Тема мастер-класса: «Всё в твоих руках» (Успешная социализация детей дошкольного возраста через социоигровые технологии»
Документы для скачивания
Тема мастер- класса: «Всё в твоих руках»( Успешная социализация д етей дошкольного возраста через социоигровые технологии» Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социально- игровой технологии. Задачи: Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо- игровой технологии. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности. Обогатить и обобщить представления педагогов о социо- игровом стиле работы с детьми как эффективной педагогической технологии. Ход мастер- класса: - Сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее. Социально- коммукативное развитие детей явля ется важной проблемой педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально- коммукативного развития. Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка. Работая воспитателем в детском саду и наблюдая за детьми, я отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные( речевые) и невербальные( жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации. Л учший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с о взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Сенситивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно ра звиваются в дошкольном возрасте, в первом коллективе, т. е. в группе. Поэтому своей п едагогической практике применя ю- Социо- игровую технологи ю – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Социо- игровая технология стоит на 6 самых основных правилах и условиях: 1 правило: Работа проводится малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Деятельность дошкольников в малых группах- самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. 2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер( капитан команды) , которого выбирают сами дети( голосованием, по считалочке и проч. ) . Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. 4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 5 правило: социо- игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. 6 правило: ориентация на принцип полифонии . Таким образом, используя правила социо- игровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей. С оцио- игрову ю технологию системно использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Мастер- класс для педагогов ДОУ: практическая часть Основной вид деятельности способствующий социализации детей – игровая деятельность. 1. Игра «Приветствие». Цель: Создание настроения у участников, сокращение дистанции в общении. Привет, сосед! Улыбнись в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. - Улыбнулись, коллеги друг другу! 2. Игра « Знакомство друг с другом » Цель: : Знакомство участников группы, снятие тревожности. «Прилагательное на первую букву имени»- Ребята, мы с вами познакомимся немного поближе. Каждый называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени слово, которое как- то его характеризует, отражает какие- то особенности его характера. Например: - Я, Асия. Я аккуратная. - Замечательно! У всех красивые, необычные имена. 3. Игра «Волшебные очки » Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы( группа не должна быть более 5- 6 человек) , причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени( нежные, ласкательные) . Можно также по очереди рассказать что- то хорошее о короле. 4. Игра «Я рисую ». Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе. - Рассчитайтесь на 1, 2. сС числом 1 – шаг вперёд, с числом 2 – стоим на месте. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя. Возможные фигуры: треугольник; ромб; круг; квадрат; угол; буква; птичий косяк; Обсуждение: - Трудно было выполнять задание? В чем заключалась трудность? - Что помогло при его выполнении? 5. Игра «Десять секунд». Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы. Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд. - Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем. Распределиться на группы: по наличию часов на руках; по стилю обуви; по длине волос; по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье; по цвету брюк и юбок; по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете. 6. Игра «Выложи фигуру »- Обратите внимания на спинку стульчика: желтые кружочки в одну команду зеленые в другую идут, получились 2 команды. - Я хочу предложить вам игру. В коробке у меня счетные палочки. Возьмите каждые по две палочки. Один из вас начинает игру: он кладет счетную палочку в середину круга на пол. Второй кладет свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Старайтесь, чтобы получилось какое- то изображение. Игра продолжается до тех пор, пока дети не выложат все палочки. В конце игры обсуждаем, что получилось. 7. Упражнение «Нарисуй по описанию»( общее для всех) . Каждый выполняет самостоятельно на листочке. - Сейчас я прочитаю вам задание, вы должны будете выполнить его на листочке. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить. Задание я прочитаю два раза, вопросы задавать нельзя. Стоял синий дом. Крыша у него была треугольная. Большое окно было красным цветом, маленькое – желтое. Дверь коричневым цветом. Педагог дважды повторяет описание. Участники рисуют только контуры, не закрашивая карандашом. После выполнения дети в парах обмениваются листочком, педагог еще раз зачитывает задание, дети по ходу проверяют правильность выполнения. После выполнения задания проводится обсуждение и проверяющие выставляют смайлики( без ошибок – веселый, 1- 2 ошибки – спокойный, больше 2- х – грустный) . Комментарий: дети учатся работать в соответствии с заданной инструкцией, взаимопроверке, правильной реакции на ошибки. 8. Игра «Дружественная ладошка». Цель: воспитание у детей дружеских взаимоотношений, желание делать друг другу приятное. Детям раздаются листки бумаги. Воспитатель: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим друзям по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание. Вот и мы с вами выполнили задание. - Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой- то сложный момент. - Надеюсь, данная тема была для вас актуальна и вы в своей работе можете использовать эти элементы. Завершить нашу встречу я хотела бы притчей, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет. «Давным- давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках». Сегодня каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее. «