Мастер класс "Нетрадиционные пальчиковые игры"
Мастер-класс «Нетрадиционные пальчиковые игры»
Цель мастер-класса:
- Познакомить с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимнастики;
- раскрыть актуальность пальчиковой гимнастикив педагогической работе;
- расширять взаимосвязь воспитателей с родителями воспитанников;
- внедрять инновационные формы в работу с детьми и их родителями.
Задачи:
- 1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
- Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
- Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: карандаши, прищепки, орехи, каштаны, пробки от бутылок, щетки, крупные бигуди, длинные бигуди, мячики, горох,бусы из макарон.
Ход.
- Здравствуйте, уважаемые гости! Вашему вниманию сегодня я представлю мастер – класс, где познакомлю всех присутствующих с нетрадиционными пальчиковыми играми.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делает более выразительной.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Традиционные «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмированных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук,что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей.
Нетрадиционные «Пальчиковые игры» - это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.
Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Предлагаю поиграть следующие игры.
Давайте возьмем в руки карандаш.
Для этой игры используем карандаш с гранями.
Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игра «Котенок кусака» с использованием бельевой прищепки.
Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно,на ударные слоги стиха.
После первого двустишия-смена рук
Кусается больно котенок-малыш
Он думает: это не палец, а мышь
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться,- скажу тебе «Кыш!»
Игра «Лыжники» (Пробки от бутылок)
Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия - смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Смена рук.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые ботинки
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Игра «Орешки».(грецкие орехи, каштаны)
Берем грецкие орехи и катаем между ладонями (по кругу).
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Игра «Бигуди». (крупные бигуди)
Можно использовать как массажер, катая их между ладошками.
Бигуди в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игра «Игрушки» (с длинными бигудями)
Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо.
надевают кольцо на каждый палец руки под счет начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.Затем меняют руки
На большом диване в ряд
Куклы разные сидят:
Два медведя,
Буратино,
И веселый Чипполино,
И котенок,
И слоненок.
Раз,два,три,четыре,пять-
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
Игра «Снежок»( с щетками)
Дети берут в руки щетку, проводят ею круговыми движениями по правой колени, затем по левой. Проводят щеткой круговыми движениями по правой ладони, затем по левой. Держат щетку в левой руке, проводят ею от ладони до плеча по правой руке – «забрались на горку», затем меняют руки. Держат щетку в левой руке, проводят ею от плеча до ладони по правой руке- «съехали с горки»,затем меняют руки.
Топ, топ-сапожок!
Хлоп, хлоп вот снежок
Заберусь на горку –УХ!
Съеду с горки
Бух! И в снежок!
«Волшебный горох, фасоль»
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия - смена рук, каждая горошина берется на ударный слог. Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.
Игра «Мячик» с использованием мяча-ежика.
Я мячом круги катаю,
Взад перед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто бы сметаю крошку,
И помню его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
(переброс мяча из руки в руку)
«Собираем спички».
Собираем спички (счетные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички).
Клювов длинее
Не видовал я,
Чем клювы у аиста
И журавля
О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Тренируйте пальчики!
Станет руки сильней!
Головушка умной!
Речь красивой!
Спасибо за внимание!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинушка» с.Сабакаево
Мастер- класс
«Нетрадиционные пальчиковые игры»
Подготовила:
Гебейдуллова Г.Н.-воспитатель
с.Сабакаево 2018г.