Рабочая программа учителя-логопеда дошкольной образовательной организации 2022 - 2023гг.
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» Принято: на заседании педагогического совета детского сада Протокол от 24. 08. 2020 г. № 1 Утверждено приказом по МА ДОУ детский сад «Берёзка» 24. 08. 2020 г. № Рабочая программа учителя- логопеда дошкольной образовательной организации в условиях комбинированной группы Разработчик: учитель- логопед Разживина О. А. городской округ город Бор 2022 год Целевой раздел страницы 1. 1. Пояснительная записка 2 1. 1. 1. Цели и задачи коррекционной работы 3 1. 1. 2. Принципы и подходы к формированию программы 3 1. 2. Планируемые результаты 4 II Содержательный раздел 2. 1. Содержание деятельности учителя- логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников 6 2. 2. Планирование коррекционно- образовательной деятельности 10 2. 3. Учебный план реализации ООП ДО в группе 40 2. 4. Формы, способы, методы и с редства реализации программы в группе 42 2. 5. Взаимодействие с родителями( законными представителями) воспитанников. 46 III Организационный раздел 3. 1. Психолого- педагогические условия 48 3. 2. Организационные условия 52 3. 3. Материально- технические условия 62 3. 4. Программно- методическое обеспечение Программы 63 I Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа( далее Программа) является структурным компонентом адаптированн ой образовательной программы ребенка с ОВЗ и обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению. Рабочая программа учителя- логопеда предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные п отребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации дифференциации образовательного процесса. Нормативно- правовой основой разработки Программы являются: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. №273- ФЗ; Приказ Минобрноуки России28. 02. 2014 № 08- 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации( Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; ФЗ от 30 июня 2007 г. № 120- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04 февраля 2010 года, Пр- 271; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18. 04. 2008 №АФ- 150/ 06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами»; Группу посещают дети 5- 6 года жизни с тяжелыми нарушениями речи( общ ее недоразвитие I II уровень речевого развития) . У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико- грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме. Период с 1 по 15 сентября( 2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, составления планов коррекционной работы на год. При проведении мониторинга используются методические рекомендации и дидактический материал Филичевой, Тумановой. Срок реализация рабочей программы- 1год. 1. 1. 1. Цели и задачи коррекционной работы Целью данной Программы является построение системы коррекцион но- развивающей работы в комбинированной груп пе, предусматривающей полное взаимодействие и преем ственность действий всех специалистов дошкольного обра зовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком плексность педагогического воздействия направлена на вы равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы: Задачи программы: - раннее выявление и предупреждение речевых нарушений; - исправление недостатков в речевом развитии; - воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия; - формирование лексико- грамматических категорий и связной речи; - подготовка к обучению грамоте; - формирование навыков к учебной деятельности; - осуществление совместной деятельности с родителями воспитанников 1. 1. 2. Принципы и подходы к формированию программы Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов: 1принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой; 2принцип развивающего подхода( основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития») , заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; 3принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; 4принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; 5принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса; 6принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; 7 принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. 1. 2. Планируемые результаты Как уже отмечалось, главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста( на этапе завершения дошкольного образования) . К целевым ориентирам для детей старшего дошкольного возраста относятся следующие социально- нормативные характеристики возможных достижений ребенка: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств; в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания. Развитие всех компонентов устной речи детей( лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом; использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования; способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове; составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Практическое овладение воспитанниками нормами речи: дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета; умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника. Развитие литературной речи: способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям; способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса: эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения; называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы; способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей; знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров; знаком с произведениями детских писателей и поэтов. Формирование звуковой аналитико- синтетической активности: способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры; способен качественно характеризовать выделяемые звуки( гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук) ; правильно употребляет соответствующие термины. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. II Содержательный раздел 2. 1. Содержание деятельности учителя- логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников Период Основное содержание работы I Сентябрь, октябрь, ноябрь Развитие лексико- грамматических средств языка Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2- го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3- го лица единственного и множественного числа настоящего времени( спи — спит, спят, спали, спала) . Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах( в значении орудийности и средства действия) . Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками( на- , по- , вы) . Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: • существительное им. п. + согласованный глагол+ прямое дополнение: «Мама( папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай( компот, молоко) », «читает книгу( газету) »; • существительное им. п. + согласованный глагол+ 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом». Формировать навык составления короткого рассказа. Формирование произносительной стороны речи Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [ а] , [ у] , [ о] , [ э] , [ и] , [ м] , [ м’] , [ н] , [ н’] , [ п] , [ п’] , [ т] , [ т’] , [ л] , [ л’] , [ ф] , [ ф’] , [ в] , [ в’] , [ б] , [ б’] . Вызывать отсутствующие звуки: [ к] , [ к’] , [ г] , [ г’] , [ х] , [ х’] , [ л’] , [ j] , [ ы] , [ с] , [ с’] , [ з] , [ з’] , [ р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах( Аня, ухо и т. п. ) , анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. II Декабрь, январь, февраль Формирование лексико- грамматических средств языка Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания( «лимонный», «яблочный») , растениям( «дубовый», «березовый») , различным материалам( «кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д. ) . Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое? »; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов( «лежи» — «лежит» — «лежу») . Учить изменять форму глаголов 3- го лица единственного числа на форму 1- го лица единственного( и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем». Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога( просьба, беседа, элементы драматизации) . Расширять навык построения разных типов предложений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы- описания, пересказ. Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко- слогового состава. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [ л] , [ б] , [ б’] , [ д] , [ д’] , [ г] , [ г’] , [ с] , [ с’] , [ з] , [ з’] , [ ш] , [ ж] , [ р] , [ л’] . Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах. III Март апрель, май Формирование лексико- грамматических средств языка Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий( «выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п. ) . Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов( - ов- , - ин- , - ев- , - ан- , - ян) . Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные( «волчий», «лисий») ; прилагательные, с использованием уменьшительно- ласкательных суффиксов: - еньк- —- оньк- . Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами( «добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п. ) . Уточнять значения обобщающих слов. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: • с основой на твердый согласный( «новый», «новая», «новое», «нового» и т. п. ) ; • с основой на мягкий согласный( «зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п. ) . Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений: • простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения( отдельных словосочетаний) ; • предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте( «сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить») , с противительным союзом «или»; • сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины( потому что) , с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия( я хочу, чтобы! . . ) . Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога( «встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п. ) ; изменения вида глагола( «мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп») . Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи( «два» — «три» — «четыре») . Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий( «Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе») . Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения( дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п. ) . Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Формирование произносительной стороны речи Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [ л] , [ с] , [ ш] , [ с] —[ з] , [ р] —[ л] , [ ы] —[ и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса( [ с] —[ з] ) , по твердости- мягкости( [ л] —[ л’] , [ т] —[ т’] ) , по месту образования( [ с] —[ ш] ) . Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов( ас- са) , односложных слов( «лак — лик») . 2. 2. Планирование коррекционно- образовательной деятельности Период М есяц Н еделя Направления коррекционной работы Лексик о- г рамматические категории Связная речь Ф онетика I сен тябрь 1 1. Детский сад( 1, с. 70) 1. Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям( 4, с. 9) 1. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках( 4, с. 7) 2 2. Игрушки( 1, c. 73) 2. Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям( 4, с. 13) 2. Развитие слухо вого внимания и восприятия на речевых звуках( 4, с. 12) 3 3. Осень( 1, c. 83) 3. Пересказ рассказа Н, Сладкова «Осень на пороге» с использование магнитной доски( 4, с. 16) 3. Звук и буква У( 1, с. 20) 4 4. Овощи( 1, c. 88) 4. Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему( 4, с. 20) 4. Звук и буква А( 1, с. 27) I октябрь 1 5. Фрукты( 1, c. 93) 5. Пересказ описательного рассказа о фруктах с опорой на схему( 4, с. 25) 5. Звуки У – А( 1, с. 33) 2 6. Сад – огород( 1, c. 98) 6. Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин( 4, с. 29) 6. Звук и буква П( 1, с. 39) 3 7. Лес, деревья( 1, c. 102) 7. Пересказ Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок( 4, с. 33) 7. Звук и буква О( 1, с. 45) 4 8. Грибы, ягоды, ( 1, c. 102) 7. Пересказ Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок( 4, с. 33) 7. Звук и и букв ы А, О( 1, с. 45) I но ябрь 1 8. Перелётные птицы( 1, c. 108) 8. Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин( 4, с. 36) 8. Звук и буква И( 1, с. 51) 2 9. Одежда( 1, c. 112) 9. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему( 4, с. 39) 9. Звук и буква М( 1, с. 57) 3 10. Обувь, одежда, головные уборы( 1, c. 119) 10. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин( 4, с. 43) 10. Звук и буква Н( 1, с. 62) 4 11. Человек( 1, с. 121) 11. 31. Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»( 4, с. 128) 11. Звуки М, Н( 1, 57, 62) II декабрь 1 1 2. Ателье( 2, с. 67) 11. Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок( 4, с. 47) 11. Звук и буква Т( 2, с. 7) 2 1 3. Зима. Зимние забавы( 2, с. 72) 12. Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом( 4, с. 51) 12. Звук Ть. Буква Т( 2, с. 13) 3 1 4 Мебель. Части мебели( 2, с. 78) 13. Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации( 4, с. 55) 13. Звук и буква К( 2, с. 18) 4 1 5. Семья( 2, с. 83) 14. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин( с элементами творчества) ( 4, с. 59) 14. Звук Кь. Буква К( 2, с. 23) 5 1 6. Новогодний праздник( 2, с. 88) 15. Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета( 4, с. 64) 15. Звуки К – Кь. Буква К( 2, с. 28) II январь 2 1 7. Зимующие птицы( 2, с. 93) 16. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы( 4, с. 68) 16. Звук и буква Б( 2, с. 33) 3 18. Домашние животные и их детёныши( 2, с. ) 16. 7Пересказ рассказа Л. Толстого «Котёнок»( 4, с. 119) 17. Звук Бь. Буква Б( 2, с. 38) 4 1 9. Дикие животные зимой( 2, с. 99) 18. Составление близких к тексту пересказов( по рассказам Е. Чарушина «Кто как живёт. Заяц. Белка. Волк») ( 4, с. 72) 18. Звуки Бь Б( 2, с. 38) II февраль 1 20. Почта( 2, с. 104) 19. Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинам( 4, с. 75) 19. Звук и буква Э( 2, с. 43) 2 21. Транспорт( 2, с. 110) 20. Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок( 4, с. 80) 20. Звуки Г – Гь. Буква Г( 2, с. 48) 3 2 2. Комнатные растения( 2, с. 116) 21. Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»( 4, с. 84) 21. Звук Ль. Буква Л( 2, с. 53) 4 23. Наша армия( 2, с. 121) 22. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»( 4, с. 88) 22. Звук и буква Ы( 2, с. 58) III м арт III апрель 1 24. Весна. День рождения весны( 3, с. 81) 22. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин( 4, с. 91) 22. Звук и буква С( 3, с. 7) 2 25. Праздник 8 Марта( 3, с. 8 6) 23. Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку( 4, с. 95) 23. Звук Сь. Буква С( 3, с. 13) 3 26. Профессии( 3, с. 92) 24. Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы( 4, с. 99) 24. Звук и буква Ш( 3, с. 19) 4 27. Продукты питания( 3, с. 9 8) 25. Пересказ- инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин( 4, с. 104) 25. Звуки С – Ш( 3, с. 25) 5 28. Откуда хлеб пришёл? ( 3, с. 105) 26. Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришёл», составленного по серии сюжетных картин( 4, с. 108) 26. Звуки Х- Хь. Буква Х( 3, с. 31) 1 29. Посуда( 3, с. 112) 27. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»( 4, с. 112) 27. Звуки В- Вь. Буква В( 3, с. 36) 2 30. Мой дом. ( 3, с. 119) 28. Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа( 4, с. 115) 28. Звук и буква З( 3, с. 41) 3 31. Космос( 3, с. 126) 29. Составление рассказа « Космос » с опорой на предметные картинки. 29. Звук Зь. Буква З( 3, с. 47) 4. 32. Домашние птицы и их детёныши. ( 3, с. 129) 30. Составление описательного рассказа о домашних птицах. 30. Звук и буква Ж( 3, с. 53) III май 1 33. Наша страна. Мой родной край( 3, с. 132) 31. Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин( 4, с. 123) 31. Звуки З – Ж( 3, с. 59) 2 32. Насекомые( 3, с. 143) 32. Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы( 4, с. 132) 32. Звуки Д- Дь. Буква Д( 3, с. 65) 3 33. Лето( 3, с. 148) 33. Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине( 4, с. 136) 33. Звуки Ф- Фь. Буква Ф( 3, с. 71) 2. 3. Учебный план реализации ООП ДО в группе Учебный план реализации программы в старшей группе ком бинированной направленности для детей с ОНР III уровня Вид занятия Количество занятий в неделю Всего занятий в год I период( сентябрь- ноябрь) II период( декабрь- февраль) III период( март- май) Формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи 10 11 12 33 Формирование правильного звукопроизношения( закрепление поставленных звуков, овладение звуковым анализом и синтезом) 10 11 12 33 Итого: 20 22 24 66 2. 4. Формы, способы, методы и с редства реализации программы в группе В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Методы и приемы в работе учителя – логопеда. Методы Приемы Наглядный Предметная наглядность Предметные и сюжетные картинки Расположение предметов по образцу, схеме, модели( «Озвучь узор», «Продолжи рисунок») Выкладывание последовательностей, серий( «Кем будет? », «Кто кем был раньше? », «Прошлое, настоящее, будущее») Подведение итога занятия по графическому плану Классификация и группировка по заданному свойству или признаку( восстанови последовательность, узор) Выкладывание логических цепочек Сигнальные картинки Словесный Вопрос как стимул к речевой активности Оценка детской речи Рассказ о проделанной работе Придумывание слов на заданный звук, слог Договаривание по образцу Комментирование собственных действий Работа с деформированным текстом, фразой. Преобразование предложений по образцу. Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам. Преобразование деформированной фразы. Выделение родственных слов из текста. Составление словосочетаний, предложений по демонстрируемому действию Выделение 4- лишнего по заданному признаку. Подбор слов по родовому признаку Анализ качества выполненной работы( педагогом, сверстниками, самим ребенком) «Что не так? объясни» Составление предложений по схемам, с заданным количеством слов. Работа в паре: «объясни партнеру задание» Беседы- рассуждения: что произошло бы, если… Распространение предложений по наводящим вопросам Сравнения предметов, анализ признаков и действий предметов Анализирование собственных действий в конкретной ситуации( «Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь…) Практический Дорисовывание недостающих элементов( раскрашивание в соответствии с шифром) Угадывание предметов на ощупь Выполнение действий по словесной инструкции Запоминание и выполнение инструкций. Выполнение действий по символьной инструкции Использование знаковой символики для обозначения свойств и признаков предметов Зачеркивание заданной буквы Отгадывание букв с закрытыми глазами Узнавание на ощупь Выкладывание букв из палочек, веревочек, мозаики Рисование буквы в воздухе Графические диктанты Игровой Инсценировки и театрализация, сказочные сюжетов Использование игрушек и сказочных персонажей Исправление «ошибок» педагога или персонажа Перевоплощения и выполнения соответствующих действий Репродуктивный Словесный образец Одновременное проговаривание Повторение, объяснение, указание Словесные упражнения Исследовательский придумывание загадок, анализируя признаки и свойства предметов Основными формами коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий. Фронтальная( подгрупповая) логопедическая ООД позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. В основе планирования лежат тематический и концентрический подходы. При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических ООД: определяются тема и цели; выделяется словарь, который дети должны усвоить в активной речи; отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала; обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; учитывается зона ближайшего развития дошкольников; Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также психических и психофизиологических функций. Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников обеспечивает выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. фронтальным занятиям предъявляются требования: Занятие должно быть динамичным. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Предусматривается частая смена различных видов деятельности. Обязательна коммуникативная направленность занятия. У детей развивается умение слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи. Используется разнообразный дидактический материал, красочный и удобный. 7. Технологии, используемые на занятиях, разнообразны и располагаются в порядке возрастающей сложности. Фронтальное занятие в логопедической группе предусматривает формирование и развитие связной речи. Задачей ООД по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. Сформированные навыки использования различных типов предложений помогут детям передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание. Совместная образовательная деятельность учителя- логопеда с детьми Самостоятельная деятельность детей 1. Сюжетно- ролевые игры. 2. Дидактические игры. 3. Настольно- печатные игры. 4. Словотворчество. 5. Совместная продуктивная и игровая деятельность Образовательная деятельность в семье 1. Выполнение рекомендаций учителя- логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии. 2. Речевые игры. 3. Беседы. 4. Чтение книг, рассматривание иллюстраций. 5. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений. 6. Игры- драматизации О бразовательная логопедическая деятельность 1. Фронтальные занятия. 2. Индивидуальные занятия. 3. Дидактические игры. 4. Настольно- печатные игры. 5. Компьютерные обучающие игры. 6. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений. 7. Речевые задания и упражнения. 8. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа Образовательная деятельность в режимных моментах 1. Пальчиковые игры и упражнения. 2. Мимические, логоритмические, артикуляционные, дыхательные гимнастики. 3. Речевые дидактические игры. 4. Тренинги( действия по речевому образцу учителя- логопеда) 5. Праздники, развлечения 2. 5. Взаимодействие с родителями( законными представителями) воспитанников. Важнейшим условием обеспечения развития детей с ОНР является обеспечение конструктивного взаимодействия учителя- логопеда с семьями воспитанников. Правильная организация работы с семьями воспитанников позволяет обеспечить психолого- педагогическую поддержку семей, повысить компетентность родителей( законных представителей) в вопросах образования и развития, подготовки детей с ОВЗ к школьному обучению, охраны и укрепления здоровья. Взаимодействие с родителями, как участниками образовательного процесса, значительно повышает результативность коррекционно- развивающей и профилактической работы. Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников: Создание единого коррекционно- развивающего пространства. Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи. Развитие позиции родитель- эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми. Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи. Основные формы взаимодействия с семьей: Формы работы с родителями Формы Виды Цели Индивидуальная Первичная беседа Довести до сведения каждого родителя результаты обследования ребенка. Заручится поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития ребенка. Распределить обязанности между садом и семьей. Заполнение анкет и анамнеза. Индивидуальные консультации Объяснение и показ фрагментов коррекционной деятельности с детьми по основным разделам. Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения( если есть) в развитии различных сторон речевой деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребенка. Использование электронной почты Использовать электронную почту с целью адресного распространения информации по запросам родителей. Коллективная Групповые собрания Сообщить об особенностях развития воспитанников с различными речевыми нарушениями и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании и обучении. Групповые консультации, круглые столы Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для закрепления и упражнения отработанного материала. Родительский стенд «Советы логопеда», буклеты, папкипередвижки Дать практические рекомендации по вопросам развития речи воспитанников дошкольного возраста. Ежедневно информировать о пройденном материале и рекомендации по закреплению материала. Организация речевых праздников Родители имеют возможность увидеть результаты работы с ребенком. Анкетирование Выявление представлений родителей по какому- либо вопросу. Использование странички и уч. логопеда на сайте ДОУ. Использование личного сайта уч. - логопеда и личных страниц на пед. порталах Оптимизация взаимодействия учителялогопеда с семьей. Возможность показа презентаций, фотоматериалов, логопедических заданий и другой необходимой информации родителям. Использование разных форм работы с семьями воспитанников учителя- логопеда и разнообразной тематики позволяют родителям лучше понять проблемы своего ребёнка, охотнее настроиться на сотрудничество, вовлечь весь коллектив родителей в коррекционно- педагогический процесс. Кроме работы ДОУ с семьями воспитанников с ОНР, учитель- логопед ведет консультативную работу с родителями дошкольников, посещающими другие группы ДОУ. III Организационный раздел 3. 1. Психолого- педагогические условия. Взаимодействие учителя- логопеда со специалистами – необходимое условие повышения эффективности коррекционно- педагогической работы с детьми с ОНР. Организация системы взаимодействия педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ, осуществляется через участие всех специалистов ДОУ, в том числе и учителя- логопеда в ПМПк ДОУ. Каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья. Учитель- логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно- педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого- педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи. Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно- развивающей работы и умело реализовывать личностно- ориентированные формы общения с детьми. Взаимодействие учителя- логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем содержательном аспекте: учитель- логопед и педагог- психолог- психологическая диагностика, психологическая коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка к заседаниям ППк; учитель- логопед и старший воспитатель- помощь в организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ; учитель- логопед и медицинские работники- медицинское обследование детей, определение нагрузки на каждого ребенка, подготовка к заседаниям ППк; учитель- логопед и музыкальный руководитель – педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально- речевые игры; учитель- логопед и инструктор по физической культуре- педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация речи с движением; учитель – логопед и воспитатель- при изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум( предметный, глагольный, словарь признаков) , который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Основные задачи взаимодействия специалистов ДОУ. Организация коррекционно- развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. Подбор игр и упражнений по развитию( «Логопедические пятиминутки») : общей и мелкой моторики, лексико–грамматических категорий и связной речи, психических процессов, просодической стороны речи, слухового внимания и фонематического слуха. Перспективный план взаимодействия учителя- логопеда со специалистами МА ДОУ детского сада «Берёзка» на 2022 – 20 23 учебный год мероприятия срок ответственные Организационно- д иагностический этап Комплексное психолого– педагогическое обследова ние детей детского сада ППк МА ДОУ Январь- февраль Заведующий ДОУ, учитель – логопед, психолог, воспитатели средней группы Заседание психолого- педаго гического консилиума МА ДОУ с целью организации работы по сопровождению детей Август, май Заведующий ДОУ, специалисты ППк ДОУ Организационно – подготовительный этап Анкетирование родителей с целью получения информации об индивидуальных особенностях ребёнка, его развитии, поведении в учебной и неучебной деятельности, выявления запросов, пожеланий Сентябрь Учитель- логопед Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно – педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей, разработка индивидуальных маршрутов( программ) Сентябрь Учитель – логопед, воспитатели группы, педагог – психолог, музыкальный руководитель Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно – педагогической работе Январь Учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель Оформление стендов, папок – передвижек для родителей с рекомендациями специалистов Ежемесячно Учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель Основной этап – коррекционно – развивающий( оперативно – прогностический) Обследование различных сторон психофизического развития детей сентябрь Учитель – логопед, воспитатели, специалисты Консультативно- информационная помощь воспитателям, специалистам: - организация индивидуальных занятий с ребенком; - личностно- ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка; - создание предметно- развивающей и обогащенной речевой среды; - консультации по запросам В течение года Учитель – логопед Составление индивидуальных планов коррекционно – педагогической работы Сентябрь Воспитатели, специалисты Корректировка календарно – тематических планов работы специалистов на основе обобщённых данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации Сентябрь- октябрь Специалисты Проведение и взаимопосещение занятий: - групповых- индивидуальных- интегрированных Проведение- по перспективным планам, Взаимопосещение- Декабрь – апрель Учитель – логопед, специалисты Проведение тематических родительских собраний Сентябрь, ноябрь, май Воспитатели, специалисты Проектная деятел ьность по речевому развитию( разработка и реализация совместных детско – родительских проектов) Сентябрь- май Воспитатели, родители, дети, учитель – логопед, специалисты, Выступления на педагогических советах, МО, семинарах, плановых заседаниях ПМПк По годовому плану Специалисты Заключительный – контрольно – диагностический Проведение психолого – педагогического и логопедического мониторинга Сентябрь, апрель Специалисты, воспитатели Анализ коррекционно – педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год( круглый стол) Апрель- май Специалисты, воспитатели Анкетирование родителей с целью определения динамики развития каждого ребёнка за год, эффективности коррекционно – образовательной работы Апрель Специалисты Составление цифрового и аналитического отчёта Май Учитель- логопед Выступление на итоговом педагогическом совете Май Учитель- логопед 3. 2. Организационные условия Учебный год в комбинированной г руппе начинается 1сентября, длится 10 месяцев( до 1 июля) и условно делится на три периода: I период– сентябрь, октябрь, ноябрь; II период– декабрь, январь, февраль; III период– март, апрель, май, июнь. Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы. В конце сентября специалис ты, работающие в группе, на пси холого- педагогическом консилиуме при заведующей ДОО обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы. Заведующий дошкольным учреждением утверждает план работы группы в начале учебного года, а также при необходимости внесения изменений. Психолого- педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника. В комбинированной группе логопедом проводятся подгрупповые, фронтальные и индивидуальные занятия. В понедельник проводятся индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родите лей по интересующим вопросам. Интеграция работы учителя- логопеда и воспитателей Эффективность коррекционно- развива ющей работы в комбинированной группе во многом зависит от преемственности в работе учителя- логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя- логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно- развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя- логопеда и воспитателя. 1. В календарных планах воспитателей: в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной р аботы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. 2. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы: — логопедические пятиминутки; — подвижные игры и пальчиковая гимнастика; — индивидуальная работа; — рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекоменд ации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя- тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков. Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно- дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы Интегрированные занятия в системе работы в логопедической группе. В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в комбинированной группе приобретают интегрированные коррекционно- развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционнно- развивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов и родители дошкольников. Интеграция образовательных областей на таких занятиях оказывается очень эффективной. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно- модельная, хороводные игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, театрализованные игры и игры- драматизации и т. п. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Интегрированные занятия оказывают специфическое воздействие на развитие детей в целом. Описание подвижных игр и пальчиковой гимнастики на каждую неделю работы для каждой возрастной группы приведены в том же пособии «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Занятия с участием разных специалистов и родителей дошкольников могут проводиться как еженедельно, так и раз в две недели или раз в месяц. Вопрос частоты проведения таких занятий решается всеми специалистами, участвующими в них: учителем- логопедом, воспитателями, педагогом- психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию. Проведение интегрированного занятия освобождает специалистов от проведения занятий, внесенных в этот день в сетку занятий. Например, в понедельник в сетке стоят музыкальное занятие, непосредственно организованная образовательная деятельность воспитателя с детьми и подгрупповые занятия логопеда. Именно эти специалисты и могут принимать участие в интегрированном занятии в этот день. Продолжительность интегрированного занятия в разных возрастных группах может варьироваться от 20 до 35 минут. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, в частности, логоритмических приемов, игровых и сюрпризных моментов, высокий темп работы, обязательная релаксационная пауза в середине занятия и обязательная физкультурная пауза позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей даже в продолжительный отрезок времени. После интегрированного занятия организуется свободная деятельность детей в игровом пространстве группового помещения на 25—30 минут, затем дети отправляются на прогулку, во время которой логопед осуществляет индивидуальную работу с детьми. Можно поменять порядок этих режимных моментов и сначала отправить детей на прогулку, а затем предоставить детям время для самостоятельной деятельности. Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя- логопеда, который разрабатывает структуру занятия и осуществляет координацию действий специалистов. При подготовке интегрированного занятия логопеду следует четко выполнять следующие действия: — определить тему и цель занятия; — обозначить основные этапы занятия и определить специалистов, которые будут проводить работу на этих этапах, сформулировать задачи каждого этапа совместно с этими специалистами, обеспечив взаимосвязь и взаимообусловленность этапов занятия, а также интеграцию образовательных областей; — включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения; — предусмотреть на всех этапах занятия использование приемов, обеспечивающие индивидуальный подход к детям; — при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальные возможности; — определить хорошо знакомый детям словарь, который они должны будут актуализировать на занятии, и распечатать его для всех участвующих в занятии специалистов, обеспечив тем самым переход детей от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств; — отобрать уже отработанные с детьми грамматические конструкции с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей и предоставить возможность всем специалистам использовать этот материал на разных этапах занятия, организуя, таким образом, речевую практику, в которой закрепляются лексические и грамматические значения; — обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; — включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключить к этому всех участвующих в занятии специалистов; — привлечь каждого ребенка к участию в диалогах. Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Предполагается свободное размещение детей во время занятия: сидя или лежа на ковре, сидя или стоя полукругом возле мольберта, наборного полотна и т. п. с тем, чтобы детям было удобно рассматривать предметы и пособия, предъявляемые им во время занятия, смотреть друг на друга или педагога, что обеспечивает полноту восприятия чужой речи. На каждом этапе занятия местоположение детей обязательно меняется. Если, занимаясь с логопедом, дети сидели на стульчиках возле мольберта, то, переходя к музыкальному руководителю, они выполняют движения под музыку на ковре в центре группового помещения, а затем выполняют задания воспитателя по развитию математических представлений, сидя за столиками или стоя у магнитной доски. Занятие строится таким образом, чтобы наиболее эмоциональные, сюрпризные, игровые моменты приходились на период нарастания у детей усталости. Пособия для занятия отбираются и готовятся заранее; педагоги, не участвующие в занятии на данном этапе, могут оказывать помощь в размещении или уборке пособий с тем, чтобы темп работы на занятии не снижался и внимание детей не рассеивалось. Если говорить о коррекционной работе логопеда на интегрированных занятиях, то она разнообразна и может охватывать все направления работы логопеда, кроме постановки звуков, которая, естественно, осуществляется на индивидуальных занятиях с детьми. Логопед может включать в свои этапы занятия элементы артикуляционной гимнастики, работу над просодической стороной речи, дыханием, развитием слухового и зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха и восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза. В занятия могут включаться упражнения по закреплению правильного произношения поставленных звуков, отрабатываться пройденные ранее грамматические категории с предъявлением требования их правильного фонетического оформления, в играх и игровых упражнениях может проводиться работа по закреплению уже сформированных навыков словообразования. Режим дня на холодный период 2022- 2023 учебный год МА ДОУ детский сад «Берёзка» старшая группа комбинированной направленности «Солнышко » Режимные моменты Время Дома рекомендовано: подъём, утренний туалет 6. 30- 7. 30 В детском саду: приём, взаимодействие с семьёй, совмест- ная, самостоятельная, познавательно– иследоват. , продуктивная, музыкально – худ. , коммуникативная, трудовая деятельность детей, общение. 6. 30- 7. 50 Утренняя гимнастика 7. 50- 8. 00 Индивидуальная работа с логопедом 8. 00- 8. 20 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 2 0- 8. 45 Самостоятельная деятельность детей 8. 45- 9. 00 Непосредственно образовательная деятельность 9. 00- 10. 00 2 завтрак 10. 00- 10. 10 Подготовка к прогулке, прогулка: совместная и самостоятельная деятельность детей( наблюдения, игры, познавательно- исследовательская, коммуникативная, трудовая, продуктивная деятельность, упр. на спорт снарядах, ОД) 10. 10- 11. 55 Возвращение с прогулки, водно- гигиен. процедуры 11. 55- 12. 05 Подготовка к обеду, обед 12. 05- 12. 30 Дневной сон 12. 30- 15. 00 Подъём: оздор. мероприятия( гимнастика пробуждения, возд. ванны, дых. гимн, , хождение по солевым дорожкам, обширное умывание) 15. 00- 15. 20 Полдник 15. 20- 15. 30 Подготовка, непосредствен. образоват. деятельность 15. 30. - 15. 55. Индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда 16. 00- 16. 30 Совм. и самост. деят детей. ( игры, труд, индив. работа) 15. 55. - 17. 00 Подготовка к прогулке, прогулка: совместная и самостоят. деятель- ность детей( наблюд. , игры, познав- исследов. , коммуникат. , трудовая, ) . Уход детей домой, взаимодействие с семьёй. 17. 00- 18. 30 Дома рекомендовано: прогулка, спокойные игры, ужин, гигиенические процедуры 18. 30- 20. 4 0 Ночной сон 20. 4 0- 6. 30 Расписание непосредственно образовательной деятельности на 2022- 2023 учебный год Старшая группа комбинированной направленности «Солнышко» 1 период обучения понедельник Познавательное развитие( познание предметного и соц. мира/ ) 9. 00- 9. 25 Художеств- эстет. развитие( рисование) 9. 35- 10. 00 Художеств- эстет. развитие( конструирование) 15. 30- 15. 55 вторник Познавательное развитие( математическое и сенсорное развитие) 9. 00. - 9. 25. Физическое развитие 9. 50- 10. 15 среда Речевое развитие( развитие речи- логопед) 9. 00. - 9. 25. Художественно- эст. развитие( музыкальное развитие) 9. 50- 10. 15 Познавательное развитие( исследов. объектов живой и неживой природы, экспериментирование) 15. 30. – 15. 55. четверг Речевое развитие( развитие речи- логопед) 9. 00. - 9. 25. Физическое развитие 9. 50- 10. 15 пятница Художественно- эст. развитие( музыкальное развитие) 9. 00- 9. 25 Художеств- эстет. развитие( аппликация/ лепка) 9. 35- 10. 00 Физическое развитие( на воздухе) 15. 30. – 15. 55 Расписание непосредственно образовательной деятельности на 2022- 2023 учебный год Старшая группа комбинированной направленности «Солнышко» 2 период обучения понедельник Познавательное развитие( познание предметного и соц. мира/ ) 9. 00- 9. 25 Познавательное развитие( математическое и сенсорное развитие) 9. 35- 10. 00 Художеств- эстет. развитие( конструирование) 15. 30- 15. 55 вторник Речевое развитие( развитие речи- логопед) 9. 00. - 9. 25. Физическое развитие 9. 50- 10. 15 Художеств- эстет. развитие( рисование) 15. 30. – 15. 55. среда Речевое развитие( развитие речи- логопед) 9. 00. - 9. 25. Художественно- эст. развитие( музыкальное развитие) 9. 50- 10. 15 Познавательное развитие( исследов. объектов живой и неживой природы, экспериментирование) 15. 30. – 15. 55. четверг Речевое развитие( развитие речи- логопед) 9. 00. - 9. 25. Физическое развитие 9. 50- 10. 15 пятница Художественно- эст. развитие( музыкальное развитие) 9. 00- 9. 25 Художеств- эстет. развитие( аппликация/ лепка) 9. 35- 10. 00 Физическое развитие( на воздухе) 15. 30. – 15. 55 Расписание непосредственно образовательной деятельности на 2022- 2023 учебный год Старшая группа комбинированной направленности «Солнышко» 3 период обучения понедельник Познавательное развитие( познание предметного и соц. мира/ ) 9. 00- 9. 25 Познавательное развитие( математическое и сенсорное развитие) 9. 35- 10. 00 Речевое развитие( развитие речи- логопед) 15. 30- 15. 55 вторник Речевое развитие( развитие речи- логопед) 9. 00. - 9. 25. Физическое развитие 9. 50- 10. 15 Художеств- эстет. развитие( рисование) 15. 30. – 15. 55. среда Речевое развитие( развитие речи- логопед) 9. 00. - 9. 25. Художественно- эст. развитие( музыкальное развитие) 9. 50- 10. 15 Познавательное развитие( исследов. объектов живой и неживой природы, экспериментирование) 15. 30. – 15. 55. четверг Речевое развитие( развитие речи- логопед) 9. 00. - 9. 25. Физическое развитие 9. 50- 10. 15 Художеств- эстет. развитие( конструирование) 15. 30. – 15. 55. пятница Художественно- эст. развитие( музыкальное развитие) 9. 00- 9. 25 Художеств- эстет. развитие( аппликация/ лепка) 9. 35- 10. 00 Физическое развитие( на воздухе) 15. 30. – 15. 55 Орган изац ия двигательного режима Формы работы Вре мя Самостоятельные физические упражнения со спортивным оборудованием. Самостоятельная двигательная деятельность до 30 мин Гимнастика и дыхательные упражнения 10 мин Музыка или физическая культура( с дыхательными упражнениями) 30 мин Физкультминутка во время О ОД 3 мин Хороводные или с покойные игры перед и во время О ОД до 10 мин Подвижные и спортивные игры на прогулке( организованная деятельность) 15 мин Физические упражнения на прогулке с воспитателем( индивидуальная работа) 10 мин Самостоятельная двигательная деятельность не менее 30 мин Корригирующая гимнастика на плоскостопие, осанку 10- 12 мин Хороводные или спокойные игры после сна 8- 10 мин Подвижные и спортивные игры на вечерней прогулке до 20 мин Самостоятельная двигательная деятельность 20- 30 мин Активный отдых Дни здоровья Досуги и развлечения 1 раз в квартал 1 раз в месяц 3. 3. Материально- технические условия Матер иально- техническое обеспечение коррекционно- педагогического процесса учителя- логопеда – одно из важнейших условий реализации образовательных программ работы с детьми с ТНР. Для организации работы учителя- логопеда оборудован логопедический кабинет. Материально- техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды кабинета соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям, условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Направленность логопедического кабинета: Проведение коррекционно- педагогической работы( подгрупповых и индивидуальных форм работы) . Консультативная, методическая помощь педагогам по организации педагогического процесса с воспитанниками по вопросам речевого развития воспитанников, подготовки к школьному обучению. Организация методической, профилактической, консультационной работы с родителями( законными представителями) . Особенности развивающей предметно- пространственной среды кабинета учителя- логопеда Развивающая предметно- пространственная среда логопедического кабинета служит для всестороннего развития детей дошкольного возраста с ТНР, оборудована в соответствии с психо- физическими особенностями детей данной категории, возраста воспитанников, особенностями работы специалиста ДОУ. Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Информационная зона для педагогов и родителей Она расположена на стендах( «Советы логопеда») : в коридоре, в групповых приемных обновляется регулярно. В логопедическом кабинете имеется подборка популярных сведений о развитии и коррекции речи детей. Зон а индивидуальной коррекции речи( зеркало и рабочий стол) Шкафы для пособий 3. 4. Программно- методическое обеспечение Программы Учебно- методические пособия звукопроизношение 1 Е. А. Пожиленко Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания, голоса у детей дошкольного возраста. СПб. : КАРО, 2007. 2 Л. А. Комарова Автоматизация звука С- Москва «Гном», 2015 г. 3 Л. А. Комарова Автоматизация звука Ш- Москва «Гном», 2015 г. 4 Л. А. Комарова Автоматизация звука Ж- Москва «Гном», 2015 г. 5 Л. А. Комарова Автоматизация звука З- Москва «Гном», 2015 г. 6 Л. А. Комарова Автоматизация звука Рь- Москва «Гном», 2015 г. 7 Л. А. Комарова Автоматизация звуков Ч, Щ- Москва «Гном», 2015 г. 8 Л. А. Комарова Автоматизация звука Ль- Москва «Гном», 2015 г. 9 Н. В. Нищева «Тетрадь- тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков ш, ж, и дифференциации звуков с- ш- ж С- Петербург «Издательство «Детство- Пресс», 2016 10 Н. В. Нищева «Тетрадь- тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков р, р* С- Петербург «Издательство «Детство- Пресс», 2015г 11 Н. В. Нищева «Тетрадь- тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков л, л* С- Петербург «Издательство «Детство- Пресс», 2015г 12 Н. В. Нищева Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно- методическое пособие. - СПб. : ООО«Издательство «Детство- Пресс», 2015 13 Л. А. Комарова Автоматизация звука С- Москва «Гном», 2015 г. 14 Л. А. Комарова Автоматизация звука Ш- Москва «Гном», 2015 г. 15 Л. А. Комарова Автоматизация звука Ж- Москва «Гном», 2015 г. 16 Л. А. Комарова Автоматизация звука З- Москва «Гном», 2015 г. 17 Л. А. Комарова Автоматизация звука Рь- Москва «Гном», 2015 г. 18 Л. А. Комарова Автоматизация звуков Ч, Щ- Москва «Гном», 2015 г. 19 Л. А. Комарова Автоматизация звука Ль- Москва «Гном», 2015 г. Фонематический слух, слоговая структура слова 1 Нищева «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников»- С- Петербург «Детство- Пресс 2015» 2 Н. В. Нищева Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников- С- Петербург «Детство- Пресс 2015» 3О. С. Гомзяк Говорим правильно в 5- 6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 период обучения в старшей логогруппе- М. Москва Издательство ГНОМ, 2010. 4 О. С. Гомзяк Говорим правильно в 5- 6 лет. Конспекты фронтальных занятий 2 период обучения в старшей логогруппе- М. Москва Издательство ГНОМ, 2010. 5 О. С. Гомзяк Говорим правильно в 5- 6 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 период обучения в старшей логогруппе- М. Москва Издательство ГНОМ, 2010. 6. Т. А. Ткаченко Развитие фонематического восприятия. - М: Гном и Д, 2001 г. Грамматический строй речи, лексика 1. Г. А. Быстрова Логопедические игры и задания. - СПб. : , КАРО, - 2002. О. Е. Горомова Формирование начального детского лексикона- М: Просвещение, 2009 г. Т. Р. Кислова По дороге к азбуке- М: Издательский дом РАО, 2007г. Связная речь 1. Н. В. Нищева Разноцветные сказки СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2003. 2. Т. А. Воробьёва. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. - СПб: Литера, 2011. 3. Т. А. Ткаченко. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М. : Гном и Д, 2001 4. О. С. Гомзяк Говорим правильно в 5- 6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе- М. Москва Издательство ГНОМ, 2010. 5. Н. В. Нищева Обучение детей пересказу по опорным картинкам. выпуск 1 Санкт- Петербург «Детство- Пресс» 2016 г 6. Н. В. Нищева Обучение детей пересказу по опорным картинкам. выпуск 2 Санкт- Петербург «Детство- Пресс» 2016 г 7. Н. В. Нищева Обучение детей пересказу по опорным картинкам. выпуск 3 Санкт- Петербург «Детство- Пресс» 2016 г 8. Н. В. Нищева Обучение детей пересказу по опорным картинкам. выпуск 4 Санкт- П етербург «Детство- Пресс» 2016 г Обучение грамоте 1 О. М. Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал – Волгоград: Учитель, 2009г. 2. М. Д. Маханёва Обучение грамоте детей 5- 7 лет- М: ТЦ Сфера, 2010. Взаимодействие с родителями и специалистами детского сада 1. И. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя- логопеда» С- Петербург «Каро» 2009 2. С. Миронцева Взаимодействие участников процесса коррекционно- речевого развития дошкольников. - СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012. - 208 с. 3. З. Е. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико- грамматического недоразвития речи- СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2010. 4. Н. В. Нищева Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников- СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011. Учебно- наглядные пособия Опорные картинки для пересказа текстов выпуск 1 Опорные картинки для пересказа текстов выпуск 2 Опорные картинки для пересказа текстов выпуск 3 Опорные картинки для пересказа текстов выпуск 4 Картотека сюжетных картинок- Нищева Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию- Нищева Сюжетные картины для развития связной речи в старшей группе( Гомзяк) Сюжетные картины для развития связной речи в подготовительной группе( Гомзяк) Опорные схемы для составления описательных рассказов- Ткаченко Иншакова «Альбом для логопеда» Филичева, Туманова «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста» Дидактический материал к электронной речевой карте для детей с 3 уровне речевого развития( первый и второй год обучения) Демонстрационный материал Т. А. Шорыгина «Пословицы и по Демонстрационный материал Т. А. Шорыгина « Крылатые выражения» Информационно- образовательные ресурсы Интерактивные речевые игры Весёлые игры для развития речи и слуха Логопедические упраженения, игры, занятия( коррекция звукопроизношения у детей) Согласные и гласные- похожие, но разные( задания, упражнения, игры) Лунтик- обучение грамоте Зрительный тренажёр В. Базарного