a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Организация занятий физической культурой с детьми с ТНР в условиях ДОУ.

Автор: Гайшун Елена Юрьевна Опубликовано: 2023-03-28 10:26:16

Документы для скачивания

сертификат о публикации в педагогическом издании   

Тема физического воспитания в настоящее время очень актуальна, потому что физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих улучшению здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания о способах укрепления собственного здоровья позволят обеспечить детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

     Физическое развитие – понимается как процесс и итог формирования способностей и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности, окружающей среды и уровнем двигательной активности.

     Речь — это исторический дар, приобретенный в процессе эволюции и определяющий человека как разумное существо. Через речь люди могут общаться друг с другом, проявлять коммуникативные способности в различных сферах жизни общества. Тяжелые нарушения речи отражаются на умственной деятельности ребенка, которая проявляется в познавательной, эмоциональной и волевой сферах личности.

     Наличие речевого дефекта приводит к ярко выраженным изменениям ключевых показателей психофизического развития ребенка. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, снижение уровня восприятия. Наблюдается замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной.

     Актуальность данной проблемы состоит в том, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. Многие исследователи отмечают недостаточную устойчивость внимания, тенденцию к снижению психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти. Дети с речевой патологией часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Им трудно переключаться с одного вида деятельности на другой.

     Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи.

       Речевые расстройства можно разделить на три основных группы:

1.фонетико-фонематические (дефекты произношения отдельных звуков, голосообразования, интонации, плавности, темпа произношения);

  1. общее недоразвитие речи (ОНР) - алалия, афазия;
  2. нарушение использования средств общения - заикание.

     К тяжелым дефектам речи также относят расстройства письма - дисграфию и дислексию.

     Речевые расстройства могут быть сочетанными, например, ребенок может не произносить отдельные звуки и заикаться. Коррекция таких нарушений речи у детей сложная и продолжительная.

     К задачам по физическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи относятся:

  1. создание механизма реализации личностно-ориентированного образовательного процесса на основе физического, психического и личностного развития детей;
  2. определение направления коррекционно-педагогического процесса на основе диагностического обследования;
  3. создание условий для максимальной реализации потребности детей в двигательной активности.

     В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания должны решаться задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции.

     Для успешной реализации поставленных задач работа по физическому воспитанию в ДОУ должна вестись комплексно и представлять собой целостную систему, строящуюся на основе тесного контакта со специалистами и родителями воспитанников.

     В процессе физического воспитания детей, с нарушениями речи, должны решаться не только задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, но и должно, при этом, особое внимание, обращаться на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепление лексико-грамматических средств языка, путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

     Целью организации образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ для детей с нарушениями речи является:  создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

     На занятия по физическому воспитанию решаются  как общие, так и коррекционные задачи. Занятия физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития. Речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей, а роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной.

     У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе инструктора по физической культуре.

     Для более эффективной работы в данном направлении педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с логопедом, психологом, воспитателями.

 

https://vestnikprosveshheniya.ru/publikacii/v_pechatnom_zhurnale/opublikovavshiesya_v_pechatnom_zhurnale_pedagogi?n=2023.011

 

Оставить комментарий: