Авторы: Сорокина О.А., Сенаторова М.М. Рабочая программа образовательной деятельности. 2020-2021 г.
Документы для скачивания
Авторы: Сорокина О.А., Сенаторова М.М.
Введение. Целевой раздел.
1.1. Назначение программы.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.11.2012 № 273 – ФЗ дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссией МОУ Детского сада № 376 является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро меняющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передаче общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личности и познавательного развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возростосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Рабочая программа для детей 3- 4лет младшей группы на 2020-2021 учебный год разработана на основе образовательной программы МОУ детского сада № 376. Методическим обеспечением программы является авторская программа: «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Издание 2-ое, «Учитель», 2017 -303 с.
Парциальные программы:
-Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
- Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Издательство: ТЦ Сфера, 2006
-Лыкова И.А «Цветные ладошки»
-Стеркина О.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности»
-Князева «Истоки народной культуры»
-Колесникова Е.В. «Математические ступеньки»
1.2 Цели и задачи реализации программы.
Целью программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и РППС, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- Разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
- Разработать план мероприятий по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Апробировать систему мероприятий по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Волгоградской области.
Целью такой работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы (в соответствии со Стандартом):
- поддержка разнообразия детства. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения;
- сетевое взаимодействие с организациями социализации. Программа предполагает установку партнёрских отношений не только с семьями воспитанников, но и с другими организациями, которые могут способствовать обогащению социального или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействие проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической поддержки (родительский клуб).
Сотрудничество с:
- соавтором «Красной Книги» Северьяновым А.Н. на популяризацию биологических, экологических, краеведческих, природоохранных знаний среди воспитанников ДОУ;
- Волгоградской региональной поисковой общественной организацией «Наследие»;
- детской музыкальной школой №2 на проведение концертной деятельности;
- МКДОУ Новоаннинским детским садом №5 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о совместной образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности;
- ФГБОУ ВО «ВГСПУ» на прохождение производственной практики студентами.
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия;
- индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. Для реализации этого принципа регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в различных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка;
- развивающее вариативное образование с акцентом на зону ближайшего развития ребенка;
- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов;
- инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
1.4. Возрастные особенности развития ребёнка 3-4 лет.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.5 Отличительные особенности Программы. Вариативная часть образовательной Программы.
С целью улучшения качества экологического образования (данные диагностики показали, что процент экологического сознания экоцентрического типа за 2017-2018 и 2018-2019 г.) провести интеграцию парциальной программы Н.А Рыжовой «Наш дом-природа» с ООП МОУ Детского сада № 376 через календарно-тематическое планирование, ежемесячное планирование образовательной деятельности, еженедельное создание интеллектуальных карт, т.е методической базы по организации деятельности по экологическому образованию в МОУ. Усилить работу по развитию способностей детей к познавательно-исследовательской деятельности, познавательного интереса к миру природы через использование методического пособия Л.А Парамоновой «Развивающие занятия для всех возрастов. Результат работы оценивать на основе диагностических процедур: адаптированной методики «Эзоп» В.А Ясвина, разработанной педагогом-психологом Н.В. Христофоровой и диагностических авторских ситуаций, разработанных старшим воспитателем Е.В. Шатской.
1.6 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества образовательной деятельности, обеспечиваемых МОУ Детским садом, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые и т.д. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- карты развития детей дошкольного возраста;
- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
- диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
- внутренняя оценка, самооценка МОУ;
- внешняя оценка МОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в МОУ является оценка качества психолого-педагогических условий реализации ООП. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений ООП, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
2.Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы, как: образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, подвижные и традиционные народные игры и т.д.; взаимодействие и общение детей и взрослых, детей между собой и т.п.; а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Ранний возраст, стр. 27-31 «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования»
Взаимодействие взрослых с детьми.
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
Для личностно-проживающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, каков он есть, вера в его способности. Взрослый не погоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на индивидуальные особенности, что способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок.
2.2. Взаимодействие с семьями дошкольников.
Диалог с родителями (законными представителями) необходим для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт. Педагоги, в свою очередь, делятся с родителями о своей работе, о проведении детей во время пребывания в МОУ
3.Организационный раздел.
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
- Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и т.д
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т.е. сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
- Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
- Создание развивающей образовательной среды.
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, т.е. деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской творческой деятельности.
- Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.
- Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей.
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Для вас, родители!
- Тема: «Детская застенчивость»
- Авторы: Сорокина О.А., Ешмекова И.А., Наумова А.В. Многофункциональный авторский развивающий комплекс "Страна - Игралия". 2021-2022 г.