Картотека дидактических игр
Документы для скачивания
Картотека дидактических игр в первой младшей группе " Кукла Катя проснулась" . Задача: Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей. Игровые правила. Отобрать нужную одежду( по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой- маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу. Игровые действия. Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание. Ход игры. Взрослый заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол. На двух кроватках( большой и поменьше) лежат две куклы- Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. Если в игре участвует несколько детей, нужно посадить детей так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению взрослого. Взрослый объясняет правила игры: - Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Правильно. Это Таня. Приглашая детей к себе, взрослый просит одного надеть на куклу трусы, другого- майку, третьего- платье, застегнуть пуговицы, завязать пояс. при этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу. Одетых кукол можно взять для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей деятельности ребенка. Дидактическая игра «Что изменилось? » с детьми младшего возраста Задача. Учить детей определять состояние погоды: закреплять знание характерных особенностей времен года. Игровая задача. Вывести зайку на прогулку. Игровые правила. Вывести зайку на прогулку, учитывая особенности погоды и времени года. Оборудование. Игрушка зайка, теплая и легкая одежда для прогулки; карточки с изображением одежды. " Кукла Катя обедает" . Дидактическая задача. Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка- грозят пальчиком. Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол. «Чудесный мешочек» Дидактическая задача : учить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать речь, умение рассказать о предмете, описать его( цвет, форму, развивать мелкую моторику рук. Оборудование и материалы: игрушка медвежонок, мешочек, игрушечные фрукты, овощи. «Новая кукла" . Дидактическая задача. Учить детей правильно называть предметы обстановки в комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей. Игровые правила. Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обращается кукла; если она обращается ко всем детям, отвечают все хором. Игровые действия. Гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу. Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль стены. Взрослый готовится начать беседу, но вдруг раздается стук в дверь. - Кто- то к нам идет, - говорит взрослый. Отвернувшись на мгновение от детей, незаметно берет на руки куклу( дети ее раньше не видели) , затем продолжает: - Как зовут тебя, малышка? Прижимает куклу к щеке, имитируя секретный ответ куклы. Взрослый делает вид, что не совсем хорошо понял, и повторяет движение куклой. - Теперь понял. Дети, зовут нашу гостью Валя. Давайте покажем ей нашу комнату. Хочешь, Валя, мы тебе покажем и обо всем расскажем. Кукла согласна. Дети называют предметы. Затем взрослый с куклой в руках вместе с детьми подходит то к одному, то к другому предмету, имитируя вопросы куклы, спрашивает: - А это что у вас? - Это у нас аквариум. В нем живут красивые рыбки, - отвечают дети. - А здесь что у вас? - Это шкаф для игрушек. Так кукла Валя познакомилась с игрушками и другими предметами, которые были в комнате, узнала, для чего они нужны; удивлялась, хвалила порядок, благодарила за внимание к ней. Дети охотно разговаривали с куклой. Такой прием помогает включить в игру новую игрушку, у детей появляется желание играть с ней, беречь куклу. Игра «Построим башню» Цель: Учить различать детей цвета по принципу «такой- не такой», выбирать нужный цвет из целого. ( красный, воспитывать самостоятельность. Материал: крупные пластмассовые кубики 2 контрастных цветов( красный, синий, машина, игрушки для обыгрывания. Ход игры: 1. Воспитатель везет машину за веревочку в ней лежали разноцветные кубики, машина гудит би- би- би! 2. Машина высыпает кубики на пол и воспитатель предлагает рассмотреть кубики. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого же цвета: Найдите такие же кубики» Помогайте детям прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их «такой, не такой», если кубик такой, поставьте его сверху. Если не такой, предложите ребенку принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня! Обыграть постройку предложить маленькие куклы, машины. Можно игру в следующий раз усложнить дать детям по одному кубику и самостоятельно в коробке найти кубики такого же цвета. В конце игры всех похвалить. «КАК БЕГАЮТ ЗВЕРЯТА» Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма. Игровая задача: Выстукивать кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка, соответственно образу животных. Игровые правила: Повторить за воспитателем ритм в различном темпе, связывая с образами животных( медведь, заяц, мышка) Дидактическая игра «Найди предмет по описанию» Задачи: воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку. Игровые правила. Ищет тот, кого позовёт Буратино. Игровые действия. Игру ведёт Буратино, отгадывание его загадок детьми: поиск предметов в групповой комнате. Ход игры. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает предметы, которые он подобрал для игры: мяч, грузовую машину, обезьянку, куклу, кружку. При этом педагог обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает предметы по групповой комнате и говорит: - Разбежались все наши игрушки. Сейчас вы их будите искать. - Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны будите найти самой первой, - предлагает Буратино. - Послушайте! Надо найти круглый, резиновый предмет, который прыгает и катится по полу. Вы с ним любите играть. Подбери посуду для куклы Дидактическая задача. Закреплять зна ния детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению; воспитывать находчивость, внимание, речь. Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро отобрать нужную посуду( чайную, столовую, кухонную) . Игровое действие. Поиск посуды, нужной для работы няни, повара. Ход игры. Игра проводится после того, как дети познакомились с работой няни, повара, узнали, какая посуда используется в их работе. Воспитатель готовит для игры трех кукол: одна в куртке повара( повар) , другая в халате( няня) и третья кукла просто девочка. Повар стоит у плиты( игрушечной) , няня готовит к обеду посуду, за столом( из игрушечной мебели) сидит кукла- девочка. Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол, беседует о том, кто это, что они делают, какая им нужна посуда; просит вспомнить, что они видели во время экскурсии на кухню. Реклама На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель рассказывает, как этот предмет называется( кастрюля) , кому он нужен( повару) . Затем, обращаясь к ребенку, говорит: — Коля, отнеси, пожалуйста, кастрюлю повару, поставь на плиту. ( Ребенок выполняет задание. ) Далее воспитатель показывает хлебницу: — А этот предмет как называется и кому нужен? — Это хлебница. Ее надо отнести няне. — А это что? — говорит воспитатель, показывая чайную ложку. — Это чайная ложка, она нужна для того, чтобы есть компот, пить чай. Так поочередно дети упражняются в отборе посуды, соотнесении ее с профессией знакомых им людей. Для поддержания у ребят интереса к игре на всем ее протяжении воспитатель показывает предметы и говорит о них так, чтобы вызвать у ребят активную реакцию: — А эта посуда, наверное, никому не нужна? ( Показывает половник, дуршлаг или чайник. ) — Нужна! Нужна! — хором отвечают дети. — А кому же нужен половник? — Повару. — А няне он нужен тоже? — Нужен, нужен! — Значит, сколько надо половников? — Два. — Давайте поищем еще один половник. Среди оставшейся посуды дети ищут половник и находят его, относят половники и повару, и няне. Игра «Подбери посуду» не только помогает усвоению знаний о предметах быта, их назначении, но и вызывает у детей интерес к игре с посудой: малыши играют роль няни, повара. У них появляется желание напоить куклу чаем и т. п. Живое домино Дидактическая задача. Закрепить знания о цвете( лент) , понимание слов одинаковые, парные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово. Игровые правила. Дети становятся в пару только с тем, у кого на руке повязана лента такого же цвета; становятся в пары после бега врассыпную, когда воспитатель произнесет: «Найди свою пару! » Игровые действия. Поиск своей пары, бег по сигналу воспитателя. Ход игры. Воспитатель повязывает до игры на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты разный: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, — он повторяется, чтобы дети могли находить одинаковый и становиться в пары. Воспитатель, повязав ленту на руку, дает возможность детям посмотреть на нее, потрогать, выясняет, как малыши различают цвета: — У тебя, Оля, какого цвета ленточка? А у тебя, Вова? У кого одинакового цвета ленточки, поднимите их вверх. Так воспитатель подводит маленьких детей к пониманию правил игры. Затем говорит: — Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу: «Найди себе пару», — вы будете искать того, у кого такая же ленточка. Побежали, побежали все по комнате. Воспитатель поет песенку или хлопает в ладоши, подбадривая детей. Дети бегают по комнате до тех пор, пока не услышат слова «Найди себе пару». ( Воспитатель хлопает один раз в ладоши. ) Дети ищут ленточки одного цвета на руках товарищей и становятся в пары. Педагог просит их проверить, правильно ли они определили цвет. — Дети, посмотрите на ленточки! Никто не ошибся? Все правильно отыскали свою пару? Вова, у тебя какого цвета ленточка? А у Лены? Значит, у вас одинаковые зеленые ленточки. А у Сережи со Светой какие ленточки? — Красные, тоже одинаковые, — отвечают дети. Игра может закончиться общей пляской или хороводом. Так же можно провести игру, где дети должны находить парную фигуру: кружок, квадрат, звездочку, овал, прямоугольник. В этом случае фигуры должны быть одного цвета, чтобы признак предмета( его форма) был отчетливо виден на картинке. Дети усваивают в игре слова одинаковые, разные, пара. Больше — меньше Дидактическая задача. Упражнять детей в различении и сравнении величины предметов( больше, меньше, одинаковые) ; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово воспитателя, умение самому проверить правильность выполнения правил игры. Игровые правила. По слову воспитателя располагать предметы сначала по убывающей величине — большой, меньше, еще меньше и самый маленький, а потом наоборот: сначала самый маленький, за ним несколько больший и большой. Кто скорее и правильно положит, тот и выигрывает; начинать и заканчивать расположение предметов только по сигналу воспитателя; отбирать нужные по величине предметы. Победитель получает фишку. Игровые действия. Поиск предметов, выкладывание их по сигналу. Ход игры. Для игры воспитатель использует природный материал: шишки, желуди, листья, камушки, ракушки( все, что есть в группе и на участке) , разные по величине, так, чтобы каждого вида было одинаковое число. Дети садятся за стол, и воспитатель вместе с ними рассматривает предметы, дети называют их. Воспитатель спрашивает у ребят, держа две разные по величине шишки: — Посмотрите, дети, на эти шишки. Как вы думаете, они по величине одинаковые или разные? — Да, они разные. — Витя, покажи, какая из них больше. Лена, значит, это какая шишка? — Поменьше. — Правильно! Вот с этими шишками, камушками, листочками и ракушками мы сегодня поиграем. Мы поучимся раскладывать их по величине: сначала положим самый большой предмет, а потом все меньше и меньше. ( Показывает действие на столе с желудями. ) Надо класть в ряд только одинаковые предметы. Кто взял шишки, тот и кладет в ряд только шишки. А кто возьмет листик, тот что будет класть в ряд? — Листики. — Правильно, дети. Я сейчас дам команду, и вы начнете выбирать и класть в ряд свои предметы. — Начинай! — командует воспитатель. Предметы лежат на подносе так, чтобы их легко можно было увидеть и взять. Дети выбирают предметы, раскладывают по величине( по 5—6 предметов каждого вида) . Кто быстро и правильно положит все предметы в ряд, тот и выигрывает. Воспитатель дает возможность и другим детям закончить игру. Он не забывает назвать и похвалить победителя. Чтобы поддержать интерес к игре, предлагается другая задача: класть предметы в ряд по убывающей величине. — А сейчас, ребята, положите все на поднос, возьмите другие предметы, поменяйтесь и выберите самый маленький, а потом больше, больше и в конце самый большой предмет. Постарайтесь не ошибаться. Начинай! — дает сигнал воспитатель. Игра повторяется. Затем все предметы складывают в коробку, и игра заканчивается. Парные картинки Дидактическая задача. Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. Игровые правила. Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получает фишку. Игровое действие. Поиск нужных карточек. Ход игры. У воспитателя набор парных картинок( готовые, фабричного изготовления или сделанные самим воспитателем) . На картинках изображены предметы: игрушки, посуда, одежда и др. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берет две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает: — Что это? — Чашка, — отвечают дети. — А на этой картинке тоже чашка? Посмотрите внимательно и назовите, какие это чашки. Как можно сказать о них? Воспитатель не торопится сам ответить на вопрос. Дети догадываются и говорят: — Они одинаковые. — Да, они одинаковые, парные, две чашки — пара, значит, парные, и картинки тоже парные. Сегодня мы поиграем с парными картинками. ( Держит в руке обе картинки — чашки. ) Послушайте как мы будем играть. Я на этом столе положу картинки, а вам раздам тоже по картинке. Кого я позову, тот подойдет и найдет на столе такую же картинку, найдет ей пару. Выигрывает тот, кто не ошибется и громко назовет предмет. Воспитатель, раскладывая картинки на столе, просит детей называть, что на них изображено: юла, мяч, чашка, кукла, мишка, чайник и др. Дети хором называют все предметы. — А сейчас я раздам вам картинки, — говорит воспитатель. Кого я позову, тот скажет, какая у него картинка, и найдет у меня на столе такую же. Сначала вызывает детей более активных, чтобы они были примером в выполнении правил игры, затем самых нерешительных, застенчивых. Подошедший ребенок ищет пару и, найдя ее, поднимает обе картинки. За правильный ответ ребенок получает фишку. Картинки складывают в коробку. Чтобы не пропадал интерес к игре, можно предложить другой вариант игры, более сложный: воспитатель, раздав детям картинки, просит их быть внимательными и ответить, у кого такая же картинка. Сам он не показывает свою карточку, а рассказывает об изображенном на ней предмете так, чтобы тот, у кого такая же, мог отгадать ее и показать. — У меня на картинке нарисован длинноухий, серенький, ест морковку. У кого такая же картинка? — спрашивает воспитатель. Дети ищут. Тот, у кого изображен зайчик, говорит: — У меня тоже такой зайчик! — и показывает детям картинку. Воспитатель показывает свою. Дети сравнивают их, подтверждают: — Да, они одинаковые. — Положим их в коробочку, — предлагаем педагог. А теперь слушайте, про кого я вам еще расскажу. В красном платье с бантом на голове, волосы кудрявые, глаза голубые, щечки розовые. У кого такая же картинка? —- Это кукла. У меня тоже такая, — показывает малыш такую же картинку. Сравнивают двух кукол, никто не сомневается в их сходстве. Игра продолжается до тех пор, пока не будут описаны все предметы и найдены к ним пары. Правильные ответы поощряются фишкой. Воспитатель отмечает тех, кто правильно и быстро выполнил задание. Сложи картинку Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. Игровое правило. Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку. Игровые действия. Поиск частей, складывание целой картинки. Ход игры. В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на четыре равные части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что на них изображено. Затем показывает часть картинки и спрашивает: — Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? — От яблока, — отвечают дети. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. — А теперь найдем другие части яблока. Дети вместе с воспитателем ищут картинки с изображением частей яблока, дают их воспитателю. Когда все кусочки найдены и положены рядом с целой картинкой, воспитатель говорит: — Смотрите, дети, получилось целое яблоко. Сейчас я вам дам картинки. Свете я дам грушу, а Вике — помидор. Вика, найди свою картинку! А Юле я дам морковь. Где лежит картинка? ( Так все дети получают по картинке. ) А теперь соберите целые картинки из их частей. Разрезанные картинки лежат на столе. Сам процесс поиска, нахождения, складывания частей увлекает ребят. «У меня уже целая морковка получилась», «А у меня помидор», — радуются они тому, что сами «сделали» из кусочков целый предмет( помидор, морковь, яблоко) . — А теперь давайте положим на место все картинки и поиграем по- другому, — предлагает воспитатель. — Я сейчас дам вам не целую картинку, а кусочек. А вы по этому кусочку догадайтесь, какую картинку надо собрать. — У меня, наверное, яблоко получится, — догадывается один из играющих. — Сложи, а мы посмотрим, не ошибся ли ты, — увлекает дальше игрой воспитатель. Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку. Усложнение может идти и по количеству частей( картинка разрезается потом на шесть частей) , и по содержанию( на картинке не один предмет, а короткий сюжет: девочка играет с куклой, зайчик ест морковь, лисичка с колобком и др. ) . Так же проводится игра и с разрезными кубиками. Их надо давать после того, как дети научились складывать разрезные картинки. Лото Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах. Игровое правило. Закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты: овощи — на карте, где нарисован огород, фрукты — где нарисован сад, цветы — на цветнике и клумбе. Игровые действия. Находить маленькие карточки с изображением овощей, цветов и фруктов и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование — кто первый закроет все клеточки. Ход игры. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад, цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов. Дети рассматривают маленькие карточки, воспитатель выясняет, что у них в руках. — А где растет вишня? — спрашивает воспитатель ребенка, который держит в руках картинку с вишней. — На дереве. — А дерево вишня где растет? — В саду, — отвечают ребята. — А огурец где растет? — На грядке, на огороде, — отвечают дети. — Где растут цветы? — В лесу, на лугу, на клумбе. — Вот посмотрите, дети, на эти большие картинки. Что здесь вы видите? — Огород. — А на этой картинке? — Клумбу. Сейчас вы будете играть так, чтобы все, что растет в огороде, появилось в огороде, что в цветнике — попало в цветник, что в саду — в сад, и все встали бы на свои клеточки. ( Показывает клеточки на карте. ) Кто первый закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается. Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например о посуде, мебели, одежде, обуви, принадлежностях для труда, для занятий и др. Усвоив правила, дети используют их в самостоятельных играх. Чьи детки? Дидактическая задача. Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного. Игровые правила. Ставить карточку с изображением детёныши на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша. Игровые действия. Звукоподражание. Найти детеныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным. Ход игры. Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок( могут быть и другие животные) . До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детенышей( см. рис) . Дети упражняются в звукоподражании. — Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть. Посмотрите( на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) — это полянка. Какая красивая лужайка! ( Показывает. ) Здесь будут ходить животные. Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить только после того, как услышите голос животного. Поняли? Вот на луг вышла. . . ( Пауза. ) Дети называют: — Корова. Воспитатель ставит картинку на фланелеграф. — Как она зовет своего сынка? — Му- му- му! — хором произносят дети, рассматривая свои картинки. У Вовы теленок. Он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой, ставит ее рядом. — Кто прибежал к своей маме, Вова? — Теленок. — Правильно, дети? — Да, — подтверждают они. Так поочередно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки. — Громче, дети! Иначе не услышит козленок свою маму. Воспитатель учит громко и правильно произносить звуки: бе- бе- бе( или ав- ав- ав, мяу- мяу- мяу, хрю- хрю- хрю) . После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному. — Гуляет по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, собака со щенком, кошка с котенком, — заканчивает игру воспитатель, при этом обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенком, поросенком, котенком. Возможен и другой вариант игры: у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой — детеныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие звуки, а другие быстро находят их детенышей, подбегают к столу и кладут рядом обе картинки с изображением взрослого животного и его детеныша. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно закончить. Кому что нужно для работы? Дидактическая задача. Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда; воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Игровое правило. Закрывать клеточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют ее сюжету( работа шофера, повара, врача, свинарки) . Игровые действия. Поиск нужных карточек, соревнование — кто быстрее закроет все клетки на большой карте. Ход игры. Игра проводится по типу «Лото». На больших картах изображены повар, врач, шофер, свинарка, на маленьких — предметы, необходимые в работе. Воспитатель уточняет знание детей о профессиях и орудиях их труда. Затем напоминает правила знакомой игры в лото. Если дети не играли в эту игру, правила следует разъяснить. Берут одну большую карту и рассматривают ее. Затем подбирают к ней соответствующие картинки, например, повару — кастрюлю, половники, мясорубку, чайник, противень, дуршлаг. Педагог помогает вопросами тем, кто затрудняется: «Что еще нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает? », «Поищи внимательнее все предметы, которые нужны шоферу». Эту игру проводят после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением строителя, почтальона, продавца, доярки и орудий их труда. Домино Дидактическая задача. Закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъемный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые детям машины. Игровое правило. Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки. Игровое действие. Если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком- либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново. Ход игры. Начинается игра короткой беседой воспитателя о машинах. Педагог выясняет знания ребят о том, как эти машины помогают людям работать. Дети рассматривают картинки. Затем воспитатель обращает внимание на то, что на карточке изображены две машины, разделенные вертикальной полоской( как в игре «Домино») : — Я сейчас раздам вам карточки( по 4 — 6) , и мы поиграем в игру «Домино». Вот я положила свою карточку. Какие машины здесь нарисованы? Правильно. Трактор и подъемный кран. У кого на картинке есть трактор, тот положит рядом с моим. ( Показывает, как надо положить. ) А у кого есть подъемный кран, куда он положит свою карточку? ( «С другой стороны». ) Правильно. А теперь какие картинки лежат у нас по краям? ( «Комбайн и легковая машина «Волга». ) У кого есть такие картинки? Положите их в один ряд. Дети находят одинаковые картинки и кладут их на концы образовавшегося ряда. Так игра продолжается до тех пор, пока у ребят картинок не останется. В заключение они могут поиграть так — потихоньку двигать весь ряд по столу и говорить при этом: «Поехали, поехали все наши машины». Затем все картинки складывают в коробку, перемешивают и раздают снова. Игра продолжается. Воспитатель говорит: — А теперь, дети, послушайте, какие правила еще надо выполнять в игре. Свои карточки класть по очереди: начнет Вова, потом будет класть свою карточку Юля, а за ней — Сережа. Запомнили? Если у вас не будет в руках нужной, парной картинки, тогда вы пропустите ход, скажете: «У меня нет такой картинки». И будете ждать, когда на конце ряда появится ваша парная картинка. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки. Будьте внимательны! Содержание картинок для этой игры в следующий раз может быть иным: цветы, ягоды, игрушки, транспорт, животные, орудия труда и др. Усложнением в игре является увеличение числа картинок. Когда это бывает? Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отгадывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают. Игровые действия. Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки. Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2—3 картинки. Например, может быть изображен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры: - — Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь! Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании. — А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. ( Называется имя вызванного ребенка. ) После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются в том, что ответ был правильным( или наоборот) . Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках. Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием. Угадай, кто позвал Дидактическая задача. Упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе. Игровые правила. Не смотреть на детей, отгадывать только по голосу того, кто позвал, правильно назвать его имя. Называть имя громко, голос изменять нельзя. Игровое действие. Поиск того, кто позвал. Ход игры. Дети стоят в кругу Воспитатель объясняет правила игры: — Сегодня мы будем отгадывать по голосу наших ребят. Вы знаете голоса друг друга? Вова, позови, пожалуйста, Олю! Оля, а ты позови Сережу! Ребята, у Вовы и Оли разные голоса? — Да, — отвечают дети. — Но мы видели их, когда они говорили. А в игре тот, кто будет отгадывать, закроет глаза и только по голосу отгадает и назовет имя того, кто его позвал. После этого воспитатель приглашает к себе одного из играющих. Он подходит и закрывает глаза( или становится спиной к детям) , а в это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому- либо из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя, зовет его. — Кто позвал тебя? — спрашивает воспитатель. Тот, кого позвали, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего. В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, поэтому целесообразно проводить ее в начале года. Игра с пальчиками Дидактическая задача. Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев. Игровое правило. Пальцы загибать только после определенных слов. Игровое действие. Имитация движений. Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: — Это большой палец, а это поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья. Послушайте потешку про эти пальчики! Пальчик- мальчик, Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, на соответствующие слова загибает по очереди другие пальцы. Где ты был? — С этим братцем — В лес ходил, С этим братцем — Щи варил, С этим братцем — Кашу ел, С этим братцем — Песни пел! — Какую песенку он пел с маленьким братцем? — спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети называют какую- либо знакомую песню( «Серенькая кошечка», «Калинка») , и пальчики «пляшут»( дети поднимают руки и «пританцовывают» пальчиками) . Воспитатель может использовать и другую потешку о пальчиках. Поочередно загибая свои пальцы, он говорит: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Остается один большой палец. Обращаясь к нему, воспитатель говорит: Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, он весело заканчивает: Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. Игру с пальцами можно провести и так: Ну- ка, братцы, за работу, Обращаясь ко всем пальцам, дотрагивается до большого пальца. Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Дотрагивается до указательного пальца, делая логическое ударение на слове «тебе». Печи все тебе топить, А тебе воду носить, Показывает на средний палец. А тебе обед варить, Обращается к безымянному пальцу. А малышке песни петь, Мизинец «пляшет» и «поет» любимую знакомую детям песенку. Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять. При повторном проведении этих игр воспитатель активизирует речь детей, чтобы они сами дополняли предложения словами «в лес ходил», «щи варил», «кашу ел» и др. , а потом, когда запомнят всю потешку, они могут играть самостоятельно. Коза рогатая Дидактическая задача. Учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слово- сигнал воспитателя; воспитывать внимание детей, быстроту реакции. Игровые правила. Убегать только после слова «забодает», возвращаться на прежнее место по сигналу воспитателя: «Бегите ко мне! » Игровое действие. Имитация движений. Ход игры. После того как дети вспомнят сказку «Волк и семеро козлят» и рассмотрят иллюстрации к ней( увидят рожки на голове козы) , воспитатель предлагает им поиграть. Дети стоят лицом к воспитателю. Педагог говорит им: — Сейчас мы поиграем в козу рогатую. Я буду коза, а вы — козлятки. Когда я скажу слово «забодает», вы будете убегать от козы в другой угол комнаты. Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая: Идет коза рогатая, Идет коза бодатая За малыми ребятами. Ножками топ- топ, Глазками хлоп- хлоп, Кто каши не ест, Молока кто не пьет — Забодает, забодает, забодает. При слове «забодает» дети убегают от козы, а коза их догоняет. На следующий раз на роль козы можно выбрать кого- либо из детей. Хорошо, если в группе есть шапочка- маска козы. Это вызовет больший интерес к игре, желание быть в ней водящим. Заинька Дидактическая задача. Продолжать учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями, воспитывать у детей доброжелательность. Игровое правило. Заинька может выбежать из круга только после того, как попляшет. Игровые действия. Зайчик выбирается считалочкой. Имитация движений. Ход игры. Дети вместе с воспитателем становятся в круг. После того как считалочкой выбрали зайчика и он вошел в круг, дети ходят по кругу и приговаривают: Заинька, по сеничкам Гуляй, погуливай! Серенький, по новеньким Зайчик ходит в кругу как хочет. Погуливай, гуляй! — Некуда заиньке выскочити, Некуда серому выпрыгнути. Заинька, поскачешь — Выскочешь, Серенький, попляшешь — Выпустят. Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2 — 3 раза. На птичьем дворе Дидактическая задача. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение. Игровое правило. Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и др. Игровое действие. Звукоподражание. Ход игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря- кря- кря», « га- га- га», «ко- ко- ко» и др. Воспитатель говорит: — Вот хорошо, вы все вспомнили, как по- разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Если дети затрудняются, педагог сам произносит: « грру- грру- у- грру- грру ». — А сейчас послушайте стихотворение, — продолжает воспитатель. — Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны! Воспитатель Дети Наши уточки с утра … Кря- кря- кря! Кря- кря- кря! Наши гуси у пруда. . . Га- га- га! Га- га- га! А индюк среди двора … Бал- бал- бал! Балды- бал! Наши гуленьки вверху … Грру- грру- у- грру- грру- у! Наши курочки в окно … Кко- кко- кко- ко- ко- ко! А как Петя- петушок Ранним- рано поутру Нам споет. . . Ку- ка- ре- ку! В следующий раз воспитатель, проводя эту игру, делит всех детей на группы, давая им названия: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки» и «петушки». «Наши уточки с утра », — говорит воспитатель, а дети- уточки отвечают: «Кря- кря- кря! » и т. д. Петушок в конце громко поет: «Ку- ка- ре- ку! » И на этом игра кончается. Не следует делать большой перерыв между первым и вторым вариантом игры, чтобы дети не забыли слова и звуки. В процессе этой игры у ребят воспитывают выдержку. Всем хочется покричать и как уточки, и как гуленьки, но, согласно правилам, крикнуть можно только один раз вместе со своей подгруппой. У медведя во бору Дидактическая задача. Развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал; упражнять в произношении звука р; развивать выдержку. Игровые правила. Медведь громко рычит. Только после долгого звука р- р- р дети могут убегать. Воспитатель помогает тому из детей, кто еще не произносит звук р. Игровые правила. Имитация прогулки детей в лес, бег по сигналу. Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: — Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картинку. ( Показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу. ) Вот какой медведь живет в лесу. «Р- р- р», — рычит медведь. Давайте все так порычим. ( Дети произносят: «Р- р- р! ». ) Как тихо! Наверное, медведь еще далеко. Давайте порычим громче. ( Дети громче произносят звуки. ) Как громко рычал Кирилл! Он и будет сейчас медведем. Садись сюда. ( Уводит медведя в сторонку. ) Здесь ты будешь жить. А мы с вами, дети, пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит «р- р- р», нельзя. Такое правило в этой игре. У медведя во бору Все имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит: «Р- р- р! » Дети убегают, а медведь их догоняет. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети подходили близко к медведю. Называет тех, кто старается все время держаться сзади всех ребят, подальше от медведя, помогает им преодолеть страх. «Будь смелым, Вася! Не отставай от детей. А когда медведь зарычит, скорее беги, не отставай от всех ребят», — так подбадривает воспитатель тех, кто еще не может преодолеть свой страх перед медведем, боится быть пойманным. Хорошо, если есть шапочка для медведя. Конь Дидактическая задача. Развивать речь у детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; воспитывать внимание, согласованность действий. Игровое правило. Соотносить движения со словами стихотворения. Игровые действия. Выбор командира; имитация бега лошадок; остановка по сигналу. Ход игры. Воспитатель ставит в колонну всех детей, впереди боец. На него надевают шапочку- буденовку. — Дети, сейчас, мы будем играть так: Кирилл будет бойцом, а мы — все его лошадки. Куда скажет буденовец, туда поскачут и все лошадки. Вспомните стихотворение, которое мы с вами учили о коне. ( Стихотворение разучивалось ранее. ) Сначала лошадки бегут медленно, потом все быстрее и быстрее, а после слова тпру останавливаются, — заканчивает объяснение правил и хода игры воспитатель. Топ- топ- топ! Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все время убыстряется. Ты скачи, в галоп. . Ты лети, конь, скоро- скоро, Через реки, через горы. Все в галоп, в галоп. Гоп- гоп- гоп! «Тпру», — говорит воспитатель вместе с ведущим бойцом Дети останавливаются и тоже произносят: «Тпру. . . » При повторении игры считалочкой выбирают другого бойца. А он потом по своему желанию называет себе замену, т. е. в игре используются разные приемы выбора ведущего. Петушок Дидактическая задача. Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке. Игровое правило. Петушок кричит только после слов «детям спать не даешь». Игровые действия. Выбор петушка короткой считалочкой, звукоподражание, имитация движений. Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: — Дети, посмотрите, чья это шапочка? ( Показывает яркую шапочку петушка. ) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком. Выбирают при помощи считалки петушка. Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо( на ухо) , что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку- ка- ре- ку! », как петушок. Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь? Что ты громко поешь? После слов «что ты громко поешь? » воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка. Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, а также вопрос по содержанию текста стихотворения, громко и певуче произносить «ку- ка- ре- ку! ». Игра повторяется 3 — 4 раза. Хохлатка Дидактическая задача. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы- наседки. Игровое правило. Дети прибегают к воспитателю только после сигнала — слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать! » Игровые действия. Имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении. Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. — Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой. По дворику хохлатка, По дворику мохнатка С цыплятами идет. Чуть дети зазеваются, Шалят и разбегаются, Сейчас к себе зовет: «Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать! » Давайте теперь поиграем. Я буду курочка- хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдем гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать! » — вы все прибежите ко мне. Курочка с цыплятками гуляют по двору: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны. Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит: Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать! Цыплятки бегут к своей маме. Игру можно повторить 3—4 раза. Сова Дидактическая задача. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу. Игровое правило. Дети убегают от совы только после слов «как полетит! ». Игровые действия. Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц. Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга. Слова воспитателя и детей В лесу темно, Дети ходят по кругу. Все спят давно. Остановившись, изображают спящих птиц. Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит. Совушка- сова, Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам. Большая голова, На суку сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг — как полетит! Услышав слова «как полетит! », дети убегают, а сова их догоняет. Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице. Уточка Дидактическая задача. Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке. Игровые правила. Громко задают вопросы уточке все дети; отвечает только одна уточка. Все дети выполняют те движения, которые делает уточка. Игровые действия. Диалог утят с уточкой, имитация движений, подражание уточке; действия по словесному сигналу. Ход игры. Воспитатель показывает игрушки — большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята. — Послушайте, дети, стихотворение про уточку: — Уточка луговая, Серая, полевая, Где ты ночку ночевала? — Под кустиком, под березкой. Сама утя хожу, Детей своих вожу, Сама утя поплыву, Детей своих поведу. Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена( выбирают девочку постарше) , а мы будем ее детки- утята. Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят( вместе с воспитателем) : — Уточка луговая, Серая, полевая, Где ты ночку ндчевала? Лена( вместе с воспитателем) : — Под кустиком, под березкой. Сама утя хожу, Детей своих вожу, Сама утя поплыву, Детей своих поведу. Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью. Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается. Птички Дидактическая задача. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; продолжать активизировать речь детей. Игровые правила. Дети- птички должны согласовывать свои движения со словами стихотворения. Птички выбирают по своему желанию других птичек. Игровые действия. Имитация движений птиц; выбор новых птичек; использование шапочек для птиц. Ход игры. Воспитатель обращается к детям: — Послушайте новое стихотворение про птичек: Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. Кто хочет быть птичками? ( Желающим воспитатель надевает шапочки птичек. ) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад. Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз. Солнечные зайчики Дидактическая задача. Упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями. Игровые правила. Пока дети читают стихотворение, они стоят на месте, следят за тем, как зайчики бегают по стене. Ловить солнечный зайчик можно только после слов «убежал на потолок». Игровое действие. Дети ловят солнечного зайчика. Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение: Солнечные зайчики Играют на стене, Поманю их пальчиком, Пусть бегут ко мне. Ну, лови, лови скорей. Вот он, светленький кружок, Вот, вот, вот — левей, левей! Убежал на потолок. Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать солнечного зайчика рукой. Птицы и автомобиль Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. Игровые правила. Бегающие врассыпную по комнате дети- птички улетают только после слов «берегись, посторонись! ». Каждая птичка должна найти свое гнездышко и сесть в него. Игровые действия. Бег врассыпную, поиск своего гнездышка, имитация движений, использование атрибутов автомобиля( руль, шапочка с изображением автобуса или легковой машины) . Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: — Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке( указывает на середину комнаты) . Прилетели птички, Дети- птички «летают» и прыгают. Птички- невелички, Весело скакали, Зернышки клевали. Садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: — Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра- та- та, берегись, посторонись! Дети- птички убегают от автомобиля. При повторении игры дети произносят слова вместе с воспитателем. Вороны Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении звука р, учить говорить то громко, то тихо. Игровые правила. Все движения надо выполнять только в соответствии со стихотворением; слова «кар- кар- кар» произносить по- разному: когда вороны летают — громко, когда засыпают — тихо. Игровые действия. Имитация движений летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание. Ход игры. Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар- кар- кар» произносят все дети. Вот под елочкой зеленой Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями. Скачут весело вороны: «Кар- кар- кар! »( Громко. ) Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: «Кар- кар- кар! »( Громко. ) Только к ночи умолкают Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают. И все вместе засыпают: «Кар- кар- кар! »( Тихо. ) Игра проходит хорошо в том случае, если дети не раз наблюдали за вороной, за ее повадками: как широко она расправляет при полете крылья, как громко кричит. Пчелки Дидактическая задача. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука ж; учить действовать по словесному сигналу. Игровые правила. Медведь догоняет улетающих пчелок только после звука «ж- ж- ж! ». Пчелки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из леса. Кто за кругом, того ловить нельзя. Игровые действия. Имитация летающих пчел; звукоподражание; бег; ловля «насекомых». Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть: — Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? ( Дети вспоминают. ) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка- медведь тоже любит мед. Он подходит к домику- улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка- мама. Вы будете пчелки- дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты! ». На водящего надевают шапочку- маску. Медведь становится в стороне. Слова пчелки- мамы Полетели пчелки Пчелки улетают( дети бегают по комнате, размахивая руками) и жужжат. Пчелки летят в улей( угол комнаты) . Медведь направляется туда же. Собирать мед с цветочков. Мишка- медведь идет, Мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Слова пчелок- детей Этот улей — домик наш, Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Уходи, медведь, от нас: Ж- ж- ж- ж- ж- ж- ж! Медведь старается их поймать. Дети- пчелки улетают за круг, очерченный на полу. Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь. Курочка- рябушечка Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию; упражнять их в правильном звукопроизношении. Игровые правила. Курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей. Игровые действия. Выбирают считалочкой курочку- хохлатку, надевают ей шапочку. Дети на вопрос: «Как цыплятки просят пить? » — громко произносят: «Пи- пи- пи! » Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют « рябушечкой », затем предлагает детям поиграть. Считалочкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя: — Курочка- рябушечка, куда ты пошла? — На речку. — Курочка- рябушечка, зачем ты пошла? — За водичкой. — Курочка- рябушечка, зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. — Курочка- рябушечка, как цыплятки просят пить? — Пи- пи- пи- пи! ( Это произносят все дети. ) При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла». Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка- рябушечка, куда ты пошла? » И т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых, чтобы они преодолевали эти качества характера. Еду- еду Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действий. Игровое правило. Изменять движения только в соответствии с текстом стихотворения. Игровые действия. Звукоподражание, имитация езды на лошадке, действия по сигналу. Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть — всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей? » Дети цокают: «Цок- цок- цок ». — «Как мы остановим лошадку? » « Тпр- р- р », — произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, «натянув вожжи», движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения. Еду- еду Дети скачут галопом. К бабе, к деду На лошадке В красной шапке. Для этой игры хорошо иметь в группе красную шапку для ездока и вожжи для лошадок. Усвоив игру, дети в дальнейшем самостоятельно играют в нее во время прогулки.