a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Автор: Мормоль Ольга Юрьевна Опубликовано: 2023-03-13 15:14:53

Документы для скачивания

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

 

Цель планирования: приобщение детей к «Миру народного календаря» через изучение народных традиций, праздников, обрядов, обычаев народного календаря; расширение представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

 

ЭТАПЫ

 

ОРГАНИЗОВАННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ПЕДАГОГАМИ

РППС

сентябрь-октябрь

Предварительная работа

Календарный фольклор

Игровой фольклор

 

-Изготовление атрибутов для подвижных игр;

-Изготовление шляпы-капусты;

-Репетиция с героями сценки (родителями);

-Выпечка пирогов к чаепитию (родители);

-Инсценирование сценки «Капуста на огороде»;

-Засолка капусты;

Выпечка пирогов к чаепитию (родители).

 

-Зал декорирован под русскую избу: бутафорская печь, скамейки, кухонная утварь, половик, столы с капустой и предметами для крошения.

- Выставка поделок из капусты «Капуста- барыня»;

-Презентация «Такая разная капуста!»;

-Знакомство со старинными обычаями квашения капусты;

-беседа о русском народном танце.

-Песня «Осень в городе»;

-Песня «Вот такие кочаны»;

-Частушки про капусту;

-Хоровод «Вейся, капустка!»;

-Хоровод «Я на камушке сижу» муз.Римского-Корсакова;

-Девичий хоровод «Я капустицу полола» р. н. п.

-Игровой массаж «Квасим капусту»;

 

-Подвижные и хороводные игры «Веселая капуста»;

«Ловишка с козликом»;

«Как у дяди Трифона»;

«Колышки»;

«Плетень».

Итоговое мероприятие «КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»

 

 

Цель:  воспитывать уважение к русским народным  традициям, обычаям, познакомить со старинным русским праздником «Капустник».

Задачи: 

1. Создание у детей и родителей радостного настроения, вызвать положительные эмоции от праздника.

2 .Раскрыть смысл нравственной нормы в народной жизни: вместе трудиться, вместе и отдыхать; воспитание любви к русской песне,  танцу,  играм;   развивать интерес к русской  народной  культуре; создание радостной, веселой атмосферы на посиделках.

3.Познакомить  детей с обрядом рубки,  квашения капусты; творчески участвовать в хороводах и плясках, пении хороводных песен и частушек.

 

 

декабрь-январь

 

 

 

 

-Знакомство со значением праздника: просмотр презентаций «Зимние святки» (о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни на Руси;

«История Рождественского пряника»;

 

-Слушание Вивальди «Зима»; Моцарт «Колокольчики звенят»; Хачатурян «Вечерняя сказка»; Чайковский «Декабрь. Святки», «Январь. У камелька»;

-Разучивание колядок;

-Просмотр фильма «Святки на Руси»;

Рассматривание картин русских художников: П.Каверзиев «Ряженые», А Кившенко «Колядки», Б. Кустодиев «Ярмарка», «Карусель».

 

-Хоровод под фонограмму ансамбля «Ивана Купала» - Коляда (Ай заинька, ай серенький…)

-Попевки-колядки «С Новым годом!», «Коляда»;

-Русские народные песни «Уж как шла коляда», «Сеем, сеем», «Авсень»;

-святочные частушки;

-Песня «Зима в России»

 

Подвижные и хороводные игры: «Шла коза по лесу», «Золотые ворота»,

«Жмурки», «БабкаЁжка», «Пирог»; «Дударь».

 

 

-творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов (коробочки, погремушки, трещотки, колокольчики)»  в совместном творчестве» (родитель+ребенок);

-воспоминания с родителями обрядов, гаданий их детства

 - изготовление атрибутов для обряда колядования (масок, рождественской звезды, месяца);

 

-подготовка атрибутов для гаданий (горшки с предметами, мешочек)

 

-ознакомление с народным праздничным этикетом (оформление муз.зала в русском стиле);

-изготовление теста для праздничных пряников «козуль»;

-подбор формочек в виде животных, посыпок.

 

-распределение ролей, репетиции с «колядовщиками» – родителями (пение колядок)

 

 

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта из музея ДОУ «Русская изба»;  стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Столы  накрытые скатертями с формами для вырезания пряников, посыпками, скалками, глиняные горшки с предметами для гаданий.

Итоговое мероприятие «Веселись ребятки, наступили святки!»

 

Цель:  познакомить детей с особенностями русского праздника – Святками и его обрядом – колядованием.

Задачи:

- сформировать представление детей об особенностях  праздника Святки и с его обрядом – колядованием;

- закрепить  знания детей о пословицах и поговорках о зиме;

-воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам.

 

 

февраль-март

-Беседа с показом презентации «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины;

-Слушание русских народных песен «Жаворонушки!», «Едет Масленица»;

-Разучивание закличек 

-рассматривание репродукций Б. Кустодиев «Масленица», В. Суриков «Взятие снежной крепости»;

-Хоровод «Едет масленица»;

-Песня «Блины»;

«Шёл Ванюша», «Как повадился коток»

 

-Хоровод «А мы масленицу провожали».

-Хороводная игра «Пяточка-носочек»

 

Народные подвижные игры: «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря»;

 «Ручеек»,

 «Гори, гори, ясно», «Горшки», «Золотые ворота», «Карусель с лентами»

 

Оркестр «Расписная ложка»: «Ой, блины, блины…»

 

 

 

-совместное изготовление куклы Масленки; чучела Масленицы;

-изготовление брошюр на тему «Традиция проведения Масленицы в моей семье»;

-Создание книги рецептов блинов (фирменный рецепт семейного блина);

 

-Фотоконкурс «Веселый блин»;


-Распределение ролей (педагоги),

-выбор затейников для организации игр (родители);

-Создание итоговой ИКТ-презентации«Как на масленой неделе…»

 

На центральной площадке стоит деревенский дом, печь, чучело Масленицы.

Атрибуты: кубики с мишенями, метла, веревка, бутафорские блины, сковороды, лошадки.

Итоговое мероприятие «Как на масленой неделе…»

 

Цель: организация и проведение русского народного праздника «Масленица» с приобщением детей и родителей к русской культуре, к народным традициям через систему сотрудничества ДОУ.

 

Задачи:

- дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»;

- развитие социальной, познавательной, творческой активности детей через игровую деятельность в традициях народного праздника «Масленица»;

- укрепление связи между поколениями через взаимодействие и совместную творческую деятельность с сотрудниками, родителями;

- воспитание любви и уважение к русским народным традициям.

 

июнь

-презентация «Праздник русской березки»;

-рассматривание картины И. Остроухова «Березовая роща»;

-показ видеозаписи хореографического ансамбля «Берёзка»;

-слушание «Ах ты, береза» Раухвергера;

-рассказ о берёзе «как о дереве об четырёх делах».

 

-Хоровод «Во поле берёзка стояла»;

-Хоровод «Белая березка» (девочки с платочками)

-Песня «У моей России»

Подвижные игры «Плетень», «Солнышко и дождик», «Веночек», «Золотые ворота», «Венок», «К названному дереву беги».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование на площадке ДОУ: берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
- 2-а короба с веточками (бумажные берёзовые листочки), вениками, изделиями из бересты, корзинкой, платочками, ленточками.

- разнос с угощением для детей (берёзовый сок)

 

Итоговое мероприятие «Праздник березки»

 

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной  культуры.

 

Задачи:

-познакомить детей с народным летним праздником Троица, с обрядом украшения летней березки,

-формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой,

- расширить представления об образе березы в поэзии, музыке, играх,

-воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням,  подвижным играм.

-воспитывать умение вести себя на празднике, радоваться самому и доставлять радость другим.

                 

 

Оставить комментарий: