Классный час "Семь чудес света"
Документы для скачивания
Вступление
Почти 5 тысячелетий назад было «сотворено» первое из классических чудес света – пирамиды египецких фараонов, затем 20 веков спустя, второе – висячие сады в Вавилоне (IV век до н.э.), за ними по одному в столетие – храм Артемиды в Эфесе (V век до н.э.), статуя Зевса в Олимпии (V век до н.э.), Мавзолей в Галикарнасе (IV век до н.э.) и, наконец, почти одновременно сразу 2 чуда – Колос Родосский и маяк на острове Форосс (III век до н.э.).
Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей красотой. В них воплотился взлет мысли, откровение творческой фантазии, мастерство древних строителей. Перечень семи чудес был составлен Антипантроном в I век до н.э..
Уже в те далекие времена непросто было отдать предпочтение одному из чудес перед другими, признать какое из них чудесней.
Египетские пирамиды
Чудеса света - так называют прославленные в древности сооружения и статуи. От тех далеких времен нас отделяют века. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Люди создают то, о чем древние народы не могли и мечтать. До нас, к сожалению, дошло лишь одно из тех прекрасных творений человеческого разума, умелых человеческих рук - египетские пирамиды.
Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только у более поздних стены гладкие. Почему это произошло, до сих пор не выявлено.
Пирамиды состояли из запутанных лабиринтов, слепых камер и ловушек, которые должны были помешать злоумышленникам добраться до мумий и могильных драгоценностей.
Самые знаменитые три большие пирамиды близ Гизэ: Хеопс (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооруженная в XXVIII веке до нашей эры.
1798 году у подножия каменных гигантов произошло решительное сражение между французами и мамлюками. Французами командовал генерал, возмечтавший затмить славу знаменитейших полководцев всех времен и народов. Величие этих гробниц поразило и его. Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид», - сказал обращаясь к своему войску, и слова его воодушевили солдат. По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе было, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и в 30 сантиметров.
Археологи насчитали 80 пирамид. Не все они дошли до наших дней. Уже в древней песне были такие слова:
А что с их гробницами?
Стены обрушились,
Не сохранилось даже место, где они стояли,
Словно никогда их и не было.
Висячие сады Семирамиды
Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.
В 90 километрах от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона-(VII в. до нашей эры Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне - но больше всего поражали висячие сады царского дворца - сады, бавшие не легендой. Греки почитали их как одно из семи чудес света.
Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицы Ассирии. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею были построены «висячие сады» в Вавилоне.
Однако знаменитые висячие сады были созданы не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже по приказу царя Навуходоносора. Висячие сады были разбиты в северо-восточной части дворца на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживались мощными высокими колоннами, расположенными внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение -в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом, еще выше - свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым я белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и давала достаточно света для растений. В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное ко лесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата.
Висячие сады были разрушены наводнениями Евфрата, который во время паводков поднимается на три-четыре метра.
Древний Вавилон давно перестал существовать, но имя его живет до сих пор.
Храм греческой богини Артемиды
Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии считался третьим чудом света.Артемида считалась у греков идеалом жен ской красоты: она была столь прекрасна, что ей не нужно было и участ вовать в известном состязании между Афиной, Афродитой и Герой.
Для составления проекта и строительства храма был приглашен известный архитектор Харсифрон из Кносса. Он предложил построит мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн, но дел) осложнялось тем, что поблизости не было мрамора. Однако, как часто бывает, помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленьх холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения и наклонив головы, помчались навстречу друг другу, но промахнулись Один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. В руках; него оказался... кусок мрамора. Ликующие горожане приветствовали пастуха,облачили его в дорогие одежды, и никому доселе не известный стал знаменитым. ''
Храм строился почти 120 лет и был закончен около 550 г. до нашей эры было огромно: длиной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него возвышались два ряда каменных колонн высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния Старшего, их было 127. Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. По углам крыши размещались четыре мраморных быка гигантских размеров.
Изнутри храм был облицован мраморными плитами, а в центре главного зала стояла статуя Артемиды высотой 15 метров. Основа статуи была деревянной, но сверху она была сплошь покрыта золотыми украшениями и драгоценностями.
До нас дошло свидетельство о конкурсе на создание скульптуры Амазонки. Жители Эфеса пригладили участвовать в нем Фидия (творца знаменитой статуи Зевса в Олимпии), Кресилая (создателя Перикла), афинского скульптора. Крадмона и Поликтета , который и одержал победу. Через 200 лет житель Эфеса Герострат поджег храм Артемиды. Так он хотел увековечить свое имя в истории. Это случилось в ночь рождения Александра Македонского 21 июля 356 г. до нашей эры. Решением собрания, «в котором участвовал весь эфесский народ», имя человека, совершившего это преступление, должно было навечно исчезнуть из памяти людской. В официальных списках о нем говорится просто как об «одном безумце», но в IV веке до нашей эры о нем упомянул древнегреческий историк Феопомп, и имя Герострата с тех пор стало нарицательным.
Статуя Зевса в Олимпии
Зевсов венец на челе его дивном,
Ветер играет в кудрях темно-русых
И, трепеща, ему в руки влагает
Чудную лиру.
Джозуэ Кардуччи
-На юге Греции в храме находилось скульптурное изображение Зевса - верховного бога древних греков, которое по праву считалось четвертым чудом света. Когда Фидий воздвиг статую Зевса в храме, пораженные зрители стали спрашивать: по чьему подобию он ее сделал? Сам ли взошел на Олимп, чтобы увидеть Зевса, или же Зевс сошел с Олимпа, чтобы ему показаться? На это великий скульптор отвечал, что изобразил бога согласно Гомеру.
Каждого посетителя храма прежде всего поражала величина ста туи. Александрийский поэт Каллимах (III век до нашей эры) утверждал, что высота статуи была 37,5 стопы, самого трона - 30 стоп, а пьедестала- 3 стопы. Таким образом, скульптура была высотой примерно 12,5 метра. Страбону даже храм казался для нее тесным: «Она была столь высокой, что, хотя храм и имел немалую высоту, все же казалось, что художник, создавая ее, нарушил пропорции, ибо сидящий Зевс почти касался потолка, и на первый взгляд было ясно, что если бы он захотел встать с трона, то снес бы крышу».
Одеяние и волосы Зевса были из золота, обнаженные части тела -из слоновой кости, трон - из кедра, инкрустированног
Оратор и философ Дион Хрисостом писал о ней: «Если человек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой,полной горечи, предстанет перед статуей Зевса, то он забудет обо всем, тяжелом и страшном, что несет с собой человеческая жизнь». Плиний,собиравши
Галикарнасский Мавзолей
О, сизые и розовые плиты!
Каррарский мрамор, кованый гранит!
Вы безупречны, вечны, знамениты.
В Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства Галикарнасе находилось пятое чудо света - великолепная гробница, по строенная для царя Мавсола его вдовой - царицей Артемисией в середи не IV века до нашей эры.
Мавзолей удивлял прежде всего своей архитектур ной идеей: впервые в греческой архитектуре в ней соединялись все три знаменитых стиля - дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения; был огромный пьедестал из мрамора. Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления.
Пьедестал имел форму прямоугольника. На нем стоял храм гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы находились богатые скульптурные украшения. Вершина пирамиды венчалась площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней, высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы 46 метров.
Статуи Мавсола и Артемисии, а также другие украшения Мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне. Память о Галикарнасском Мавзолее осталась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове «мавзолей».
Колосс Родосский
Жители Родоса, племя дорийцев,
колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
воздвигли тебе.
Неизвестный античный поэт
III веке до нашей эры на остров Родос напал македонский царь. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую высокую статую на свете. Это шестое чудо света известное под названием Колосса Родосского.
На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном белым мрамором искусственном холме, высотой около 7 метров, была поставлена самая большая на свете статуя юноши ростом в 36 метров. Разные авторы указывают различную высоту статуи, увеличивая ее чуть ли не вдвое. Во всяком случае, статуя настолько велика, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.
Согласно Филону, Колосс представлял собой мужскую фигуру, на пьедестале из белого сверкающего мрамора, к которому были прикреплены его ступни такого размера, что сами по ce6e превышали многие статуи. В вытянутой руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком.
Есть и такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, всматривался вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся лучей.
Статуя простояла более 50 лет, вплоть до землетрясения 225 года до . Почти тысячу лет лежала на берегу бухты расколотая статуя. В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. По одному из проектов Колосс Родосский будет отлит из алюминия, а в его чреве предполагается устроить бар для туристов.
Форосский маяк
Башню на Форосе, грекам спасенье,
Сострат Дексифанов,
Зодчий из Книда воздвиг,
О, повелитель Протей!
Поссидип
Известное всем слово «фары» происходит от седьмого чуда света, Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, был 280 г. до нашей эры построен самый большой маяк древности.
Эго сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 190 метров. На нем стоял большой дворец с четырьмя башнями . Из его центра поднималась массивная четырехугольная башня высотой 70-80 метров, которая постепенно сужалась, заканчиваясь зубцами.На этой башне стояла еще одна, более узкая, но тоже довольно высокая, которая заканчивалась каменной площадкой. На этой площадке по кругу распологались колонны, поддерживавшие конусообразную башню, которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров. На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск которого благодаря сложной системе зеркал был виден за 100 миль
Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали по возки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.
Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система отражателей использовалась и для обзора морских просторов, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.
Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться средиземноморски
Заключение
На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты и чаяния человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному совершенству. Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают нам о великих и трагических страницах истории. Мы вспомнили сегодня о семи прекрасных творениях человека. Большинство из них не пощадил время, но сберегла память. И мы рады, если сегодняшний наш рассказ напомнил вам известные и открыл новые страницы в истории и культур Земли.
Вот и закончилась наша небольшая прогулка в далекие века и дальние страны. Мы побывали и в Египте, и в Вавилоне, и в Греции. Вы можете спросить, а почему чудес света только семь, а не больше? Чудесами их называли древние греки. Они, конечно, были хорошими путешественникам
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий