a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

РМО " Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям и традициям современной семьи" 2023г.

Автор: Кудачева Ирина Валерьевна Опубликовано: 2023-03-30 13:05:04

Документы для скачивания

м униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям и традициям современной семьи. Подготовили воспитатели группы №13 «Пчелка»: Кудачёва И. В. Николаева Л. Л.                                                                  В последнее  время  о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания. Изменились и взгляды на понятие « семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего,  даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Что же дают семейные традиции людям? Они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких- то действий, а, значит, стабильность. Для ребёнка такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.   Дети воспитываются не только родителями как таковыми,  а ещё и той семейной жизнью,  которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентации в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Наш детский сад посещают дети разных н а циональностей. Акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.   Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей. Осознавая огромную роль и ценность семейн ых традиций, мы, воспитатели, в своей работе активно должны взаимодействовать с семьями воспитанников по данной теме. Если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно- нравственных качеств детей. Цель нашей раб оты:  формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Задачи: Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев,  воспитать любовь и уважение к членам семьи. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими. Формировать у детей целостное представление образа матери- хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека. Предполагаемый результат нашей работы: Дети: приобретут знания о семье, семейных традициях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи. Родители: приобретут знания о семейных традициях, праздниках; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; будут гордиться своими семейными достижениями; научатся хранить и чтить свои семейные традиции. Воспитатели: расширят знания о семейных традициях; познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству. Работа наша началась с того, что мы предложили родителям нашей группы анкеты «Семейные традиции и ценности»- где родители подробно описали, какие традиции существуют в семье, как они исполняются, какова роль ребенка в исполнении этих традиций. Из анкет мы узнали, что родители обладают представл ениями о семейных традициях; они присутствуют в повседневной жизни семьи, однако существует проблема, родители не понимают важность влияния традиций на отношения в семье. Так же предложили в месте с детьми дома составить родовое древо, рассказать о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях, о своей профессии, посмотреть семейные альбомы с фотографиями. Этой работой мы показали родителям как важно с раннего детства воспитывать интерес у детей к своей семье, родне, родословной. Это укрепляет семейные узы, а также развивает у детей речь, умение пересказ ыв ать истории своей семьи, а самое главное у детей появляется чувство гордости за свою семью, уважение к ее истории. Из анк ет мы узнали о традициях, которые встречаются в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести: Празднование дней рождений и семейных праздников. Такая традиция наверняка станет одним из первых знаме нательных событий в жизни детей, ощущение своей нужности и причастности к этой традиции. Наведём в комнате чистоту и порядок. Когда дети с малых лет приучаю тся к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе. Совместные игры с детьми. Делая что- то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. А какой азарт, веселье! Ребёнок счастлив! Совместное приготовление пищи, семейное блюдо. П олезно вместе готовить не только известные блюда, но и что- то новое. Старый рецепт помогает ощутить связь поколений, кто много лет также готовил это блюдо. Чтение сказки. Действует на ребенка убаюкивающ е, и он без проблем засыпает. В целом, это успокаивает детей и оказывает положительное влияние на нервную систему. С овместный отпуск. Это возможность увлекательно провести время вместе, посетить новые места и научиться чему- нибудь полезному, значительно расширить кругозо р. Прогулки всей семьей. Во время такой прогулки необходимо общаться, можно рассматривать достопримечательности. С целью привития духовных ценностей желательно всей семьей. Семейный совет. Разговор о дальнейших планах, рассматривание бюджета семьи. Очень важно привлекать к совету детей: ребенок научится быть о тветственным, а также, лучше понимать своих родных. Организовывать семейную фотосессию. Можно профессиональную или любительскую( у кого как позволяют финансы) . Подготовка к ней займет, возможно, какое- то время, но зато потом будет приятно рассматривать результаты своего совместного труда Совместные пох оды в театры, кино, на выставки- эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной. Чтобы дать детям возможность применять знания и навыки в своей деятельности, мы использовали в своей работе: Чтение ху дожественнойлитературы по теме « Моя семья »: Е. Благинина «Посидим в тишине»; сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Морозко », «Крошечка – Хаврошечка »; В. Катаев « Цветик- семицветик », С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас? Рассматривали такие картины как: «Семья» автор: Т. Сорокина, «В субботу» автор: Ю. Кугач и др угие иллюстрации по теме. Т акже обсуждали ситуации: «Моя дружная семья», « Мои домашние обязанности », «На кого же я похож? »,   «Мои братья и сёстры», « Выходной день в нашей семье », «Все мы разные». П роводили драматизацию таких сказок как: «Репка», «Теремок», пальчиковую гимнастику по теме «Дружная семейка», сюжетно- ролевые игры на тему: «Семья» с разными сюжетами( «Встреча гостей», «День рождения мамы», «В гости к бабушке» и др. ) . Дидактические игры:   « Скажи ласково»,   «Найди свою маму»,   «Чья мама? »,   «Разложи по порядку »  ( картинки людей с учетом возрастных изменений) . Просмотр мультфильмов:  « Мама для мамонтенка»,   «Крошка Енот»,  « Цветик- семицветик » Выставка рисунков: «Моя мама – самая лучшая», «Наша дружная семья» С родителями:   Наглядная информация: папки- передвижки,  памятки для р одителей, стендовая информация. Бес еды, консультации, рекомендации, анкетирование «Семейные традиции » Подводя итоги, отметим — от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что- то новое, могут приобщиться к семейным традициям. Воспитатели, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться. « Ребенок учится тому, ч то видит у себя в дому. Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, к ому язык распутства люб, Пуст ь помнит, что с лихвой получит, о т них все то, чему их учит.

Оставить комментарий: