Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"
Документы для скачивания
Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"
Цель планирования: приобщение детей к «Миру народного календаря» через изучение народных традиций, праздников, обрядов, обычаев народного календаря; расширение представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
ЭТАПЫ |
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ПЕДАГОГАМИ |
РППС |
||||||||
сентябрь-октябрь |
|
-Изготовление атрибутов для подвижных игр; -Изготовление шляпы-капусты; -Репетиция с героями сценки (родителями); -Выпечка пирогов к чаепитию (родители); -Инсценирование сценки «Капуста на огороде»; -Засолка капусты; Выпечка пирогов к чаепитию (родители).
|
-Зал декорирован под русскую избу: бутафорская печь, скамейки, кухонная утварь, половик, столы с капустой и предметами для крошения. - Выставка поделок из капусты «Капуста- барыня»; |
||||||||
-Презентация «Такая разная капуста!»; -Знакомство со старинными обычаями квашения капусты; -беседа о русском народном танце. |
-Песня «Осень в городе»; -Песня «Вот такие кочаны»; -Частушки про капусту; -Хоровод «Вейся, капустка!»; -Хоровод «Я на камушке сижу» муз.Римского-Корсакова; -Девичий хоровод «Я капустицу полола» р. н. п. |
-Игровой массаж «Квасим капусту»;
-Подвижные и хороводные игры «Веселая капуста»; «Ловишка с козликом»; «Как у дяди Трифона»; «Колышки»; «Плетень». |
|||||||||
Итоговое мероприятие «КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»
Цель: воспитывать уважение к русским народным традициям, обычаям, познакомить со старинным русским праздником «Капустник». Задачи: 1. Создание у детей и родителей радостного настроения, вызвать положительные эмоции от праздника. 2 .Раскрыть смысл нравственной нормы в народной жизни: вместе трудиться, вместе и отдыхать; воспитание любви к русской песне, танцу, играм; развивать интерес к русской народной культуре; создание радостной, веселой атмосферы на посиделках. 3.Познакомить детей с обрядом рубки, квашения капусты; творчески участвовать в хороводах и плясках, пении хороводных песен и частушек.
|
|||||||||||
декабрь-январь
|
-Знакомство со значением праздника: просмотр презентаций «Зимние святки» (о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни на Руси; «История Рождественского пряника»;
-Слушание Вивальди «Зима»; Моцарт «Колокольчики звенят»; Хачатурян «Вечерняя сказка»; Чайковский «Декабрь. Святки», «Январь. У камелька»; -Разучивание колядок; -Просмотр фильма «Святки на Руси»; Рассматривание картин русских художников: П.Каверзиев «Ряженые», А Кившенко «Колядки», Б. Кустодиев «Ярмарка», «Карусель».
|
-Хоровод под фонограмму ансамбля «Ивана Купала» - Коляда (Ай заинька, ай серенький…) -Попевки-колядки «С Новым годом!», «Коляда»; -Русские народные песни «Уж как шла коляда», «Сеем, сеем», «Авсень»; -святочные частушки; -Песня «Зима в России» |
Подвижные и хороводные игры: «Шла коза по лесу», «Золотые ворота», «Жмурки», «БабкаЁжка», «Пирог»; «Дударь».
|
|
-творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов (коробочки, погремушки, трещотки, колокольчики)» в совместном творчестве» (родитель+ребенок); -воспоминания с родителями обрядов, гаданий их детства - изготовление атрибутов для обряда колядования (масок, рождественской звезды, месяца);
-подготовка атрибутов для гаданий (горшки с предметами, мешочек)
-ознакомление с народным праздничным этикетом (оформление муз.зала в русском стиле); -изготовление теста для праздничных пряников «козуль»; -подбор формочек в виде животных, посыпок.
-распределение ролей, репетиции с «колядовщиками» – родителями (пение колядок)
|
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта из музея ДОУ «Русская изба»; стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки. Столы накрытые скатертями с формами для вырезания пряников, посыпками, скалками, глиняные горшки с предметами для гаданий. |
|||||
Итоговое мероприятие «Веселись ребятки, наступили святки!»
Цель: познакомить детей с особенностями русского праздника – Святками и его обрядом – колядованием. Задачи: - сформировать представление детей об особенностях праздника Святки и с его обрядом – колядованием; - закрепить знания детей о пословицах и поговорках о зиме; -воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам.
|
|||||||||||
февраль-март |
-Беседа с показом презентации «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины; -Слушание русских народных песен «Жаворонушки!», «Едет Масленица»; -Разучивание закличек -рассматривание репродукций Б. Кустодиев «Масленица», В. Суриков «Взятие снежной крепости»; |
-Хоровод «Едет масленица»; -Песня «Блины»; «Шёл Ванюша», «Как повадился коток»
-Хоровод «А мы масленицу провожали». |
-Хороводная игра «Пяточка-носочек»
Народные подвижные игры: «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря»; «Ручеек», «Гори, гори, ясно», «Горшки», «Золотые ворота», «Карусель с лентами»
Оркестр «Расписная ложка»: «Ой, блины, блины…»
|
|
-совместное изготовление куклы Масленки; чучела Масленицы; -изготовление брошюр на тему «Традиция проведения Масленицы в моей семье»; -Создание книги рецептов блинов (фирменный рецепт семейного блина);
-Фотоконкурс «Веселый блин»;
-Распределение ролей (педагоги), -выбор затейников для организации игр (родители); -Создание итоговой ИКТ-презентации«Как на масленой неделе…»
|
На центральной площадке стоит деревенский дом, печь, чучело Масленицы. Атрибуты: кубики с мишенями, метла, веревка, бутафорские блины, сковороды, лошадки. |
|||||
Итоговое мероприятие «Как на масленой неделе…»
Цель: организация и проведение русского народного праздника «Масленица» с приобщением детей и родителей к русской культуре, к народным традициям через систему сотрудничества ДОУ.
Задачи: - дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»; - развитие социальной, познавательной, творческой активности детей через игровую деятельность в традициях народного праздника «Масленица»; - укрепление связи между поколениями через взаимодействие и совместную творческую деятельность с сотрудниками, родителями; - воспитание любви и уважение к русским народным традициям.
|
|||||||||||
июнь |
-презентация «Праздник русской березки»; -рассматривание картины И. Остроухова «Березовая роща»; -показ видеозаписи хореографического ансамбля «Берёзка»; -слушание «Ах ты, береза» Раухвергера; -рассказ о берёзе «как о дереве об четырёх делах».
|
-Хоровод «Во поле берёзка стояла»; -Хоровод «Белая березка» (девочки с платочками) -Песня «У моей России» |
Подвижные игры «Плетень», «Солнышко и дождик», «Веночек», «Золотые ворота», «Венок», «К названному дереву беги». |
|
|
Оборудование на площадке ДОУ: берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
|
|||||
Итоговое мероприятие «Праздник березки»
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи: -познакомить детей с народным летним праздником Троица, с обрядом украшения летней березки, -формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой, - расширить представления об образе березы в поэзии, музыке, играх, -воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, подвижным играм. -воспитывать умение вести себя на празднике, радоваться самому и доставлять радость другим. |
|||||||||||