a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Исследовательский проект «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. ГДЕ ЖИВУТ ЗВУКИ?»

Автор: Мормоль Ольга Юрьевна Опубликовано: 2023-03-12 18:28:46

Документы для скачивания

 

КРАТКОЕ  ОПИСАНИЕ  ПРОЕКТА

Проект направлен на развитие  музыкальных  способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

 

ТИП  ПРОЕКТА:

  • По количеству участников – групповой
  • По направленности – исследовательский, творческий, познавательный
  • По длительности - среднесрочный

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

  • дети подготовительной группы «Пчелка», «Маргаритка»;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатели;
  • родители.

 

СРОК  ПРОВЕДЕНИЯ:  сентябрь-ноябрь 2022 года.

 

Проблемные вопросы: «что такое звуки?»

                         «как они получились?»

«почему их так много, целое море?»

Гипотеза: дрожит, значит звучит…

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

 

 

Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами.  Дети познают мир через игру, и именно поэтому так остро стоит сегодня  задача организации самостоятельной детской игровой  деятельности.

 

Последнее время, наблюдая  за  детьми  в  группах, заметила, что  самостоятельная музыкальная деятельность утратила свою новизну, дети  практически  не  играют  в группах на музыкальных инструментах – они  для  них  стали обыденными,  привычными, а потому – скучными.  Требовалось  привлечь  внимание  детей  к  этому  виду  деятельности, а  для  этого -  обновить и пополнить музыкальные  уголки  новыми  самодельными  музыкально-шумовыми  инструментами   и  таким  образом – создать  условия  для  активного экспериментирования со звуками с целью накопления  первоначального  музыкального  опыта.

 

Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта.  Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.

 

Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится  разбираться в  свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.

 

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА:

  • Развивать музыкальные и творческие способности на основе интеграции разных видов  художественно-эстетической деятельности  через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей;
  • Повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки;
  • Вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

 

ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА:

  • Расширять кругозор детей через знакомство с  шумовыми  и музыкальными инструментами;
  • Побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов. Развивать у детей музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений;
  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка в разных видах художественно-эстетической деятельности с учётом его индивидуальных возможностей.
  • Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах.
  • Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,

         умение взаимодействовать в коллективном  музицировании.

       

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

В  результате  реализации  проекта:

  1. Дети познакомятся с деревянными,  шуршащими, металлическими, стеклянными звуками, научатся музицировать и импровизировать на инструментах – самоделках.
  2. У детей появится интерес к самостоятельной музыкально-игровой деятельности, разовьются  их  коммуникативные  качества: способность  ладить и договариваться друг с другом.
  3. Дети научатся экспериментировать со звуками, у них проявится интерес к открытиям и  оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • «Художественно – эстетическое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»; 
  • «Физическое развитие».

 

ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Беседа, детская опытная деятельность,  занятия,  подготовка своими руками музыкальных инструментов.

 

ПРОДУКТ  СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ:  

 

  • Мини-выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с родителями, воспитателями и музыкальным руководителем.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА:

Создание условий для активной самостоятельной  музыкальной  деятельности детей  в  группах; индивиду­альная и групповая работа с детьми; организация бесед и сов­местной  музыкальной игровой деятельности музыкального руководителя и  воспитателя с воспитанниками.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОЕКТА

Материально-техническое:

  • Музыкальный центр;
  • Детские музыкальные инструменты;
  • Наборы для опытов:
    1. стаканчики (пластмассовый, деревянный,  металлический  и  стеклянный),  ложечка; 
    2. детская гитара  и  линейка;
    3. фантики, камушки,  монетки,  различные крупы, ракушки, бусы.
    4. стеклянные бутылки одинаковой формы (5 штук)
    5. цветные карандаши, цветная и обычная бумага.

Интерактивный комплект:

- Презентация «Музыкальные инструменты делаем сами».

 

Дидактический  материал:

 

  • Музыкально-дидактические игры:
  1. «Цветик-семицветик» (Детям предлагается изобразить с помощью шумовых инструментов звук грома, дождя, шелест листьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрип снега (можно использовать другие варианты).
  2. «Оркестр» (Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
  3. «Громкие и тихие звоночки» (импровизация на музыкальных инструментах)
  4. «Что лишнее» (Детям раздаются карточки . Они должны определить, какой вид деятельности на карточке лишний ,т.е. отличается от двух других на карточке).
  5. «Музыкальные и  шумовые  звуки»

 

  • Музыкальные игры:
  1. «Что звучит? »  (Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)
  2. «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать»

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них)

  1. «Барабанщики»
  2. «Найди свой инструмент»
  3. «Хлоп-шлёп» музыкально-двигательная  игра 
  4. «Кто вышел  погулять?»  музыкально-двигательная  игра             (Дети делятся на 4 группы. Каждая занимает свой домик – медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыка разных регистров. Чья музыка звучит, тот двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация)).

 

  • Песни:
    1. «Весёлые нотки» (Ю Чичков, Я. Халецкий)
    2. «Весёлые музыканты» (р.н.м, сл. Г. Олейник)
    3. «Добрый мастер» И. Костиной
    4. «Гимн музыке» А. Ермолов, С. Пярнянен
    5. «Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов

 

  • Классическая музыка:
  1. Э. Григ «Утро»
  2. Р. Шуман «Форель»
  3. М.П. Мусоргский «Увертюра из оперы «Садко»
  4. В.А. Моцарт «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»
  5. Ф. Ж. Госсек «Гавот»
  6. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

 

  • Иллюстративный материал: изображение детских шумовых музыкальных инструментов.

 

 

 

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    

Период

Мероприятие

Ответственный

1 этап - подготовительный

2 сентября – 23 сентября

 

Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов  по теме проекта;  создание  презентаций

 

Музыкальный руководитель

 

Сбор  бросового  материала  для  изготовления  музыкальных  инструментов

Воспитатель, родители

 

Работа с детьми  на  музыкальных занятиях:

Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь:

(Можем ли мы сами воспроизводить звуки и как? Можем ли мы использовать полученные путем собственного опыта навыки в музыкальной деятельности и как?). В результате формулируется проблема проекта, сюжетная  игровая ситуация, цель и задачи.

 

 

 

 

 

 

Музыкальный  руководитель

Воспитатели

Вводное музыкальное  занятие по определению у детей знаний о музыкальных и шумовых звуках

 

Музыкальный  руководитель и воспитатели создают условия для самостоя­тельной деятельности детей. Предлагает и организует:

•        группы детей;

•        распределяет роли, ответс­твенность;

•        планирование детской де­ятельности по решению задач проекта;

•        формы презентации результа­тов, итогов работы.

 

2 этап – основной,  организационно-практический

 26 сентября – 4 ноября

На музыкальных занятиях дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При  помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять  различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

·        Игра под фонограмму, подбор ритмического  аккомпанемента к детским  песенкам.

·        Импровизация звуковых картин на заданную тему.

 

 

Музыкальный  руководитель

Совместная  образовательная деятельность с детьми «Музыкальная лаборатория»:

·        Опыты «Музыка или шум?»;

·        «Откуда берется звук?», цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков;

·         «Как распространяется звук?» цель: объяснить, как распространяются звуковые волны;

·        Цикл исследовательских занятий : «Путешествие в мир деревянных, стеклянных, металлических и шуршащих звуков».

Образовательная деятельность

«Наш оркестр».

 

Опытническая деятельность

«Звуки разные нужны, звуки разные важны»:

·        Почему все звучит?» (колебание предметов);

·        «Где живет эхо?», цель: подвести к понятию возникновения эха;

·        «Почему Мишутка пищал?», цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера;

·        «Как сделать звук громче?», цель: выявить причину усиления звука.

 

 

 

Воспитатели, музыкальный руководитель

Разучивание музыкального материала: песен, игр на самодельных музыкальных инструментах.

 Музыкальный руководитель

3 этап - заключительный

ноябрь

Организация  выставки  самодельных детских музыкальных инструментов

Музыкальный руководитель,

Воспитатель

       

 

 

Реализация проекта

 

Пособия и материалы

Задачи

Опыты

Дидактические

и речевые игры

Слушание

«Почему все звучит?»

 

- закрепить у детей знание звуков улицы, дома;

- подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками;

- учить соотносить звуки и образы;

- развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление

«Музыка или шум?»,

 

«Почему все звучит?»,

 

«Откуда берется звук?».

 

«Замри и слушай»;

«Где живут звуки?».

«Много разных звуков», нем. н.м., сл.

Т. Боровик;

А/з «Звуки окружающего мира»

М.Потоловский

«Лошадка»;

 

Э. Григ.

 «Птичка»;

 

Л. Дакен.

«Кукушка»;

 

Д. Россини «Кошачий дуэт».

 

В. Бианки «Музыкант»

«Знакомство с деревянными звуками».

деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки

Музыкальные инструменты:

ложки, трещотки, ксилофон

- привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;

- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;

- вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева.

«Найди звук»;

«Музыкальный сундучок с секретом».

«Определи по ритму»;

«Палочка-стукалочка».

П. Чайковский.

«Марш деревянных солдатиков»;

 

Ю. Чичков. «Ложкари»;

 

В. Мурадели «Дятел».

«Знакомство с металлическими звуками»

металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические

Музыкальные инструменты:

металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы.

- развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;

- учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;

- формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях.

 «Как распространяется звук?»

«Колокольцы-

бубенцы?»

«Туча», шотл. нар.

песня.

М. Андреева. «Перезвон колокольчико»;

 

В.Агафонников«Сани с бубенцами»;

 

З. Левина. «Неваляшки»;

В. Гаврилин. «Тройка»;

 

 колокольный звон;

 

В. Кикта. «Гусляр Садко»

«Знакомство с шуршащими звуками»

бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани.

Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки.

- развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;

- побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя;

- воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей».

  «Почему не слышно?», «Сделай маракас»

«Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру»,

«Мы-веселые мышата»

Ж. Косма. «Опавшие листья»;

А. Токмакова «Медведь»

«Знакомство со «стеклянными звуками»

 Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.

Музыкальные инструменты: металлофоны, глогеншпили, валдайские колокольчики, треугольники.

- привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты

 

- побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;

- развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа, «омузыкаливать» его.

«Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучат по-разному?»

«Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько)

К. Сен-Санс. «Аквариум»;

П. Чайковский.

Танец феи Драже (балет «Щелкунчик»)

«Звуки природы»

Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, глокеншпили, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка.

Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч

- заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов;

- учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка);

- развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки).

«Звуки в воде», «Где живет эхо?»

«Солнышко и тучка». «Море», «Что за

желтый мячик?», «Шаловливые

сосульки», «Весенний фонтан» Т. Боровик

«Осень»

Г.Левдокимова«Ветер»

В. Степанова;

«Дождик и ливень»

Г.Левдокимова«Осень»

Ю. Чичкова; «Лес шумит», «Солнце крыши золотит»

Р.Леденева;

«Зима»

Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев»

П.Чайковского;

 

«Весна»

А. Вивальди; «Музыка»

Г. Струве.

           

 

 

Результаты проекта:

В результате выполнения проекта дети научились:

  • экспериментировать со звуком, устанавливать зависимость качества звука от свойств используемых материалов;
  • творчески самовыражаться в разных видах художественно-эстетической деятельности;
  • проявлять инициативу и стремление к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах.

Выводы:

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

  1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
  2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
  3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
  4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

 

Литература

  1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
  2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008
  3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003
  4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003
  5. «Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.
  6. Л.Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова «Страна чудес». – Москва, 1998.

 

 

Оставить комментарий: