Познавательно-исследовательский проект "Экологический десант с Эколятами"
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Познавательно – исследовательский проект
«Экологический десант с Эколятами»
Авторы проекта:
Иванова Екатерина Павловна, старший воспитатель
Некц Ольга Викторовна, воспитатель
МО «город Свирск», 2021г.
Паспорт проекта
Сроки реализации, продолжительность проекта: 2021 — 2022 учебный год, долгосрочный
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Участники проекта: Воспитанники и их родители (законные представители), коллектив МДОУ № 3.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: снижение интереса и равнодушное отношение к природе, отсутствие у детей активно — действенного отношения к природе.
Актуальность Проекта
«Любовь к Родине начинается с любви к природе»
К.Г. Паустовский
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Мы считаем, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование — актуальная и главная задача. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Цель Проекта
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта:
- дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
- активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
Ожидаемые результаты по Проекту:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей;
- повышение уровня экологической культуры родителей воспитанников.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта:
- чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
• прослушивание радиопередачи; - викторина;
• конкурс;
• тематическое оформление помещения;
• встреча;
• утренник;
• прогулка;
• работа на природе;
• проведение опыта;
• экскурсия;
• тематическое мероприятие.
Инструментарии при организации работы в рамках Проекта, которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:
- учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
• учебники и учебные пособия;
• тематические книги;
• хрестоматии;
• рабочие тетради и дневники;
• альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные материалы;
• журналы и газеты;
• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные издания;
• аудио и видеоносители информации;
• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• элементы мультипликации и диафильма;
• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
• театральные постановки, их фрагменты и элементы;
• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
• музеи и картинные галереи;
• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
• опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории;
• элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром;
• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.
Этапы реализации проекта |
Действия педагогов |
Действия детей |
Действия родителей |
Подготовительный этап |
Разработка Проекта, выделение приоритетной проблемы , определение цели и задач проекта, составление плана работы, изучение и анализ методической литературы по тематике проекта, обогащение предметно развивающей среды: игры и задания экспериментального характера, картотека опытов, материалы и коллекции в уголках природы и лаборатории, дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания, разработка перспективного планирования проекта. |
Участие в тематических
|
Участие в предполагаемых |
Организационный
|
Работа по Проекту осуществлялась по следующим блокам:
Работа по этим блокам проводилась с использованием разнообразных форм:
|
Активное участие в формах
|
Проведение круглых столов Привлечение родителей к проведению тематических мастер-классов. |
Формирующий этап |
Проведение занятий с детьми (комплексные, тематические занятия, беседы, игры, развлечения, выставки рисунков, поделок, аппликаций, труд в огороде и на Аллее Эколят, экологический десант на берег р.Ангара и «Петин» лес для уборки мусора). Создание экологической тропы на участке. |
Совместная работа по созданию
|
Совместная работа детей, |
Итоговый этап |
Проведение итогового мероприятия |
Расширение знаний детей в |
Участие в итоговых
|