Конспект занятия:число и цифра 9.
Занятие по математике в ДОУ. Старшая группа. Тема: Число и цифра 9
Программное содержание: познакомить с образованием числа девять и цифрой 9; учить считать в пределах 9; называть дни недели по порядку; продолжать учить называть предыдущее и последующее число; учить обратному счёту, а также делать простейшие умозаключения; составлять предложения с союзом а.
Демонстрационный материал: цифры от одного до девяти, мяч.
Раздаточный материал: карточки с цифрами от одного до девяти; с разными геометрическими фигурами.
Ход занятия
- Образование числа 9, цифра 9.
Цифра девять есть девятка –
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Знакомство с образованием числа и цифрой девять происходит по аналогии с другими цифрами. Например, как с цифрой 6
2. Игра «Какой цифры не стало?»
На доске стоят цифры от 1 до 9 (можно не по порядку). Один ребенок у доски, отворачивается, другой убирает цифру (можно две).
Ребенок поворачивается и отгадывает, какой цифры не стало.
3. Гимнастика для глаз.
Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 3-4 раза. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.
4. Игра «Назови цифру, которая стоит за цифрой 6, перед цифрой 4 и др.».
Физкультминутка
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт:
Правое крыло вперёд
(поворот через правое плечо),
Левое крыло вперёд
(поворот через левое плечо),
Полетел наш самолёт
(дети бегут, руки в стороны).
5. Игра «Живая неделя».
Карточки с цифрами (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они «превратились» в дни недели. Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я понедельник. Какой день следующий?». И т. д.
6. Игра с мячом «Обратный счёт».
Дети с воспитателем стоят по кругу. Воспитатель называет число и передает мяч рядом стоящему ребенку. Начинать считать можно с любого числа. А ребенок называет число, на единицу меньше.
Например: Воспитатель говорит: «Семь» (отдает мяч). Ребенок отвечает: «Шесть» (передает мяч дальше и т. д.).
7. Игра с пальчиками.
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики),
Мы во двор пришли гулять
(«идут» пальчиками по столу),
Бабу снежную лепили
(«лепят» ладонями),
Птичек крошками кормили
(крошащие движения),
С горки мы потом катались
(палец правой руки «съезжает» по ладони левой),
А ещё в снегу валялись
(ладони кладутся на стол то одной, то другой стороной).
Все в снегу домой пришли
(отряхивают ладошки),
Съели суп и спать легли
(движения воображаемой ложкой, затем руки под щёчку).
8. Работа с палочками X. Кюизенера.
Задание: положите две белые палочки близко друг к другу. Поищите палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют белые палочки.
Это розовая палочка - число два. Три палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Это число три.
По аналогии вводятся все остальные числа до 9.