a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательно-исследовательский проект "Экологический десант с Эколятами"

Автор: Иванова Екатерина Павловна Опубликовано: 2023-03-14 07:55:47

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3»

                                            

  

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Познавательно – исследовательский проект

«Экологический десант с Эколятами»

 

 

 

 

 

Авторы проекта:

Иванова Екатерина Павловна, старший воспитатель

Некц Ольга Викторовна, воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

МО «город Свирск», 2021г.

 

 

 Паспорт проекта

Сроки реализации, продолжительность проекта: 2021 — 2022 учебный год, долгосрочный

Тип проекта: познавательно – исследовательский

 Участники проекта: Воспитанники и их родители (законные представители), коллектив МДОУ № 3.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: снижение интереса и равнодушное отношение к природе, отсутствие у детей активно — действенного отношения к природе.

 

Актуальность Проекта

 «Любовь к Родине начинается с любви к природе»

К.Г. Паустовский

         Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

      Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

      Мы считаем, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование — актуальная и главная задача. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Цель Проекта

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи Проекта:

  • дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
    • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
    • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
     • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
     • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
  • активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.

Ожидаемые результаты по Проекту:

  •  формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
  • повышение общей культуры ребёнка;
  • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
  • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
  • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей;
  • повышение уровня экологической культуры родителей воспитанников.

Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта:

 

  • чтение;
    • беседа;
    • наблюдение;
     • обсуждение;
     • прослушивание тематических сказок и рассказов;
     • задание;
     • игра;
     • просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
     • прослушивание радиопередачи;
  • викторина;
    • конкурс;
    • тематическое оформление помещения;
     • встреча;
     • утренник;
     • прогулка;
     • работа на природе;
     • проведение опыта;
     • экскурсия;
     • тематическое мероприятие.

 

 

Инструментарии при организации работы в рамках Проекта, которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:

  • учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
    • учебники и учебные пособия;
    • тематические книги;
     • хрестоматии;
     • рабочие тетради и дневники;
     • альбомы и тетради для раскрашивания;
     • наглядные и раздаточные материалы;
     • журналы и газеты;
     • художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
     • энциклопедические и справочные издания;
     • аудио и видеоносители информации;
     • настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
     • костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
     • элементы мультипликации и диафильма;
     • художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
     • театральные постановки, их фрагменты и элементы;
     • телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
     • музеи и картинные галереи;
     • выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
     • опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории;
     • элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром;
     • различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.

Этапы реализации проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

 

Подготовительный этап

Разработка Проекта, выделение приоритетной проблемы , определение цели и задач проекта, составление плана работы,  изучение  и анализ  методической литературы по тематике проекта, обогащение предметно развивающей среды:  игры и задания экспериментального характера,  картотека опытов,  материалы и коллекции в уголках природы и лаборатории,  дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания, разработка перспективного планирования проекта.

Участие в тематических
 беседах, играх, опытах, рассматривание
 иллюстраций по теме.

 

Участие в предполагаемых
 формах работы по Проекту

Организационный
 этап

 

Работа по Проекту осуществлялась по следующим блокам:

  • «Природа вокруг нас»;
  • «Уроки  Природолюбия»;
  • «Во саду ли, в огороде»;
  • «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы».

Работа по этим блокам проводилась  с использованием разнообразных форм:

  • познавательные занятия и беседы с детьми;
  • чтение художественной литературы о природе;
  •  наблюдения;
  • опытно-экспериментальная деятельность;
  • природоохранные акции;
  • художественно – продуктивная деятельность;
  • тематические досуги
  • акция «Чистый лес»
  • акция «Чистый берег р. Ангара»

Активное участие в формах
 работы по теме.

 

Проведение круглых столов
 с родителями, консультаций
 по теме проекта и
 реализации задач, размещение актуальной информации на сайте организации и в группах Viber.

Привлечение родителей к проведению тематических  мастер-классов.

Формирующий этап

Проведение занятий с детьми (комплексные, тематические занятия, беседы, игры, развлечения, выставки рисунков, поделок, аппликаций, труд в огороде и на Аллее Эколят, экологический десант на берег р.Ангара и «Петин» лес для уборки мусора). Создание экологической тропы на участке.

Совместная работа по созданию
 выставки, подготовки итогового
 мероприятия

 

Совместная работа детей,
 родителей (законных представителей) и педагогов по
 созданию и оформлению
 выставок совместных
 работ, фото выставок и
 фотоколлажей по теме
 Проекта. Ярмарка-продажа «Урожай наш так хорош, Лучше  в мире не найдешь».

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия
 Квест игра "Спасем Байкал"                Выставка совместных творческих работ педагогов, детей и родителей                     «Мы с природою друзья»,     Выпуск экологической газеты "Природа вокруг нас". Мультфильм «Уроки Природолюбия с Эколятами». Обобщение опыта.

Расширение знаний детей в
 рамках темы проекта, участие в
 итоговых мероприятиях. Анализ
 результатов проектной
 деятельности

Участие в итоговых
 мероприятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: