a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Как развить связную речь ребенка.

Автор: Баранукова Зурида Магарбиевна Опубликовано: 2023-03-29 21:14:28

Документы для скачивания

  Как развить связную речь ребёнка 5- 6 лет   с помощью дидактических игр в домашних условиях». Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка,  является развитие связной речи.   В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе. Овладение речью позволяет детям общаться, договариваться, спрашивать, устанавливать связь между событиями, действиями, делать выводы.   Уважаемые родители не уклоняйтесь от вопросов, задаваемых ребенком. Он видит в вашем лице интересного собеседника. П о дороге домой, или в детский сад, не идите молча. Спросите ребенка, чем он занимался в детском саду. Если ему читали интересную сказку, попросите пересказать ее вам. Проходя мимо деревьев, обратите внимание ребенка на цвет ствола,  расположение веток, прочитайте стихотворение, загадайте загадку. Взрослых всегда интересует вопрос, что кушал ребенок в детском саду. Используйте его с пользой для развития связной речи: предложите ребенку подобрать слова- определения к слову компот, суп …  - Какой компот ты пил сегодня? – яблочный, вкусный, теплый, ароматный, полезный. Если ребенок подобрал одно слово- определение, назовите ему остальные определения и закрепите их в речи ребенка. Читая ребенку сказку, рассказ, внимательно рассмотрите иллюстрации. Попросите ответить, что изображено на картинке. Задайте вопросы по содержанию и предложите пересказать сказку, или рассказ. В ходе высказывания не следует перебивать ребенка, дайте ему возможность завершить ваше задание до конца. Запомните неточности и ошибки в речи ребенка, затем укажите на них, дав правильный образец. Любимым развлечением детей является просмотр мультфильмов. Попросите ребенка поделиться с вами впечатлениями о мультфильме, назвать героев и, по возможности, пересказать содержание. Как бы вы ни были заняты, всегда старайтесь выслушать ребенка до конца. Покажите, свое уваж ение к нему, как собеседника. Только совместная работа детского сада и семьи по формированию связной речи поможет ребенку стать общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость, разовьет уверенность в своих силах. Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь.  Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках. Игра «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето; грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил. Игра «Кто или что может это делать? »  Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает …. Игра «Как можно…» Взрослый спрашивает: - Как можно играть? ( Весело, интересно, громко, дружно…- Как можно плакать? ( Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? ( Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? ( Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? ( Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? ( Ласково, зло, внимательно…) Игра «Угощаю» Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова. Игра «Опиши предмет» Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко( какое? ) красное, кислое, круглое, твердое и т. д. Игра «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето; грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил. Игра «Цепочка слов»  Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста- . . . Игра «Придумай слово»  Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д. Игры на развитие грамматического строя речи: Игра «Подружи слова»  Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,   Игра «Все сделал»  Скажи, как будто ты уже все сделал( сделала) . мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает- постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил Игра «Ты идешь, и я иду»  Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. ( подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.   Игра «Приготовим сок» «Из яблок сок( какой? ) - яблочный; из груш…( грушевый) ; из вишни…( вишневый) » и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего? » и т. д. Игра «Один- много» «Яблоко – много чего? ( яблок) ; Помидор – много чего? ( помидоров) » и т. д. Игра «Что на что похоже» Ребенку предлагается подобрать похожие слова( сравнения) Белый снег похож на…( что? ) Синий лед похож на…  Густой туман похож на… Чистый дождь похож на…  Блестящая на солнце паутина похожа на…  День похож на… Игра « Потому что… » Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы: Я мою руки потому, что… Почему ты идёшь спать? и т. д.   Игра « Кем( чем) был? » Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д. , а ребёнок должен сказать, кем( чем) они были раньше. Корова была телёнком Бабочка была гусеницей Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом Лёд был водой и т. д. Игра" Что мы видим во дворе? " Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру" Кто больше увидит" . По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: " Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки" .     

Оставить комментарий: