Авторы: Сорокина О.А., Ешмекова И.А. Рабочая программа дополнительного образования «Юный патриот». 2020-2021 г.
Документы для скачивания
Авторы: Сорокина О.А., Ешмекова И.А.
Пояснительная записка кружка «Юный патриот»
Значение патриотического воспитания в современных условиях
ФГОС ДО обязывает нас уделять большое внимание воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Мы хотим решать эту задачу так, чтобы стремление к героическому, добру и справедливости превратилось в естественное желание детей подражать героям. Для этого интегрируем разные средства: музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, художественную литературу. Собственную художественную деятельность детей.
Патриотическое воспитание дошкольников — это воспитание любви к родному дому, семье, городу, к родной природе, культуре своего народа, своей нации, уважительного отношения к представителям других национальностей, к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо. Задача воспитателей создавать условия для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, сотрудничать с родителями с целью воспитания у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее истории, бережного отношения к традициям своей семьи и своего народа.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Впоследствии эти же дошкольники смогут углубленно изучать музейное дело. Именно для того, чтобы сформировать в дошкольном возрасте интерес к музею, желание быть полезным людям, раскрыть способности, организуется занятия по программе «Дети - экскурсоводы».
Одна из целей этих занятий - подготовка экскурсоводов для музея детского сада. В дальнейшем, проводя экскурсии, вышеназванная категория детей не только более полно познакомится с историей своего родного города, но и научится анализировать полученные знания, овладевать приемами работы с книгой, методикой ведения экскурсии, овладеет умением понимать и сочувственно воспринимать, сопереживать исторический опыт другого времени, других поколений.
Углубленное знакомство дошкольников с историей своего города, края, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу (на войне ли, в мирные ли дни) вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны дошкольникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.
Актуальность. Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей.
Проблема патриотического воспитания детей в современном обществе становится одной из актуальных. Ознакомление дошкольников с историческими событиями столь отдаленными по времени, вызывает значительные трудности. Надо напоминать детям о тех давних событиях: улица, на которой ты живешь, названа именем героя; памятник в сквере, где мы играем, поставлен в связи с важным событием в годы войны; ветеран войны – это чей – то прадедушка; салют, который всем так нравится, - память о Победе. Работа на тему, связанную с Великой Отечественной Войной, должна проходить в особой атмосфере. Нам кажется, здесь неуместны шумные игры, забавные конкурсы, все должно быть торжественно, может, даже иногда с грустью. Но и перегружать детей тяжелыми фактами, цифрами, датами не следует. Время неумолимо идет вперед. Уходят из жизни ветераны. Вечная память тем, кто отдал свои жизни за нас! И вечная благодарность тем, кто испытал великую радость Победы, но до сих пор слышит во сне свист пуль и разрывы снарядов. Наша задача больше рассказывать о подвиге нашего народа, воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же сильными, смелыми и благородными. Любить свою Родину и гордиться ею.
Направленность – социально-педагогическая, краеведческая.
Возраст обучающихся – 5-7 лет.
Срок реализации программы - 2 года обучения
Целью программы является развитие системы патриотического воспитания дошкольника, изучение истории родного края, подготовка экскурсоводов для музея детского сада. Создание условий для самореализации дошкольников через самостоятельное творческое отношение к делу средствами краеведения и музееведения.
Задачи:
- Познакомить детей с источниками информации в музее.
- Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.
- Обогащать речь, развивать активный словарь детей за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия теоретического и практического материала.
- Прививать музейную культуру дошкольникам средствами экскурсионной работы.
- Формировать первичных представлений о событиях Великой Отечественной войны через различные виды деятельности;
6.Расширять знания о защитниках Отечества, родах войск, боевой техники;
7.Укреплять нравственно – патриотических чувств через расширение общего кругозора и совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.
МЕТОДЫ и ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Экскурсоводом может быть дошкольник 5-7 лет, заинтересованный работой в музее, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям. Изучение истории родного края, музееведение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками. Основными методами преподавания следует считать:
* словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
* метод демонстраций (использование схем, карт);
* метод упражнения (вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсий);
* наглядный - посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий из фонда музея;
* исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Формы работы: коллективные и индивидуальные.
Это – беседы, обсуждение тем экскурсий, обращение к материалам музея. Особое внимание уделяется работа над речью экскурсовода. Дети должны овладеть приемами работы с книгой, навыками эмоциональной передачи текста экскурсии.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей;
- развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм мышления, речи;
- формирование широкого кругозора;
- овладение практическими навыками экскурсовода.
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ:
- принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом;
- принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение;
- принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона; принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, иновационных технологий, развивающих методов и приемов.
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Для вас, родители!
- Тема: «Детская застенчивость»
- Авторы: Сорокина О.А., Ешмекова И.А., Наумова А.В. Методическая разработка. Эколого-патриотический проект. "Слава тебе мой героический край. Живи и расцветай! Клумба Победы". 2020-2021 г.