методическая разработка "Вмире шахмат"
Документы для скачивания
Муниципальный конкурс методических разработок «РАДУГА МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ» «методическая разработка в условиях дополнительного образования» «В мире шахматных кодов» Составил: Педагог дополнительного образования МКОУ Зябинская СОШ, Братский район Прудникова А. М. 2022 год Тема: «В мире шахматных кодов» для детей 7- 12 лет Цель: Научить детей использовать комбинации, ведущие к достижению материального перевеса приемами отвлечения, завлечения при игре в шахматы. Задачи: Образовательные: познакомить детей к комбинациям, ведущих к достижению материального перевеса приемами отвлечения, завлечения при игре в шахматы и учить применять эти приемы при решении задач; Развивающие: умение сравнивать позиции фигур, обобщать. Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций, предвидеть результаты своей деятельности; Воспитательные: вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах. Игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля. Ожидаемые результаты: - умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность; - инициатива, активность и сообразительность; Оборудование: раздаточный материал, шахматы, демонстрационная шахматная доска. Учитель: Прудникова Александра Маратовна Проекционная система( проектор, экран) , компьютер, электронная презентация урока. Задачи: Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Познавательные: Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций. умение сравнивать позиции фигур, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. Оборудование: Проекционная система( проектор, экран) , компьютер, электронная презентация урока. Ход урока. Этап урока Содержание урока 1. Мотивация к учебной деятельности 1. Организационный момент Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем. И работать начинаем. Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать. Повторение. 2. Погружение в тему занятия. Выяснение целей, ожиданий. 1. Отгадайте ребус- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? Правильно, это термин НОТАЦИЯ Кто знает, что обозначает этот термин? Видеоролик « Почему ферзя называют королевой? » Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. У пешки- ценность в 1 очко, конь и слон- 3; ладья- 5; ферзь- 9; король- бесценная фигура. Шахматно – математические задачи. Запиши ответ цифрой. ( на листочках) Конь+ пешка = 4 слон+ конь= 6 Ферзь+ пешка= 10 ферзь+ конь= 12 Ладья+ слон= 8 ладья+ ферзь= 14 Кто сильнее: • конь или ладья? •два слона или ферзь? • ферзь или две ладьи? • конь или две пешки? - 2. Актуализация знаний. Отгад айте второй ребус. 7Я Я знаю, что когда вы научились играть в шахматы, все поддерживали в семье и говорили. Что вы молодец! Шахматы развивают логику, ум. Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику. В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру? »- спросил Петя. - Можно ли помочь Пете? Как? - Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. Поможет Пете, давайте, а нам понадобятся знания шахматной нотации. Перед вами на листочках, показаны положение фигур, когда закончил играть Петя с дедушкой. Запишите, сообща по парам по парте местоположение фигур. - На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами. Запишите на листочках шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте. - А теперь сверьте ваши работы с записью на экране. А сейчас определите, у кого получился материальный перевес? Попробуйте определить, каких фигур больше на поле? Как посчитали это по количеству оставшихся фигур. А по преимуществу? Белые выигрывают т. к. ( черную ладью бъем, остается королю убегать на Кр в- 3, белая ладъя Ld- 8: А- 8 объявляет шах, Кр вынужден пойти на А- 3. - белые объявляют мат) . Материальный перевес получился. Считаем очки. Белые Черные 1. Ке1 1. Kb2 2. Лс3 2. Лa1 3. Лd8 3. Лс2 4. Сd3 4. пa2 5. Cg7 6. пf5 3. Формулирование темы урока и постановка целей- Так чему мы будем сегодня учиться на уроке? - Сегодня будем учиться использовать комбинации, ведущие к достижению материального перевеса приемами отвлечения, завлечения при игре в шахматы. Какие цели стоят перед нами? Узнать, что такое материальный перевес, научиться приемам отвлечения, завлечения. 3. Изучение нового материала. Сегодня мы поговорим о комбинациях, которые приводят не к мату, а к выигрышу какой – либо фигуры противника или приобретению более ценной фигуры партнера за свою менее ценную фигуру. Начнём с отвлечения. Откройте учебники на странице 38- 40. А нас сегодня встречает сказочный герой «Буратино». Кто автор этого произведения? ( Алексей Николаевич Толстой) Диаграмма №1 Итог: белые с шахом жертвуют свою пешку, отвлекая черного короля от защиты ладьи, и выигрываем за пешку целую ладью. ( Пешка оценивается в 1очко, а ладья 5) , значит мы достигли материального перевеса? Диаграмма№2 Итог: отдается ладья- 5, а приобретается ферзь- 9 Мы не забываем, что надо нам учиться говорить на шахматном языке. Поэтому помогите выявить опорные слова. Какие новые слова вы услышали? Выявляем опорные слова: материальный перевес, отвлечение, приобретение ценных фигур, принуждение, угроза, жертва фигурой, завлечение. Поработаем в рабочих тетрадях, откройте стр. 15 Диаграмма№1 Короля вынуждаем перейти на другое поле Отдаем в жертву слона- 3 очка, взамен ферзя бъем- 9очков – перевес. Итак, подытожим: Что мы только что делали? Учились комбинациям, ведущих к материальному перевесу, путём отвлечения, т. е. жертвуя фигурой или простым средством принуждения. Например: с помощью шаха или угрозы. Отвлечение, основывается на перегрузке фигур. Это вы должны запомнить. 4. Физминутка- музыкальная « Апельсин » включить проектор. 5. Закрепление. Черные начинают. Диаграмма №1 Первым из положений белые отдают пешку, заманивая чёрного ферзя на гибельное для него поле. На взятие этой пешки следует шах, и ладья забирает ферзя. Диаграмма №2Двойной удар наносит пешка, забрать, которую первым ходом чёрные не могут( из- за мата) и им Приходится расстаться с ладьей. Тоже таким приемом достигаем материальный перевеса. 5. Практическая работа. Диаграмма №1Король находится под защитой. Слон е6 бъет пешку С в 3: + ( объявляет мат) . Кр в3: Св 3; Фс 4х Вынуждаем фигуру соперника встать на слабое поле. Материальный перевес получился? 7. Рефлексия Нужно закрасит часть круга в соответствии с вашими ощущениями после занятия. https: / / disk. yandex. ru/ i/ HnslTWoG6zJR4Q ссылка на презентацию И спользованные источники и литература Прудникова Е. А. , Волкова Е. И. «Шахматы в школе первый( второй, третий, четвертый) год обучения»: учебник. - М. : Просвещение, 2017 Прудникова Е. А. , Волкова Е. И. «Шахматы в школе первый( второй, третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь. - М. : Просвещение, 2017 Прудникова Е. А. , Волкова Е. И. «Шахматы в школе первый( второй, третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации. - М. : Просвещение, 2017