Дифференцированный подход в обучении дошкольников
Сообщение из опыта работы
«Особенности реализации дифференцированного подхода
в организации коррекционно-развивающих занятий
с воспитанниками с ТНР»
(Неклюдова С.А., учитель-логопед)
Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка, т. е. на уровне его возможностей.
Чтобы организовать дифференцированный подход обучения необходимо знать соматическое состояние воспитанника, психолого-педагогические особенности личности, особенности эмоционально-волевой сферы, динамические показатели речевого развития, уровень социализации и даже уровень развития музыкальных способностей воспитанника. Для этого на начальном этапе мною проводится педагогическая диагностика и определяется индивидуальный образовательный маршрут.
Но дифференцированный подход осуществляется не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых и групповых. В чем же он проявляется?
А проявляется он, прежде всего, в предложении заданий с учётом речевых, умственных и психофизических возможностей ребёнка. Т.е. в дифференциации по уровню сложности. Например, если берется дидактическая игра «Четвертый лишний», то более «сильным» детям предлагаются более сложные обобщения, а «слабым», соответственно, более простые. Например более сложный вариант, когда предлагаются дикие и домашние животные, а более легкий, когда животные и, например, деревья. Кроме того, «сильным» можно предложить на слух, а «слабым» картинный вариант. При затруднении можно оказать стимулирующую помощь в виде дополнительного вопроса или подсказки.
Еще одним вариантом дифференциации будет предложение повторить ответ, который уже прозвучал. Такой же подход и к другим дидактическим играм и упражнениям. Например «Скажи наоборот», «Чей? Чья? Чьи?», «Какой? Какая? Какое? и др.
При выполнении работ карандашами на карточках, задания в основном даю одинаковые, но кто справляется быстрее, то даю дополнительное задание. У кого недостаточно развита мелкая моторика, обращаю внимание на правильное удержание карандаша, силу нажима. Стимулирую призывами: «Постарайся», «Вот здесь у тебя хорошо получилось!», «Потом покажешь маме, как ты хорошо сделал», «Будь внимательнее» и т.п.
Если ребенок неуверен, стеснителен, боязлив, то, стараюсь предложить такое задание, чтобы он поверил в свои силы и закрепляю эту уверенность похвалой.
При работе с разрезными картинками тоже учитываю уровень сформированности зрительного восприятия и дифференцирую картинки по уровню сложности (количество частей, вид разреза и сложность картинки)
Дифференцированный подход осуществляю и с учетом интересов детей. Например, мальчикам наиболее интересны техника, транспорт, конструктор, девочкам – одежда, посуда, цветы.
В зависимости от речевых способностей детей, также предъявляю разные требования к ответу, к качеству выполнения задания. Для более сильных детей предлагаю разнообразные варианты заданий и приучаю пользоваться приёмом самоконтроля и самооценки заданий. Для слабых детей использую более многократное повторение, даю задания, предполагающие ответ в действии (найти, показать, выбрать, принести), чередую хоровые ответы с индивидуальными, больше времени даю на обдумывание задания, поддерживаю инициативу ребёнка. Не делаю отрицательных сравнений, чаще подбадриваю, поощряю, хвалю и радуюсь их успехам. Используя установки: «не спеши говорить, подумай», «ты можешь», «у тебя всё получится», «ты способный».
В зависимости от произносительных способностей подбирается речевой материал. Если звук в стадии автоматизации, значит речевой материал будет насыщен автоматизируемым звуком. И наоборот, если звук не поставлен, значит, по возможности, речевой материал не будет содержать этот звук или не будут предъявляться требования к его произношению. Такой же принцип лежит и в основе выбора слоговой структуры слова. Или при проговаривании слов сложной слоговой структуры оказываю стимулирующую помощь в виде образца проговаривания, послогового проговаривания и т.п.
При заучивании стихотворений, детям, испытывающим трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, мнемотаблицы. Кроме того, предлагаю более многократное повторение. Для этого записываю на диктофон текст, отправляю родителям и предлагаю несколько раз прослушать дома.
Для детей с высоким уровнем двигательной активности использую на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либо действием. Например, раздели на слоги, прошагав слова. Или отбивая мячом. Так же с мячом часто использую игры «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот» и др.
Детям с высоким темпом деятельности (Амелия, Артём) во избежание потери интереса, предлагаю помогать другим.
При затруднении предлагаю различные виды помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым видом помощи стояит различные степень и качество вмешательства в работу ребенка. Под стимулирующей помощью подразумевается воздействие, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений. Эмоционально-регулирующая помощь — это оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка. Смысл направляющей помощи заключается в такой организации деятельности ребенка, когда все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, но педагог направляет ориентировку ребенка в задании. Организующая помощь предусматривает, что исполнительский часть деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль - взрослым. Обучающая помощь применяется в том случае, когда все другие условия преодоления затруднений оказываются неэффективными и ребенка попросту надо обучить новому для него виду деятельности.
Таким образом, именно разноуровневое обучение позволяет мне помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Разноуровневые технологии делают процесс обучения интересным, повышают познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, благотворно влияют на все стороны развития личности дошкольника.
Реализация дифференцированного (разноуровневого) подхода в развитии и коррекции речи дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.