Средства физического воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Документы для скачивания
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.
Для детей с речевыми нарушениями автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети, с нарушением речи, как правило, относятся ко второй - третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями.
К средствам физического воспитания детей дошкольного возраста относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое воспитание ребенка влияют движения, входящие в разнообразные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы, массаж.
Полноценное решение задач физического развития достигается лишь при комплексном использовании всех средств, поскольку каждое из них разнообразно воздействует на организм.
1) Гигиенические факторы (распорядок занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) увеличивают результативность влияния физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей проявляются позитивные эмоции, увеличивается работоспособность, облегчается овладение данными упражнениями и развиваются физические качества.
Гигиенические факторы обладают и самостоятельным значением: они содействуют нормальной работоспособности всех органов и систем. К примеру, правильное и регулярное питание снабжает своевременную доставку всем органам потребных питательных веществ, способствует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно воздействует на деятельность пищеварительной системы. Нормальный сон обеспечивает отдых и увеличивает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз и организовывает наиболее одобрительные условия для ориентации детей в пространстве. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.
2) Естественные силы природы (вода, солнце, воздух) увеличивают действенность воздействия физических упражнений на организм ребенка. В период занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей проявляются позитивные эмоции, значительно поглощается кислород, повышается обмен веществ, увеличиваются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода применяются для закаливания организма, для увеличения приспособляемости организма к увеличенной и уменьшенной температуре. В последствии тренируется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность вовремя реагировать на резкие и стремительные изменения метеорологических факторов. При этом совмещение природных сил с физическими упражнениями усиливает эффект закаливания. Природные силы применяются и как независимое средство. Вода используется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического влияния на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особенные вещества, содействует истреблению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи содействуют отложению витамина D под кожей, берегут человека от заболеваний. Немаловажно использовать все природные силы, наиболее рационально совмещая их.
3) Физические упражнения специфичное средство физического воспитания, применяемое для постановления оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Вследствие этого физические упражнения обширно используются в различные периоды существования человека.
4) Танцевальные упражнения, аккомпанирование музыкой, содействуют развитию навыков точной осанки, формированию физических качеств (быстрота, ловкость и др., кроме того ритмичности, плавности, непосредственности, выразительности движений, возбуждают позитивные эмоции.
Движения, вступающие в разнообразные виды деятельности, проявляют положительное воздействие на организм ребенка, если придерживается правильная осанка и дозировка физической нагрузки на ребенка.
5) Массаж, оказывая влияние на кожу, воздействует на весь организм человека в целом. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний зарождаются сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, увеличивается кровообращение, теплоотдача. В связи с этим массаж может защитить организм от перегревания в знойную погоду. Под воздействием массажа совершенствуется секреторная функция сальных и потовых желез, увеличиваются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и увеличивается их сократительная способность; стремительнее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность.
Используемая литература
- Велитченко В.К., Физкультура для ослабленных детей. – М.: Терра-спорт, 2021.
- Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи детей. – СПб.: Речь, 2020.
- Горбунова О.В. Анализ речевого развития старших дошкольников с речевой патологией, в ходе эксперимента с использованием средств оздоровительной аэробики на мячах // Адаптивная физическая культура. - 2020. - №3.
- Дмитриев А.А. Физическая культура в специальные образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.
- Климова Е.В., Гребенникова И.Н. Особенности занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения осанки и дефекты речи //Адаптивная физическая культура. – 2018. - №2.
- Коррекционная педагогика: Основа обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
- Макаренко О.И, Саратова Д.Н. Изучение системы ценностных ориентаций учащихся с нарушением речи // Адаптивная физическая культура. - 2018. - №2.
https://intel-academy.ru/files/orders/100437/file/sr-va.fiz.vosp.det.s.tnr.zip