a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Авторы: Сорокина О.А., Ешмекова И.А. Рабочая программа дополнительного образования «Юный патриот». 2020-2021 г.

Автор: Сорокина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2023-03-10 10:26:06

Документы для скачивания

Авторы: Сорокина О.А., Ешмекова И.А.

Пояснительная записка кружка «Юный патриот»

Значение патриотического воспитания в современных условиях

ФГОС ДО обязывает нас уделять большое внимание воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Мы хотим решать эту задачу так, чтобы стремление к героическому, добру и справедливости превратилось в естественное желание детей подражать героям. Для этого интегрируем разные средства: музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, художественную литературу. Собственную художественную деятельность детей.

Патриотическое воспитание дошкольников — это воспитание любви к родному дому, семье, городу, к родной природе, культуре своего народа, своей нации, уважительного отношения к представителям других национальностей, к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо. Задача воспитателей создавать условия для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, сотрудничать с родителями с целью воспитания у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее истории, бережного отношения к традициям своей семьи и своего народа.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.       Впоследствии эти же дошкольники смогут углубленно изучать музейное дело. Именно для того, чтобы сформировать в  дошкольном возрасте интерес к музею, желание быть полезным людям, раскрыть способности, организуется занятия по программе  «Дети  - экскурсоводы».

      Одна из целей этих занятий - подготовка экскурсоводов для музея детского сада. В дальнейшем, проводя экскурсии,  вышеназванная категория детей не только более полно познакомится с историей своего родного города, но и научится анализировать полученные знания,  овладевать приемами работы с книгой, методикой ведения экскурсии, овладеет умением понимать и сочувственно воспринимать, сопереживать исторический опыт другого времени, других поколений.

      Углубленное знакомство дошкольников с историей своего города, края, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу (на войне ли, в мирные ли дни) вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны дошкольникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.

Актуальность.                                                                                                               Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни.

Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей.

Проблема патриотического воспитания детей в современном обществе становится одной из актуальных. Ознакомление дошкольников с историческими событиями столь отдаленными по времени, вызывает значительные трудности. Надо напоминать детям о тех давних событиях: улица, на которой ты живешь, названа именем героя; памятник в сквере, где мы играем, поставлен в связи с важным событием в годы войны; ветеран войны – это чей – то прадедушка; салют, который всем так нравится, - память о Победе. Работа на тему, связанную с Великой Отечественной Войной, должна проходить в особой атмосфере. Нам кажется, здесь неуместны шумные игры, забавные конкурсы, все должно быть торжественно, может, даже иногда с грустью. Но и перегружать детей тяжелыми фактами, цифрами, датами не следует. Время неумолимо идет вперед. Уходят из жизни ветераны. Вечная память тем, кто отдал свои жизни за нас! И вечная благодарность тем, кто испытал великую радость Победы, но до сих пор слышит во сне свист пуль и разрывы снарядов. Наша задача больше рассказывать о подвиге нашего народа, воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же сильными, смелыми и благородными. Любить свою Родину и гордиться ею.

 Направленность – социально-педагогическая, краеведческая.

Возраст обучающихся – 5-7 лет.

Срок реализации программы - 2 года обучения

Целью программы является развитие системы патриотического воспитания дошкольника, изучение истории родного края, подготовка экскурсоводов для музея детского сада. Создание условий для самореализации дошкольников через самостоятельное творческое отношение к делу средствами краеведения и музееведения.

Задачи:

  1. Познакомить детей с источниками информации в музее.
  2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.
  3. Обогащать речь, развивать активный словарь детей за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия теоретического и практического материала.
  4. Прививать музейную культуру дошкольникам средствами экскурсионной работы.
  5. Формировать первичных представлений о событиях Великой Отечественной войны через различные виды деятельности;

6.Расширять знания о защитниках Отечества, родах войск, боевой техники;

7.Укреплять нравственно – патриотических чувств через расширение общего кругозора и совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.

 МЕТОДЫ и ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

   Экскурсоводом может быть дошкольник 5-7 лет, заинтересованный работой в музее, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям. Изучение истории родного края, музееведение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками.      Основными методами преподавания следует считать:

* словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

* метод демонстраций (использование схем, карт);

* метод упражнения (вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсий);

* наглядный -  посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий из фонда музея;

* исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов  музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

     Формы работы: коллективные и индивидуальные. 

 Это – беседы, обсуждение тем экскурсий, обращение к  материалам музея. Особое внимание уделяется работа над речью экскурсовода. Дети должны овладеть приемами работы с книгой, навыками  эмоциональной передачи текста экскурсии.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

-  знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей;

- развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм мышления, речи;

- формирование широкого кругозора;

- овладение практическими навыками экскурсовода.

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ:

- принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом;

 - принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение;

- принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона;  принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

    Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, иновационных технологий, развивающих методов и приемов.

Оставить комментарий: