Формирование элементарных математических представлений: «Пространственное отношение от себя. Счет в пределах трех».
ФЭМП «Пространственное отношение от себя. Счет в пределах трех»
Задачи:
Образовательные: продолжать учить считать в пределах трех, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число; отвечать на вопрос «Сколько?»; упражнять в умении определять геометрические фигуры, независимо от их размера;
Развивающие: развивать умение определять пространственное направление от себя : вверху, внизу; слева, справа; впереди, сзади;
Воспитательные:
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал. Фланелеграф, 3 зайчика, 3 морковки, круг, квадрат, треугольник, поднос, колокольчик.
Раздаточный материал. Двухполосная карточка, 3 белочки, 3 орешка; круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для ребенка).
Ход занятия
Вводная часть
Незнайка прислал письмо, просит отгадать математические загадки.
- Игра «загадки и отгадки».
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши,
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
В класс вошла Маринка,
А за ней — Аринка,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
Основная часть
Игровая ситуация «Угостим зайчиков морковкой».
Читаем письмо. Незнайка просит посчитать морковки.
-Сначала посчитаем зайчиков. (На фланелеграфе – 3 зайчика).
Воспитатель выясняет у детей, как узнать, сколько зайчиков. (Посчитать.) Потом предлагает нескольким детям посчитать зайчиков, напомнив правила счета. Воспитатель побуждает детей называть итоговое число вместе с предметом. (Один, два, три зайчика.) В случае необходимости помогает. Затем уточняет: «Сколько зайчиков?»
Воспитатель предлагает угостить зайчиков морковкой. Ребенок раскладывает морковку: под каждым зайчиком кладет одну морковку (одной морковки не хватает).
Воспитатель интересуется: «Сколько морковок? Сколько зайчиков? Три зайчика и две морковки – сравните, что больше. (Три зайчика больше, чем две морковки.) Две морковки и три зайчика – сравните, что меньше. (Две морковки меньше, чем три зайчика.) Какое число больше: три или два? Какое число меньше: два или три?»
Дети устанавливают равенство между зайчиками и морковками любым выбранным способом и объясняют полученный результат, опираясь на вопросы воспитателя : «По сколько теперь зайчиков и морковок? Как получилось три морковки? (Как получилось два зайчика)»
Воспитатель помогает детям сделать выводы: «К двум морковкам добавили еще одну морковку и морковок стало три». Или «От трех зайчиков убрали одного зайчика и зайчиков стало два».
Игровая ситуация «Угостим белочек орешками».
Упражнение проводится с использованием раздаточного материала (дети сравнивают количество белочек и орешков). Задания и вопросы аналогичны заданиям и вопросам I части.
Физкультминутка Подвижная игра «Найди свой домик».
На полу лежат круг, квадрат, треугольник.
Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату, у кого треугольник, – к треугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Дидактическая игра «Где звенит колокольчик».
Ребята, посмотрите, в конверте лежит колокольчик.
Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (воспитатель или ребенок) подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа становится ведущим.
Игра повторяется 3–4 раза.
Заключительная часть (рефлексия)
Чем мы сегодня занимались?
Какие упражнения выполняли?
Что понравилось?
Предполагаемый результат : умеют считать в пределах трех, определять геометрические фигуры, независимо от их размера.