Доклад на конференцию. "Инновационная технология". "Технология социолизации детей старшего дошкольного возраста. Программа С.В. Кривцовой "Жизненные навыки" 2020-2021 г.
Документы для скачивания
Программа С.В. Кривцовой «Жизненные навыки». Технология социализации для дошкольников.
В программу входят - Занятия – игры, занятия – путешествия. Путешествие — это не столько идея приключения, сколько наиболее полная форма, отражающая содержание переживаний ребенка во время занятий. Мы путешествуем к себе и к другим, узнаем про себя и открываем мир. И так каждый раз - это «воспитывающие путешествие, которое через внешнее движение развивает внутренний мир ребенка».
Цели программы: развитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе; профилактика личностных расстройств у детей данного возраста; развитие самости и повышение самоценности личности; коррекция неадаптивного поведения детей
Целевая аудитория: воспитанники в возрасте от 5 лет. Как пишет Осорина «Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы «слепым пятном». Первый этап в осознании человеком факта своего существования в этом мире начинается через других людей. Это они замечают, что "Я" здесь, выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени».
В безопасном пространстве есть право на любые чувства — можно быть злым, растерянным, веселым или грустным, проявлять страх или желание уединиться — все принимается.
Тема ценностей находит отражение в таком измерении программы, как потребности, желания и мечты. Мечтать, желать и хотеть можно и нужно.
Самая важная задача педагога — научиться видеть ребенка. Отбросить желание встроить ребенка в какую-то типологическую схему, но наблюдать день за днем, грамотно фиксировать свои наблюдения, анализировать их открыто и непредвзято, безоценочно.
Сквозь дефекты, «плохое» поведение и несовершенства открывается педагогу детская индивидуальность.
Если нет открытого взгляда на ребенка, то, как может взрослый определить зону его индивидуального ближайшего развития, его и только его особенный, скрытый от равнодушного, но открытый любящему взгляду потенциал?
Итак, итог. Ребенок приобретает:
1.Навыки адаптации к образовательному учреждению Умение слушать. Умение обращаться за помощью. Умение выражать благодарность. Умение следовать полученной инструкции. Умение доводить работу до конца.
2.Навыки общения со сверстниками - «Навыки дружелюбия». Умение знакомиться. Умение присоединиться к играющим детям. Умение играть по правилам игры. Умение просить об одолжении. Умение предлагать помощь сверстнику. Умение выражать симпатию.
3.Навыки обхождения с чувствами. Умение выражать чувства. Умение распознавать чувства другого. Умение сочувствовать. Умение обращаться с собственным гневом.
4.Навыки альтернативы агрессии. Умение выражать недовольство. Умение спрашивать разрешения. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы.
5.Навыки преодоления стресса. Умение обходиться с чужой собственностью. Умение говорить «нет». Умение адекватно реагировать на отказ. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности.
Эта программа во многом процесс осознания воспитателями собственных социальных и эмоциональных компетенций. А также процесс формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи развития эмоциональных и социальных компетенций ребенка как условия психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения самоценности ребенка. Программа рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста.
Это - занятия-путешествия, занятия-игры. Путешествие — это не столько идея приключения, сколько наиболее полная форма, отражающая содержание переживаний ребенка во время занятий. Мы путешествуем к себе и к другим, узнаем про себя и открываем мир. И так каждый раз. Это ритмическое проживание «туда и обратно», «вдох и выдох» заключено в самом действии. Т. В. Бабушкина называла это «воспитывающим путешествием, которое через внешнее движение развивает внутренний мир» Данная программа состоит из диагностической и развивающей частей.
Навыки адаптации (умения слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, предлагать помощь взрослому, задавать вопросы, заявлять о своих потребностях, сосредотачиваться на своем занятии, исправить недостатки в работе)
Навыки общения со сверстниками - «Навыки дружелюбия» (умения знакомиться, присоединиться к играющим детям, играть по правилам игры, просить об одолжении, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию, принимать комплименты, проявлять инициативу, делиться, извиняться)
Навыки обхождения с чувствами (умения воспроизводить основные чувства, выражать чувства, распознавать чувства другого, сочувствовать, обращаться с собственным гневом, реагировать на гнев другого человека, справляться со страхами, переживать печаль)
Навыки альтернативы агрессии (умения мирно отстаивать свои интересы, выражать недовольство, спрашивать разрешения, спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы, адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят, проявлять толерантность, принять последствия собственного выбора (отношение к своей ошибке), реагировать на незаслуженные обвинения, реагировать в ситуации, когда виноват)
Навыки преодоления стресса (умения проигрывать, обходиться с чужой собственностью, говорить «нет», адекватно реагировать на отказ, справляться с ситуацией игнорирования, справляться со смущением, справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности).
Взаимодействие ребенка с миром на этапе дошкольного детства начинается с ощущения его безопасности. «Мир добр», — чувствует ребенок и готов дальше исследовать не только реальные пространства, но и пространства отношений и собственных интересов. Безопасность, защита, чувство опоры и устойчивости — важное измерение данной программы. Педагог много внимания и времени уделяет тому, чтобы ребенок именно так чувствовал себя в группе. Это и оформление пространства занятий, и их содержание, и отношения педагог — ребенок.
Очевидно, что атмосфера безопасности и защиты создается педагогом, его манерой взаимодействия с детьми. Здесь очень важно, как воспитатель осознает свои собственные страхи и как обходится с ними, сможет ли он стать опорой. Если дети будут чувствовать, что бессознательно педагог сам нуждается в поддержке, что ему «слишком громко, шумно, опасно», то они уже не будут чувствовать себя в безопасности. В безопасном пространстве программы есть право на любые чувства — можно быть злым, растерянным, веселым или грустным, проявлять страх или желание уединиться — все принимается (в рамках правила «никого не обижать»). Роль спонтанного проявления чувств чрезвычайно важна. Будучи «целым и единым органом чувств» ребенок, испытывающий какое-либо чувство, сразу отвечает на него действием... Поэтому важно, чтобы взрослые понимали чувства ребенка, уважали и принимали их всерьез.
Программа фокусирует роль воспитателей на уважительном и внимательном отношении к тому, как это «Я» ребенка себя проявляет, что формирует у ребенка самоценность: «Ко мне внимательны, и я буду к себе внимателен»; «Я гневаюсь, меня в этом гневе увидели и принимают, тогда и я сам себя в нем принимаю». Это значит, что когда ребенок станет взрослым, он будет отстаивать себя и чувствовать свою ценность не на основании того, что «...это же понятно» или что «все так делают...», а потому, что чувствует эту ценность, а не просто знает о ней.
Тема ценностей находит отражение в таком измерении программы, как потребности, желания и мечты. В пространстве Игры и Путешествия возможно всё. Дети получают пример уважительного отношения к мечтам и желаниям, когда, стоя на вершине горы перед входом в замок, на маленьком пятачке, загадывают желания. Мечтать, желать и хотеть можно и нужно. Иногда дети теряются, не знают, о чем мечтать и что пожелать. И что нужно делать, чтобы твои желания, мечты сбывались. Однако атмосфера занятий, пробуждающая воображение, фантазию и творчество, дает возможность почувствовать и пожелать что-то свое, заветное, прошептав его в скомканный цветной листочек.
Это совместное действие детей в игре, сотрудничество и помощь развивают в них способность к отношениям и эмпатии. На занятиях они ходят друг к другу в гости, угощаются и пируют, а также дарят подарки. Оказывается, что дарить подарки — увлекательнейшее занятие. Можно нарисовать любой подарок и рассказать о нем. И получить в ответ благодарность. И тогда это становится уже традицией группы, а не только занятий по программе. Только так сквозь дефекты, «плохое» поведение и несовершенства открывается педагогу детская индивидуальность. Феноменологическое открытое наблюдение постепенно формирует установку заинтересованного любящего взгляда близкого взрослого. Его последствия для ребенка благотворны и чрезвычайно важны. Также важны они и для профессионального взрослого.
Реализация технологии предполагает достижение следующих результатов:
Для детей: - повышение показателей социального развития и комфортности детей в образовательном пространстве ДОУ; - высокий показатель сформированности социально-личностных качеств выпускника ДОУ (самостоятельность, ответственность, произвольность) и внутренней позиции школьника; - повышение готовности проявлять инициативу, планировать свои действия и оценивать результаты; - сформированность навыков ориентации в пространстве; - сформированность дружеских отношений, проявление уважительного отношения к окружающим; Реализация программы будет иметь позитивный воспитательный результат, способствовать включению детей в общественную жизнь, повысит уровень готовности ребенка к школе.
Для родителей: - повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; - формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития; - увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением; - оптимизация детско-родительских отношений; - сохранение семейных ценностей и традиций; - возраста
И, в заключении, хочется отметить, что в безопасном пространстве каждого ребенка, есть право на любые чувства — можно быть злым, растерянным, веселым или грустным, проявлять страх или желание уединиться — все принимается. Мечтать, желать, хотеть можно и нужно