Проект «Как на масленой неделе…»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Вишенка»
Проект
«Как на масленой неделе…»
Авторы:
- Мормоль Ольга Юрьевна
музыкальный руководитель
- Сидорова Елена Ярославна
воспитатель
- Рубан Нэлли Сафаргалиевна
воспитатель
г.Назарово
2022г.
Возникновение проекта.
Наступивший 2022 год, из указа, который подписал президент страны Владимир Путин, посвящен культурному наследию народов России.
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных определены задачи формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.
Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил бы себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Для решения этой задачи в нашем детском саду стало традицией проведение календарных народных праздников, где дети в течение года знакомятся с национальным наследием своего народа: устным, песенным, танцевальным.
Актуальность.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника, можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры» Н.А. Маханевой, М.Д. Князевой. Это дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель проекта: повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
- сформировать представление о традициях масленичной недели;
- закрепить знания о предметах быта, обрядовой кухне;
- познакомить с народными играми, художественным литературным и музыкальным материалом по теме;
- активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, частушками и поговорками;
- развивать физические способности по средствам игр и забав;
- вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Участники проекта: воспитатели подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, родители, дети.
Вид проекта: краткосрочный, социально – познавательный, творческий.
Сроки реализации проекта – одна неделя (28.02 - 04.03)
Интеграция с другими образовательными областями:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта: использование мультимидийной презентации, наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, праздник.
Ресурсы проекта:
- Подборка фольклорного, игрового, музыкального материала.
- Фото, видео материалы,
- Фотоаппарат.
- Шумовые музыкальные инструменты,
- Русские народные костюмы для детей, взрослых.
- Презентация «Широкая Масленица» .
- Проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано.
Предполагаемый результат проекта.
Для детей:
- сформируется представление о культуре и традициях празднования масленичной недели;
- познакомятся с масленичными песнями, играми;
- повысится уровень практических умений детей в художественном творчестве.
- с интересом участвуют в народных играх;
- выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
- проявляют интерес к искусству при просматривании картин;
- активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых, познавательных и творческих задач.
Для родителей: - повысится уровень информированности о деятельности МБДОУ.
- ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1-й этап: подготовительный.
- анализ просвещённости родителей и детей,
- постановка цели и задач,
- определениенаправлений для реализации данного проекта,
- составление плана работы,
- подбор литературы, музыкального материала, атрибутов,
- разработка сценария праздника.
- обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта(разработать задания и поручения для родителей :
фотоотчет на тему: «Традиция проведения Масленицы в моей семье»;
фотоконкурс «Веселый блин»).
2-й этап: основной - практический.
- Проведение бесед о народном празднике Масленица.
- Ознакомление с творчеством русских художников, посвященным празднованию Масленицы. Рассматривание репродукций картин.
- Оформление информационного материала для родителей о Масленице.
- Чтение и заучивание закличек, поговорок, стихов.
- Разучивание хороводных и подвижных игр.
- Рисование по теме: «Широкая Масленица»
- Изготовление куклы Масленки.
- Фотоконкурс «Веселый блин»
3-й этап: заключительный, аналитический.
- Проведение квест- праздника «Как на масленой неделе…»
- Совместное чаепитие с блинами.
- Подведение итогов.
- Создание итоговой ИКТ-презентации «Как на масленой неделе…»
Примерный план проведения проекта «Как на масленой неделе…»
Понедельник - Встреча
1 половина дня |
Прогулка |
2 половина дня |
Прогулка |
- Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью электронной презентации «Широкая Масленица»;
|
- Народные подвижные игры: «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря»; - Конкурс на лучшую снежную фигуру снеговика. |
- Кукольный театр «Петрушечные комедии»; - загадки о весне и зиме. |
- Народные забавы «Три ноги», «Сковорода» |
7
Вторник – Заигрыш
1 половина дня |
Прогулка |
2 половина дня |
Прогулка |
- «Пришла к нам Масленица» р.н. песня. - Русские народные игры «Гори, гори ясно; «Золотые ворота»
|
- Подвижные игры: «Ручеек», «Перетягивание каната», «Снежный тир» - Катание на санках. |
- Конкурс частушек «Как на масляной неделе»
|
- Подвижные игры «Кто быстрее на метле?», «Прятки»; - Катание с горки. |
Среда – Лакомка
1 половина дня |
Прогулка |
2 половина дня |
Прогулка |
- Игры - состязания «Хитрый шарик», «Посади картошку», «Ловкие ребята». |
- Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки» - Конкурс рисунков на снегу. |
- Знакомство со значением и символикой блинов; - Сладкий вечер. Чаепитие с блинами;
|
- Народные забавы «Русская баня», «Снежный лабиринт» |
Четверг – Разгуляй
1 половина дня |
Прогулка |
2 половина дня |
Прогулка |
- пение «Ой блины, блины…» р.н.песня, закличек о весне, солнышке; -музыкально-коммуникативные игры «Снеговик», «Сугроб дружбы» |
- Народные подвижные игры: «Удар по веревочке», «Зайки» |
- Выставка рисунков «Зимний разгуляй».
|
- Народные подвижные игры: «Волки во рву», «Коршун и наседка» |
Пятница - Тёщины вечерки
1 половина дня |
Прогулка |
2 половина дня |
Прогулка |
- Беседа: «Что мы узнали о Масленице»; - Игры - забавы: «С кочки на кочку», «Прокати мяч»;
|
|
- ТСО: мультфильм «Смешарики. Масленица». |
- Игры - эстафеты по желанию детей; Игры забавы: «Бой мешками», «Сковорода» -Самостоятельная игровая деятельность детей. |
Суббота - Золовкины посиделки. - Праздничное мероприятие-квест «Как на масленой неделе…»
Воскресенье - Прощёный день.
Достигнутые результаты:
Проект позволил расширить рамки традиционного праздника «Масленица» в детском саду. У детей сформировалось уважительное отношение к традициям своего народа. Дошкольники узнали много нового, смогли проявить свои творческие способности.
Благодаря проекту родители воспитанников оказались вовлечены в образовательный процесс.
Список литературы
- Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998\
- Боронина, Е.Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999
3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988
4.Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004.
5.Закон РФ» Об образовании( в редакции 20.07.2004 года)
6.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
7.Калинина Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОУ 2008
8.Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Для вас, родители!
- Тема: «Детская застенчивость»
- Конспект итогового занятия ко Дню народного единства (старшая, подготовительная группа)
- 1. Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей с ТНР старшего дошкольного возраста.