Речевое развитие. Художественная литература: «Ознакомление с малыми фольклорными формами».
ХЛ «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками.
Задачи:
- Познакомить с жанром загадки,
- Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
- Придумывать небольшие загадки;
- Познакомить с жанром скороговорки, его назначением;
- Формировать умение чётко произносить скороговорки;
- Объяснить назначение и особенности колыбельных.
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Материалы: Кукла Лесовичек, коробка с игрушками (лиса, заяц, белка, мышка, кукла Таня, карточки с изображением медведя, ежа, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент: Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи мяча. Дети передают мяч по кругу и произносят слова.
Покатился, покатился мячик по дорожке,
Прыг –скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.
«С добрым утром, Ваня!»
Ваня берет мяч и передает его своему соседу, приветствует его по имени.
Воспитатель показывает Лесовичка, который держит в руках посылку.
Воспитатель: Лесовичок принес посылку, но на ней ничего не написано. Как можно узнать, что здесь лежит?
Дети: Угадать, открыть, потрогать, достать из коробки.
Воспитатель: Ещё можно загадать загадку, о том, что лежит в посылке, т. е. спросить о чём-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.
Воспитатель: Отгадайте загадки.
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Воспитатель: Что есть у мышки, о чём говорилось в загадке?
Дети: У нее серенькая шубка, длинный хвост, остренькие зубки и она маленькая.
Воспитатель:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Воспитатель: Как вы поняли, что это белка?
Дети: Белки любят орешки, домик строят в дупле и у них пушистая шубка.
Воспитатель:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Воспитатель: Что есть у зайца, о чём вы услышали в загадке?
Дети: У зайцев длинные ушки, они очень хорошо прыгают и еще любят морковку.
Воспитатель:
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую (Лису)
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Воспитатель: Что есть у лисы, о чём вы услышали в загадке?
Дети: Лиса хитрая, у нее пушистый хвост и мех рыжий.
Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает:
загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.
Воспитатель:
Давайте попробуем сочинить загадку сами.
Выставить на доске картинку ежа и волка.
Дети с помощью воспитателя придумывают загадку о животных.
«Вместо шубки иголки,у него короткие ножки и он скручивается клубком»
«Он большой и косолапый очень любит мед и малину»
Физкультминутка «Звериная зарядка».
Раз — прыжок, два — присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч)
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
Воспитатель показывает картинки и предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка», «шапка».
Воспитатель:
Чтобы правильно произносить, все звуки и слова нам нужны «чистоговорки» и «скороговорки», дети проговаривают сначала тихо, потом громче, медленно, быстрее.
Су - су - су - су - тихо зимой в лесу.
Са - са - са - са - укусила в нос оса.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со - у Сони колесо.
Су-су-су - ягоды в лесу.
Су-су-су - в лесу видели лису.
Су-су-су - было холодно в лесу.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - выходи из камыша.
Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Воспитатель:
А сейчас повторим скороговорки медленно, затем немного быстрее.
Саше дали кашу,
А Клаше - простоквашу.
Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.
В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.
В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.
Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.
Воспитатель: Чистоговорки и скороговорки - помогают детям научится правильно говорить, читать стихи, петь песенки.
Воспитатель: А сейчас послушайте короткую песенку (поёт колыбельную).
Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки.
Сели на скамеечку попросили леечку.
Поливали огород там смородина растет,
Стали гули ворковать мою деточку качать.
Баю,баю, баю- бай, поскорее засыпай.
Воспитатель: Что это за песенка? Для чего они нужны?
Пели ли вам колыбельные? Какие колыбельные вы знаете?
Громкие или тихие колыбельные песни?
Быстрые или медленные? Почему?
Воспитатель: (достаёт куклу из посылки)
Давайте покачаем куклу и споем ей колыбельную песенку.
Дети качают куклу передавая друг другу, напевая колыбельную.
Баю, баю, баюшки,
Спать ложатся, заюшки,
На ромашках спят шмели,
Лягушата спать легли.
В тёмном поле у реки,
Спят ежата - колобки.
Влезла белочка в дупло,
Спать ей тихо и тепло
Баю, баюшки, баю,
Да кому же я пою,
Рыбка спать ушла на дно,
Детка спит уже давно.
Подведение итогов, рефлексия.
Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами? Что вам больше всего понравилось?
Дети: Загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки и чистоговорки, пели колыбельные песни.
Воспитатель: А сейчас, с помощью мячика, мы с вами скажем друг другу добрые слова:
Покатился, поскакал мячик по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.