МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
Документы для скачивания
МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
Автор методики: Радынова О.П.
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
Цель:
Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Метод:
Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Оценка уровня музыкальных способностей:
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе: 3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
- Внимание
Ладовое чувство
3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено. 2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
- Просьба повторить
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
- Наличие любимых произведений
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
- Эмоциональность
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания
(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. 2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
- Высказывания о музыке с контрастными частями
3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму. 2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 – Не различает форму музыкального произведения.
- Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
- - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки. 1 – Затрудняется с выполнением задания.
- Определение окончания мелодии
- – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
- Определение правильности интонации в пении у себя и у других
3 – Очень чувствителен к точности интонации
- – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других. 1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
- Пение знакомой мелодии с сопровождением
- – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.
- Пение знакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
- Пение малознакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.
- Пение малознакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
- Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
- - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
- Подбор по слуху малознакомой попевки
- – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
- Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
- Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
- Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Определение уровня развития ладового чувства
Параметры
Ф. И. ребёнка |
Внимание |
Просьба повторить |
Любимые произ ведения |
Внешние проявления (эмоциональные) |
Высказывания о характере музыки (двухчастная форма) |
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту |
Определение окончания мелодии |
Определение правильности интонации в пении у себя и у других. |
Итог |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Высокий -
Средний Низкий
Определение уровня развития музыкально – слуховых представлений
Параметры
Ф. И. ребёнка |
Пение знакомой мелодии с сопровождением |
Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) |
Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне |
Итог |
||||||||
|
Н |
С |
В |
Н |
С |
В |
Н |
С |
В |
Н |
С |
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Высокий -
Средний Низкий
Определение уровня развития чувства ритма
Ф. И. ребёнка |
Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка мелодии из 3-4 звуков |
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки. |
Соответствие ритма движений ритму музыки |
Итог |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Высокий -
Средний Низкий
Сводная таблица по уровням музыкальных способностей детей
Ф. И. ребёнка |
Ладовое чувство |
Музыкально – слуховые представления |
Чувство ритма |
Итог |
||||||||
|
Н |
С |
В |
Н |
С |
В |
Н |
С |
В |
Н |
С |
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Высокий
Средний Низкий
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задачи программы |
Виды музыкальной деятельности |
|||||
Восприятие музыки |
Пение |
Ритмические движения |
Игра на музыкальных инструментах |
Музыкальное творчество |
Музыкально- образовательная деятельность. |
|
Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости, как основы развития музыкальности. Задачи: Содействовать развитию интереса к музыке, умение реагировать на общее настроение и характер музыки.
Способствовать возникновению желания заниматься музыкальной деятельностью.
Развивать музыкально- сенсорные и двигательные способности детей. |
Развивать способность яркого эстетического переживания ситуации художественного общения;
Развивать слуховое восприятие, внимание, память, умение дослушивать произведения до конца.
Учить различать звуки по высоте в пределах октавы. Учить различать 2-х частную музыку контрастного характера. |
Формирование умения петь с музыкальным сопровождением и голосом взрослого. Содействовать развитию певческой интонации. Учить петь без напряжения, не кричать. Развивать правильную дикцию. Добиваться умения коллективного исполнения песни. |
Формировать чувство ритма через сочетание ориентировки в пространстве, жести и движения. Различать характер музыки (марш, пляска) и согласовывать свои движения в соответствии с ним. Учить ориентироваться в пространстве зала. Учить отмечать начало и конец музыки. Обогащать разнообразные плясовые и образные движения. |
Вызвать интерес к данному виду деятельности. Учить детей передавать метрическую пульсацию на ударно-шумовых инструментах. |
Поощрять попытки детей к простейшей импровизации во всех видах музыкальной деятельности. |
Сообщить сведения о жанрах (колыбельная- плясовая). Познакомить со средствами музыкальной выразительности (темп и динамика). Познакомить с детскими музыкальными инструментами. Способствовать усвоению понятий (высоко-низко), (долго – коротко). |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы |
Виды музыкальной деятельности |
|||||
Восприятие музыки |
Пение |
Ритмические движения |
Игра на музыкальных инструментах |
Музыкальное творчество |
Музыкально- образовательная деятельность. |
|
Цель: Формировать основы музыкально- эстетического сознания детей.
Задачи: Развивать основы музыкального вкуса дошкольников. Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей. Содействовать проявлению склонности к музицированию. Продолжать развивать музыкальные способности детей. |
Развивать у детей способность познания эмоционального состояния своего и другого человека. Побуждать самостоятельно определять жанры, различать менее контрастную музыку, выделять средства музыкальной выразительности. Формировать умение слышать звуки по высоте в пределах сексты и учить прохлопать ритмический рисунок песен. |
Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии. Совершенствовать навыки правильного дыхания. Добиваться правильной дикции и артикуляции. Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него. |
Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки, ориентируясь в пространстве зала. Обогащать запас новых танцевальных движений. Совершенствовать технику ритмичности движений. |
Формировать простейшие ансамблевые навыки. Учить передавать простой ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах. Способствовать развитию умения согласовывать действия с музыкальным инструментом с характером, темпом и динамикой пьесы. |
Содействовать творческим поискам детей в различных видах музыкальной деятельности. Развивать творческое воображение. Побуждать давать музыкальный ответ на музыкальный вопрос. Поощрять творческие исследования нового инструмента, попытки самостоятельно поиграть на нем. Побуждать к импровизации с предметами в движении. |
Сообщить детям сведения о музыкальных жанрах (марш, пляска, колыбельная). Уточнять представления о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, учить различать звучания знакомых инструментов. Познакомить с понятием «Народная музыка» Расширять словарь эмоционально- образного содержания музыки. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы |
Виды музыкальной деятельности |
|||||
Восприятие музыки |
Пение |
Ритмические движения |
Игра на музыкальных инструментах |
Музыкальное творчество |
Музыкально- образовательная деятельность |
|
Цель: |
Добиваться понимания детьми ключевого понятия «Жанр». Способствовать развитию умения адекватного определения средств выразительности. |
Продолжать совершенствовать навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без. Совершенствовать выразительное пение. Содействовать навыку оценивания пения других детей. |
Отрабатывать технику основных видов движений, добиваться легкости, пружинности танцевальных движений. Учить классическому выражению музыкальных образов. |
Совершенствовать умения владеть основными приемами игры на музыкальных инструментах. Способствовать переносу способов действия на другие музыкальные инструменты. Побуждать передавать в игре на музыкальных инструментах средства музыкальной выразительности. |
Способствовать продуктивному музыкальному творчеству. Продолжать развивать музыкально- творческое воображение. |
Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, жанрами и композиторами. Познакомить с понятиями «Вокальная музыка» «Инструментальная музыка». Расширять эмоционально- образный словарь. |
Формировать |
||||||
основы |
||||||
музыкальной |
||||||
культуры детей. |
||||||
Задачи: |
||||||
Продолжать |
||||||
накапливать |
||||||
интонационно- |
||||||
слуховой и |
||||||
интонационно- |
||||||
пластический опыт. |
||||||
Углублять развитие |
||||||
музыкальности, |
||||||
пластичности, как |
||||||
компонент муз. |
||||||
культуры. |
||||||
Расширять |
||||||
использование |
||||||
инструментального |
||||||
музицирования, для |
||||||
выполнения детьми |
||||||
творческих заданий. |
||||||
Развивать основы |
||||||
худож.-муз. вкуса. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы |
Виды музыкальной деятельности |
|||||
Восприятие музыки |
Пение |
Ритмические движения |
Игра на музыкальных инструментах |
Музыкальное творчество |
Музыкально- образовательная деятельность |
|
Цель: |
Способствовать развитию умения различать характер музыки (внутри одного жанра) и эмоциональное отношение к нему. Содействовать развитию умения определять форму музыкального произведения (3-х частную, вариативную) Побуждать активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения, в соответствии с музыкальным образом и содержанием. Продолжать развивать музыкально- сенсорные способности. Совершенствовать целостное и |
Продолжать учить детей выразительному исполнению песен. Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком. Продолжать развивать умение брать правильно дыхание Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции. Закреплять навык коллективного исполнения. Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения. |
Продолжать формировать выразительное и непринужденное движение в соответствии с характером музыки. Способствовать более активной реакции на музыку (эмоциональность, образность в передаче движений в сюжете игры и действиях персонажей). Развивать пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой. |
Способствовать обобщению понятия –«Форма» Продолжать закреплять навыки ансамблевого исполнения. Содействовать умению -подбирать мелодию на фортепиано. Стимулировать получение эстетического удовлетворения от музицирования. Развивать координированность, согласованность движений рук в игре на музыкальных инструментах. |
Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного действия. Поощрять придумывание нескольких композиций танцев, комбинировать элементы танцевальных движений. Содействовать активному проявлению себя в придумывании интонаций различного характера и жанра. Поощрять проявления фантазии при выборе интонации на |
Продолжать знакомить с музыкальной терминологией. Знакомить с приемами и характером исполнения (стаккато, легато). Расширять сведения о классической, народной музыке, о композиторах, о взаимосвязи видов искусств. Учить использовать музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, форма, части и т.д.) Расширять понятие о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами. |
Формировать |
||||||
основы |
||||||
музыкальной |
||||||
культуры. |
||||||
Задачи: |
||||||
Формировать |
||||||
музыкально- |
||||||
эстетическое |
||||||
восприятие, |
||||||
сознание, |
||||||
оценку, |
||||||
потребности, |
||||||
интересы. |
||||||
Развивать |
||||||
творческую |
||||||
активность в |
||||||
различных |
||||||
видах |
||||||
музыкальной |
||||||
деятельности. |
||||||
Формировать |
||||||
эмоционально- |
||||||
положительное |
||||||
отношение к |
||||||
произведениям |
||||||
музыкального |
||||||
искусства. |
|
дифференцированное музыкальное восприятие. |
|
|
|
заданный текст и на свой текст. Развивать способности творческого воображения при восприятии музыки. |
|