Формирование элементарных математических представлений:"Сравнение предметов".
ФЭМП Тема: "Сравнение предметов."
Задачи:
- Учить сравнивать две равные группы предметов путем наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами : "поровну", "больше", "меньше"; закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами : "большой", "маленький"; упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: "впереди", "сзади", "слева", "справа", "вверху", "внизу".
- Развивать внимание, память, воображение, мыслительные операции, зрительное восприятие, мелкую моторику.
- Воспитать качества личности: воспитанность, внимательность; чувства прекрасного; умение слушать не перебивать.
Методы и приемы руководства: метод вопросов, беседа, объяснение; прямой прием руководства.
Материал и оборудование.
Демонстрационный материал- пять зеленых шариков, дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.
Раздаточный материал- пять желтых шариков, грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.
Предварительная работа : проводится с детьми игра "Разноцветные шарики", для знакомства со словами "больше", "меньше", "поровну".
Игра "Разноцветные шарики".
(Воспитатель и дети сидят за столами. Выкладываю перед собой на столе в ряд три зеленых шарика.)
Воспитатель. Ребята у меня на столе лежат зеленые шарики, положите столько же шариков желтого цвета. (Дети выполняют, путем приложения.)
Воспитатель. Хорошо, молодцы! Посмотрите зеленых шариков больше? (Нет.)
Воспитатель. Зеленых шариков меньше? (Нет.)
Воспитатель. А сколько зеленых шариков и желтых? (Поровну.)
(Затем изменяю расположение зеленых шариков путем увеличения расстояния между ними.)
Воспитатель. Ребята, а сейчас зеленых шариков больше или меньше чем желтых? (Дети убеждаются, что на столе столько же шариков, сколько и зеленых, путем наложения.)
Структура занятия по математике :
(Дети сидят полукругом около стола, напротив воспитателя.)
Воспитатель. Ребята посмотрите на улицу. Какое время года сейчас? (Осень.)
Воспитатель. Почему осень? (Листья пожелтели, трава желтая, холодно на улице и т. д.)
Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами поедим в осенний лес. Посмотрите, что у меня стоит на столе (Корзина.)
Воспитатель. С чем корзина? (С грибами.)
Воспитатель. Сколько корзинок? (Одна.)
Воспитатель. Сколько грибов в корзине? (Много.)
Воспитатель. Возьмите по одному грибочку.
(Дети выполняют.)
Воспитатель. Сколько грибов вы взяли? (Один.)
Воспитатель. Посмотрите какаю чудесная полянка. Давайте мы поставим свои грибы на полянку.
(Дети выполняют.)
Воспитатель. Сколько грибов на полянке? (Много.)
Воспитатель. Ребята посмотрите сколько на дорожке красивых, разноцветных листьев. Сколько на дорожке листьев? (Много.)
Воспитатель. Принесите к моему грибочку один листочек.
(Дети выполняют.)
Воспитатель. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Поровну, столько-сколько грибов.)
Воспитатель. Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество? (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или один листочек накрыть один грибочек.)
Воспитатель. Давайте спрячем наши грибочки, накроем их листочками.
(Дети выполняют.)
Физкультминутка- "Два хлопка".
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
(Предлагаю сделать игровые упражнения "Найди пару".)
Воспитатель. Ребята, а что еще помимо грибов растет в лису? (Деревья, ягода, елки, шишки.)
Воспитатель. Посмотрите какие красивые шишки у нас в лесу.
(Показываю шишки, рассматриваем их.)
Воспитатель. Шишки одинаковые по величине? (Нет.)
Воспитатель. Возьмите по одной большой шишке, найдите ей пару маленькую шишку.
(Дети выполняют).
Воспитатель. Попробуйте спрятать в ладошках большую шишку.
(Дети выполняют.)
Воспитатель. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую в левую руку.
(Дети выполняют.)
Воспитатель. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой. (Маленькая шишка меньше большой шишки.)
Воспитатель. Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой. (Большая шишка больше маленькой.)
(Предлагаю поиграть в игру "Что где находится".)
Игра "Что где находится".
(Поднимаю грибок вверх.)
Воспитатель. Ребята посмотрите где находится грибок? (Верху.)
(Убираю грибок ложу шишку на пол.)
Воспитатель. Где находится шишка? (Внизу.)
(Положила шишку на стол, с права поставила грибок.)
Воспитатель. Где находится грибок? (С права.)
Воспитатель. А где находится шишка? (С лева.)
(Держу шишку перед собой.)
Воспитатель. Где сейчас шишка? (Впереди.)
Воспитатель. Правильно, молодцы!
(Убираю грибок за спину.)
Воспитатель. Где находится грибок? (Сзади.)
Воспитатель. Ребята скажите куда мы сегодня ходили? (В лес.)
Воспитатель. Что в лесу мы видели? (Шишки, листочки, грибы.)
Воспитатель. Сколько грибов мы видели? (Много.)
Воспитатель. А в чем лежали грибы? (В корзинке.)
Воспитатель. Сколько корзинок было? (Одна.)
Воспитатель. А какие мы рассматривали с вами шишки? (Большие и маленькие.)
Воспитатель. Что вы можете сказать про маленькую шишку. Какая она по сравнению с большой? (Маленькая.)
Воспитатель. Что вы можете сказать про большую шишку. Какая она по сравнению с маленькой? (Большая.)
Воспитатель. А сейчас давайте мы с вами пойдет в кухонный уголок и сварим грибной суп. Накормим наших кукол.