозаика, конструирование – по образцу, схеме, по показу) . Раз мы говорим о подготовке к школе, необходимо помочь ребенку понять принцип «подражания образцу». Школьнику нужно переписать текст задачи, перерисовать геометрические фигуры, вырезать точно так, так показано в книге. Некоторым младшим школьникам эти задания даются с большим трудом, а всё потому, что ребенок не умеет подражать. Поэтому, уважаемые родители, регулярно планируйте продуктивную деятельность своего ребенка, учите доводить начатое дело до конца. А главное – радуйтесь успехам своего ребенка, даже самым маленьким. 8. Развивайте воображение в словесном и продуктивном творчестве. Придумывайте вместе с детьми интересные описательные загадки по картинке, игрушке, по памяти; рассказы и сказки по заданной теме( «Я дома», «В гости к бабушке», «День рождения», «Любимый мяч», «Хитрая лиса» и т. д. , по первому предложению( «Я начну, а ты продолжи…») . Рекомендую всё записывать и перечитывать – это расширяет кругозор ребенка, способствует развитию памяти, восприятию прозы и поэзии. Для развития воображения в продуктивном творчестве ничего специально готовить не надо. Вы можете использовать любой бросовый материал( коробочки, палочки, салфетки, нитки, вату, поролон, пуговицы, листву и пр. ) . Многие родители скажут: «Мусор», а я вам говорю – это бесценный материал для творчества! Помогите своему ребенку увидеть в кривой ветке «балерину», в коробке – «автобус», в кусочке ваты – «пушистые облака»… Когда хочется тишины и чистоты, предложите ребенку упражнение «Волшебная фигура»( вы предлагаете ребенку лист с нарисованной фигурой: круг, квадрат, треугольник, точка, волнистая линия и т. д. и предлагаете ему дорисовать ее так, чтоб получился настоящий предмет) . 9. Особое внимание уделяйте формированию школьной мотивации. К сожалению, далеко не все дети правильно мотивированы: одни идут в школу, потому что там у них будет много друзей, других ребят привлекает яркий портфель и школьные принадлежности, третьи уверенны, что будут учиться только на пятерки. А теперь задумайтесь, уважаемые родители, что будет, если ваш ребенок не сможет подружиться, быстро потеряет интерес к школьным принадлежностям, не сможет быть успешным в учебе? У ребенка начнутся психосоматические проблемы со здоровьем( плаксивость, раздражительность, повышенная утомляемость, появится устойчивое нежелание ходить в школу) . Ваша задача – настроить ребенка на предстоящую учебную деятельность. Рассказывайте ребенку интересные случаи из вашей школьной жизни, при разговоре с ребенком, ссылайтесь на школьные предметы, с чувством благодарности и гордости рассказывайте про своих школьных учителей. Настраивайте ребенка на кропотливый, трудоемкий, но такой захватывающий труд – познание нового и интересного. 10. Формируйте у ребенка адекватную самооценку - хвалите его за правильно выполненное поручение, благодарите за оказанную вам помощь, поддерживайте его инициативы, никогда не делайте за него то, что он уже может сделать сам. Искренне общайтесь с ребенком, не сравнивайте его лично( его работы) с другими детьми, помогите ему быть успешным во многих сферах деятельности( как известно, один успех непременно ведет к следующему успеху) . И самое главное- радуйтесь каждой возможности совместного времяпрепровождения, идите к большому успеху маленькими шажками – это поможет вам лучше понять вашего ребенка, подружиться с ним, осознать его истинные возможности и способности.