Квест - игра для педагогов по патриотическому воспитанию
Квест-игра для педагогов
«Патриотического воспитания дошкольников:
возрастные особенности, программные задачи, целевые ориентиры»
Цель:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
- Углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- Актуализировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
- Обобщить знания педагогов об целях, задачах, методах и средствах патриотического воспитания;
- Создать условия для самообразования педагогов в данном направлении;
- Стимулировать потребности педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников;
- Развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
Ход игры:
Я предлагаю вам сегодня принять участие в квест - игре «Моя Родина - Россия».
А что такое Родина? Я предлагаю всем встать в круг. Закройте глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (музыка-релакс). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги озвучивают свои ассоциации). У каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы любовь к Родине, чувство патриотизма стали для ребенка личностно значимыми понятиями.
Стих
Я предлагаю всем участникам игры разделиться на две команды. Мы отправимся в путешествие.
1 СТАНЦИЯ «Педагогическая эрудиция».
- Объясните понятие.
- Нравственно – патриотическое воспитание – это …
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
- Перечислите задачи нравственно – патриотического воспитания:
воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
- Назовите цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Основной целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность
привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
- Назовите методы нравственно-патриотического воспитания.
- создание патриотического уголка;
- проведение тематических занятий, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр презентаций, прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
- беседы о семье, родном городе, стране, её истории;
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, русские народные игры, сказки, потешки, песни, заклички);
- ознакомление с русской культурой, народными промыслами;
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;
- организация тематических мероприятий (утренники, соревнования, конкурсы, выставки);
- организация экскурсий по достопримечательностям родного края, к памятникам города, посещение музеев, выставок;
2 СТАНЦИЯ. «Мозговая разминка».
Вопросы задаются командам по очереди:
- Земля, где ты родился? (Родина).
- Древнее название России? (Русь).
- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
- Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
- Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
- Официальная эмблема государства? (Герб).
- Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
- Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность)
- Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. (Толерантность.)
- То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).
3 СТАНЦИЯ «Самый внимательный»
Вопросы задаются командам по очереди:
- Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)
- Что держит орел в правой лапе? (скипетр)
- Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)
- А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)
- А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)
- Форму какого предмета имеют гербы? (щит)
4 СТАНЦИЯ «Знатоки русской народной культуры»
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
1 команде нужно восстановить пословицы
- Нет в мире краше. когда над ней крыша одна.
- Глупа та птица,. а своё село всё на уме.
- Если дружба велика,. чем с родной земли сойдет
- Семья сильна,. хорошие дети растут.
- Человек без Родины. будь и сыном своего народа.
- В хорошей семье. что соловей без песни.
- Будь не только сыном своего отца. Родины нашей.
- Козак скорее умрет,. которой свое гнездо не мило.
- Живёшь на стороне,. будет Родина крепка.
2 команде нужно вспомнить и дописать
- Для Родинысвоей ни сил ни жизни не … (жалей)
- Родина– мать сумей за нее… (постоять)
- Чужбина калина, Родина - … (малина)
- Русский солдат не знает …. (преград)
- Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
- Береги землю родимую, как мать … (любимую)
- Родина – мать, а чужбина - …. (мачеха)
Вопросы задаются командам по очереди:
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры. Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. Предлагаю поиграть в народную подвижную игру: «Поясок»
Команде раздают по три ленточки. Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок. Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
5 СТАНЦИЯ «Узнай родной наш край»
Предлагаю узнать памятные и исторические места нашего края.
Участникам показывают 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности родного поселка. Нужно узнать и рассказать о них.
6 СТАНЦИЯ «Черный ящик»
В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).
7 СТАНЦИЯ «Ребус»
Подведение итогов
- Вот и подходит наша квест-игра к концу. Мы сегодня поделились опытом, узнали много нового, закрепили свои знания. Хочется надеяться, что мы воспитаем из наших воспитанников настоящих патриотов Родины.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Я горжусь своей страной, потому что… ?
Всем спасибо за участие!