Формирование элементарных математических представлений: "Образование числа 5. Счёт в пределах 5".
ФЭМП Образование числа 5. Счёт в пределах 5.
Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.
Задачи:
- Образовательные :
- Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос "Сколько?"
- Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько - сколько.
- Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
- Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Развивающие:
Развивать речь, внимание, память
- Воспитывающие: Воспитывать усидчивость и любознательность.
Интеграция областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация"
Демонстрационный материал: картинки с изображением петуха, петуха на фоне восхода солнышка, 5 курочек, 5 цыплят, разрезной плакат "Времена года", дидактическая игра "Волшебная геометрия".
Раздаточный материал: двухполосная карточка, на каждого ребёнка в тарелочке, картинки: 5 блюдечек, 5 зёрнышек
Предварительная работа : Закрепить образование числа 4, счёт в пределах 4, дидактическая игра «Найди, что похоже на круг (квадрат, треугольник, прямоугольник)»
Ход занятия:
1 часть организационный момент
(дети находятся на ковре)
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Сегодня к нам в гости пришёл ещё один гость. Послушайте потешку про него.
Петушок, петушок золотой гребешок
Масляная головушка, шёлкова бородушка,
что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь.
- Когда просыпаются детки? (Показываю изображение петушка на фоне встающего солнышка)
2 часть
-- Кто ещё просыпается вместе с петушком? (курочки) Обращаю внимание детей на доску, на которой расположены 4 картинки с изображением курочек.
-- Сколько всего курочек? (4)
Алина, посчитай, пожалуйста курочек и расположи пожалуйста на нижней части доски столько же цыплят: сколько курочек? (4) Сколько цыплят(4) Что можно сказать околичестве курочек и цыплят? (Цыплят столько же сколько курочек)
Проснулась ещё одна курочка и прибежала к четырём курочкам. (Прикрепляю на доску ещё одну картинку с изображением курочки)
--Что мы можем сказать о количестве курочек и цыплят. Курочек стало больше. (Считаю курочек сама и спрашиваю)
-- Сколько стало курочек? Посчитай Настя
--Как получилось 5 курочек,Оля. (Добавили одну)
-- Матвей, сколько цыплят? (4)
--Пять курочек и четыре цыплёнка. Сравните, кого больше? (Курочек больше, чем цыплят) Кого меньше? (Цыплят меньше, чем курочек)
--Какое число меньше 5 или 4?
--Какое число больше 5 или 4?
-- Как сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по 5.
(Добавить одного цыплёнка)
-- Как получилось 5 цыплят (К четырём цыплятам добавили ещё одного)
Восстанавливаю неравенство: убираю одного цыплёнка
-- Как ещё можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну. (Убрать одну курочку)
--Молодцы, ребята справились с заданием.
Физкультминутка
--А сейчас мы с вами немного отдохнём
Раз - подняться, потянуться,
два - согнуться, разогнуться,
три - в ладоши 3 хлопка,
на 4 - руки шире,
5 - руками помахать,
и на место тихо встать.
Игра "Покормим цыплят"
А теперь пройдите к своим рабочим местам, поиграем в игру "Покормим цыплят"
---У вас настоле лежит карточка, а на тарелочках картинки с изображением блюдечек и зёрнышек.
-- На нижней полоске карточки расположите 4 блюдечка, а на верхней столько же зёрнышек.
--Блюдечек и зёрнышек поровну?
--По скольку блюдечек и зёрнышек? (по 4)
-- Сделайте так, чтобы блюдечек стало 5.
---Как получилось 5 блюдечк? (Добавили 1)
--Сравните,что больше?
--Что меньше?
-- Сделайте так, чтобы блюдечек и зёрнышек стало поровну.
-- По сколько теперь зёрнышек и блюдечек?
--С заданием мы славно справились.
--А теперь, оставляем всё на столах и проходим на ковёр.
Игра "Когда это бывает?"
У нашего петушка есть для нас ещё одна игра "Когда это бывает?"
Утром петушок поёт:
"Солнце на небе встаёт!
Просыпайтесь, умывайтесь,
День настал
И солнце греет
Я цыпляток кормлю
Цып - цып их зову.
Солнышко садится,
И смолкают птицы.
Вечер наступает.
Каждый отдыхает.
Скоро ночь зажжёт все звёзды,
Сны придут к тебе, ко мне,
И луны фонарик жёлтый
засияет в тишине.
Порадуйте петушка, назовите все части суток по порядку.
Загадки
Сегодня мы будем отгадывать загадки. Они необычные, про знакомые нам с вами геометрические фигуры. Отгадывать мы их тоже будем необычно
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На кольцо и колесо
Кто же я такой друзья? (Круг)
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня. (квадрат)
У меня угла 4
И 4 стороны
Лишь противоположные
стороны равны (прямоугольник).
Дидактическая игра "Волшебная геометрия"
-- Молодцы, ребята, справились с загадками. А петушок нам ещё одну игру приготовил называется она "Что к чему". Подойдите все к столу: на середине стола находится карточка, на которой изображены геометрические фигуры, а вокруг лежат картинки с изображением разных предметов. Вам нужно предметы похожие на круг положить с кругом и т. д.
Организационное завершение
- Понравилась вам игра? (Да) Петушок нам её оставит и мы ещё поиграем.
Ребята, а чем же мы с вами сегодня занимались? (Учились считать до 5.)
Молодцы, ребята, петушок очень рад, что вы и считать умеете и геометрические фигуры знаете, и части суток запомнили.