Выступление на городском методическом объединении музыкантов.
Документы для скачивания
Мастер- класс «Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития дошкольников» Подготовила музыкальный руководитель Корчагина Ольга Анатольевна, МБДОУ №23 «Солнышко» Цель: - изучение участниками мастер- класса вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно- воспитательного процесса в ДОУ. Задачи: - познакомить участников мастер- класса с использованием народных инструментов в процессе музыкального воспитания в ДОУ; - познакомить участников с методами и приёмами игры на ложках; - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Как утверждают специалисты, люди перестали есть руками и вооружились ложками 2 тысячи 800 лет назад. Но кто первым изобрёл ложку- история умалчивает. В доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов. Потом ложки стали делать из кости. Древние египтяне пользовались бронзовыми ложками, а греки предпочитали серебряные. За 3000 лет до н. э. в Египте пользовались ложками из камня, дерева и слоновой кости, о чем свидетельствуют раскопки. В Греции с древнейших времён пользовались ракушкой, которой было удобно «загребать» пищу. Во время расцвета римской и греческой цивилизации появились ложки из бронзы и серебра. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. В Древней Руси во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже вполне привычным предметом, о ней упоминается в летописи" Повесть временных лет" . И речь там идёт не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже: " Запасливый гость без ложки не ходит" . Русские деревянные ложки делались из осины, берёзы, клёна. Термин «ложка» был известен в Киевской Руси уже в Х веке. Корень слова – общеславянский. Некоторые ученые считают, что происходит от слова «лог»- овраг, углубление. Другие предполагают, что от глагола «лизать», «елозить». С давних времен существует традиция дарить младенцу серебрян ую ложечку на первый зубок, которую затем цен ят и хран ят как семейную реликвию. На ложках ещё гадали и совершали различные обряды. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья- нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её( выйдет замуж, женится, переедет и т. д. ) . В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни; ямка сверху – нет». На крестинах было принято также гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадёт кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится еще один мальчик, если вогнутой — то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложки, а молодец на ножки». «Всех кормлю с охотой я, а сама- безротая »- такую загадку детям задавали о ложке, которая изначально использовалась как предмет домашнего быта. Деревянные ложки, являясь принадлежностью обеденного стола, имелись в каждой семье. Веками совершенствовалась форма этого необходимого для каждого человека предмета. Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры. Деревянные ложки являются древнейшим славянским ударным музыкальным инструментом. Сделать ложку лишь полдела, н ужно, чтоб она запела. Трели наших ложкарей в еселят везде людей! Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым( «ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. На них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: - в непосредственной образовательной деятельности; - в театральной деятельности; - в выступлении на праздниках; - в кружковой работе. В разных видах деятельности: - в пение; - в слушание музыки; - в музыкально – ритмических движениях. Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Поэтому необходимо развивать музыкальные способности детей, давать им возможность свободно импровизировать на народных инструментах, развивать творческое воображение. Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей. Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны, и целесообразно использовать, в основном, лишь несколько приёмов игры. Части ложки: ручка, «черпачок», «щечка». Приёмы игры на ложках. Ложки в двух руках держат за ручки, удары следующими приёмами: 1. «Ладушки»: одновременно двумя руками «щёчкой» по «щёчке». 2. «Блинчики»: ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки. 3. «Тарелочки»: руки вытянуты вперёд, скользящие удары «щёчкой» по «щёчке». 4. «Бубен»: одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке». 5. «Солнышко»: круговые движения руками перед собой. 6. «Качели»: удары сверху- вниз одновременно двумя ложками. Удар «щечками» перед грудью. Удар «щечками» над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей. Удар «щечками» по ножкам стула, на котором сидит ребенок Удар «щечками» по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, помнить: не опускать лицо вниз, а смотреть на зрителей. Удар «щечками» попеременно, то у правого уха, то у левого. Это движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно немного поворачивается, то в одну сторону, то в другую, лицо исполнителя смотрит на зрителя. Эти приёмы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга. Игра на двух ложках в одной руке. В следующем приёме обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1- ым и 2- ым пальцами, другая между 2- ым и 3- им. Приёмы игры: 1. «Длинная рука». Самый простой способ игры. Вытягиваем в сторону левую руку ладошкой вверх, не сгибаем в локте. Ложки держим правой рукой, ударяем по левой ладони сверху. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет выглядеть лучше, если лица исполнителей будут смотреть на зрителей, даже если левая рука будет поворачиваться, то в правую, то в левую сторону. 2. «Мячики»( выполняют сидя, нога на ногу) : Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают. 3. «Тремоло»: ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят. 4. « Качалочка »: ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладони, одновременно делать небольшие наклоны влево- вправо. 5. Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям( длительность восьмая) , затем по ладони( длительность четвертная) . 6. «Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник. Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой. 7. «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность. Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно наклоняя туловище. 8. « Поклон». Еще один, очень красивый прием. Правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются вниз и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется. Приёмы игры на ложках в парах. 1. Сидя вполоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках «черпачком» к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой( ритм четвертные или восьмые) . 2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху – вниз( ритмы разные) . 3. «Раз»- удар в свои ложки, «два»- по ложкам друг друга. 4. «Ладушки»: «раз»- удар в свои ложки, «два»- правой ложкой по правой ложке друг друга, «три»- удар в свои ложки, «четыре»- левой ложкой по левой ложке друг друга. 5. «Соседи»: а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева. б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа. в) «раз»- удар по колену, «два»- удар по ладони слева, «три»- удар по колену, «четыре»- удар по левой ладони, вытянутой вправо с наклоном туловища вправо. г) «раз»- удар по колену, «два»- по локтю левой руки. д) сидя нога на ногу, «раз»- удар по ладони, «два»- по колену, «три»- по ладони, «четыре»- по пятке левой ноги. Приёмы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями. Дети держат ложки в двух руках. Два удара в ложки –( четверти) , три перетопа на месте –( восьмые) . «Часики»: а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо, б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя. в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя. г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение. 3. «Самоварчик» а) «раз»- удар в ложки, б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами, в) три перетопа. 4. « Ковырялочка » а) «раз», «два»- правой ногой выполняют движение: носок, пятка, б) три перетопа с одновременным ударом в ложки. Повторить то же- с левой ноги. 5. «Распашонка» а) «раз» удар в ложки, б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук- руки развести в стороны. Деревянные ложки- самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко », не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа! Народная мудрость гласит: «Черпай жизнь полной ложкой! » Ч ем полнее ложка, тем полнее и насыщеннее жизнь. Чего мы вам и желаем! И, как говорили наши предки: «Живите на красную ложку! » Пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души! Список литературы: 1. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах/ Н. Г. Кононова. - М. : Просвещение, 2007. – 155с. 2 Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. 2009. 3. Радынова О. П. Беседы о музыкальных инструментах. - М. , 1999. 4 Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками/ / Дошкольное воспитание, 2000, № 9 с. 101. 5. Ветлугина, Н. А. Детский оркестр/ Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 2010. - 102с. 6. «В мире музыкальных инструментов»- С. Газарян. 7 Конкевич, С. В. Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка/ С. В. Конкевич/ / Музыкальная палитра. - 2004. - №4. – С. 3 8. «Детский оркестр»- С. Бублей.