Авторское пособие. Дидактическая разработка. "Кольца Луллия". 2020-2021 г.
Авторское дидактическое пособие «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому, возникла необходимость искать интересные детям и, в то же время несложные способы развития ребёнка.
Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно использовать как средство развития экологических представлений и развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффекитивным механизмом развития речи, воображения и мышления.
Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещается картинка. Принцип подбора картинок может быть разным. Например, на одном кольце изображены разнообразные деревья, а на другом - их листья или семена; на одном кольце нарисованы животные: домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом — их «дома» (блоки «Растения», «Животные»). Пособие разработано и изготовила на жесткой основе. Нельзя не отметить и универсальность данного игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к используемой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются независимо определить цель и правила игры.
Для изготовления пособия использовала два прямоугольных куска белого пластика. Его ширина равна одному диаметру ваших колец, длина на 2–4 см меньше двух диаметров колец. На нижнем листе пластика, в местах предполагаемых середин колец, укрепляют штыри. По периметру сделала небольшой бортик. С нижней стороны игры прикрепила ножки. В верхнем прямоугольнике вырезала окошечко, чтобы видны были совмещенные картинки. Крышка не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания.
Для свободного и удобного вращения колец использовала основу в виде старых грампластинок. Круги легко вращать за выступы, которые образуются за счет того, что ширина пособия на 2–4 см меньше двух диаметров пластинок.
Подготовка к игре:
а) установить пособие на столе;
б) снять крышку;
в) положить на пластинки выбранные круги с картинками;
г) закрыть крышкой;
д) раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок.
Для игры в одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается при прокручивании второго кольца. В таких играх одной картинке первого кольца обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца. Примеры: «Найди, где кто живет»; «Назови детеныша», «С чьей ветки детки?», «Чей хвост», «Угадай чья тень».
Круги для игр с экологическим содержанием:
№ 1 Сосна, береза, орешник, липа, ель, дуб, рябина, клен.
№ 2 Семена и плоды вышеперечисленных деревьев и кустарника.
№ 3 Листья вышеперечисленных деревьев и кустарника.
№ 4 Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица.
№ 5 Нора, гнездо, дупло, улей, будка, берлога.
№ 6 Персонажи русских народных сказок.
№ 7 Разные формы птичьих клювов.
№ 8 Разные виды птичьих ног.
№ 9 Любые животные
№ 10 . Детеныши животных
Авторские варианты использования дидактического пособия.
Оборудование, необходимое для проведения любой игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе образовательной работы.
Цель: содействовать расширению представлений о предметах (объектах) через признаки и их проявления.
Пособие позволяет решать следующие задачи:
развитие познавательной активности;
развитие представлении о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);
формирование элементарных математических представлений;
обогащение активного и пассивного словаря;
развитие связной речи;
развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Формы организации образовательной деятельности:
образовательные ситуации, (например, в рамках образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию).
игровые обучающие ситуации;
самостоятельная игровая деятельности детей.
Этапы участия педагога в играх с «кругами». Воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.
воспитатель осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ
Дидактическая игра "Кто, где живёт?"
Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилище.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека.
Задачи: Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.
Варианты игры.
1.Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек (Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ).
- Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)
3.Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.
- Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д. )
- Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.
Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает. Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка) Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена) Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб) С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы) Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна).
Дидактическая игра «Деревья - наши друзья»
Дети с помощью воспитателя (наводящие вопросы, подсказки) узнают знакомые деревья и рассказывают о них. Что мы видим на веточках этого дерева? (Семена – «вертолетики») Да. Какие они? (Красивые, легкие, прозрачные, висят парами) Зачем семена нужны дереву? (Чтобы из него выросли новые деревья) Какое это дерево? (Клен) Как выглядит ствол тополя? (Он толстый, имеет светло-коричневую окраску с зеленым отливом) Сравним: отличаются ли стволы старого и молодого тополя? (Ствол старого тополя темнее и более толстый, чем у молодого деревца) Это береза. На ней отличаются от других деревьев почки. Покажите, где на березке почки, и расскажите, как они выглядят. (У березки почки продолговатой формы, большие, они шершавые на ощупь, покрыты словно чешуей. Почки березового дерева напоминают украшение – серьги.)
Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Цель: Учить детей различать домашних животных их детёнышей, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка.
Задачи: Расширять представления о домашних животных и их детёнышах, внешнем виде, особенностях их поведения. Совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различие.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша. «Мамы и детеныши»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: Закрепление знаний о домашних животных и их детенышах, обогащение словаря однокоренными словами.
Задачи: Обучение образованию существительных при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Ход игры: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.
Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.
Например: Медведю репка. Как поступит медведь с репкой?
Дидактическая игра «Угадай из какой сказки сказочный герой»
Цель: закрепить знание детей о прочитанных сказках, представления о жанровых особенностях сказки..
Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Ход игры: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги и подбирают картинку.
Дидактические игры с элементом случайности в установке колец
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям.
Дидактические игры на развитие творческого воображения
Для этих игр подбираются кольца, как для предыдущего типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например: круги с животными и детенышами – совпали картинки с медведем и зайчатами. Спрашиваем: «Как будет воспитывать медведь зайчат, чему учить?» Или иллюстрация из сказки "Гуси лебеди" и колобок. Как колобок может помочь Машеньке в сказке «Гуси – лебеди? Справиться с бабой ягой?" Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
В чем отличие двух вариантов? Особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности? Ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? Выбираем вариант игру с окошком: детям очень нравится появление чуда.