a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития речевой и познавательной деятельности детей с нарушениями слуха", г. Чебоксары, 2023 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2023-03-31 08:50:59

Документы для скачивания

Хрипунова Елена Андрияновна, учитель- дефектолог, Чупрова Наталия Александровна, учитель- дефектолог, КГБОУ «Минусинская школа- интернат», г. Минусинск, Красноярс кий край Использование информационно- коммуникационных технологий в проц ессе развития речевой и познавательной деятельности детей с нарушениями слуха Научн ые исследования дефектологов Л. С. Вы готского, Р. М. Боскис и др. позволили установить, что особенности дефекта глухих, слабослышащих и позднооглохших детей с нарушениями слуха накладывают определенный отпечаток на развитие речи и развитие их познавательной сферы. Поэтому о дной из важных задач в обучении дошкольников с нарушением слуха является развитие их познавательной сферы и устной речи. Р ечь глухих и слабослышащих детей без специального обучения находится на крайне низком уровне: в основном дети воспроизводят непроизвольные звуки, отдельные слоги, или небольшое количество искажённых слов, используемых для обозначения игрушек и предметов быта, что недостаточно для удовлетворения потребностей ребёнка в общении. Современный педагогический процесс требует создани е для неслышащих дошкольников новой образовательной среды, использован ия специальных средств обучения. П отеря слуха лишает ребенка возможности воспринять звуко вое многообразие окружающего мира, поэтому з рительный анализатор глух ого ребенка становится ведущим в познании окружаю щего мира и в овладении речью. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. В качестве эффективн ых коррекционно- развивающих средств в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха используем DVD- фильмы, презентации, электронные дидактические игры, интернет- порталы, обучающие и развивающие компьютерные программы, мультфильмы, аудиовизуальное оборудование, интерактивн ую доск у и интерактивную панель. Компьютер входит в жизнь детей через игру. В игре они оперирует своим опытом, и приобретают новые знания. Предъявленная информация на экране компьютера в игровой форме, вызывает у дошкольников огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлека ю т внимание ребенка. Поощрение ребенка при их правильном решении определённых задач самим компьютером, являе тся стимулом познавательной активности глухих дошкольников. Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушением слуха. Выход из такого положения это создание собственных компьютерных игровых упражнений. Одна из наиболее часто используемых нами программ на занятиях является программа компании Microsoft – Power Point. В настоящее время компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования образовательных программ дошкольного образования глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, уро вень развития устной речи дошкольников, их индивидуальные особенности и возможности. С помощью граф ического редактора создаём различные упражнения на развитие зрительного вос приятия и предлагаем детям игры с зашумленными изображениями. Использование триггера в программе Power Point даёт возможность выполнять такие задания как: убери( исключи) лишни й предмет; выбери объекты, соответствующие какому- либо признаку; вставь пропущенные буквы или слова; отгадай загадку; выбери ответ из предложенных вариантов( ответь на вопрос и выбери ответ из предложенных вариантов) и т. п. С помощью встроенных макросов в данной программе предлагаем детям составить пазлы, части которых двигаются по слайду, поворачиваются на заданный угол. Детям с нарушением слуха достаточно трудно даются понимание абстрактных понятий. Изображения на картинках не всегда бывают в достаточном и нужном количестве. Использование компьютерных технологий позволяет моделировать ситуации, которые нельз я увидеть в повседневной жизни, например, показать, как бегут ручьи, сверкает молния, осуществляется запуск ракеты, а также воспроизвести звуки животного мира, природы, транспорта. Информационные технологии дают возможность создавать презентации с необходимым объемом дидактического материала по различн ым лексическим темам( «Овощи и ф рукты», «Домашние и дикие животные», « Транспорт», «Одежд а и обувь», «Мебель», «Посуда», «Времена года») и занимательным математическим материалом с определённым уровнем сложности заданий, способству ющие активизации познавательной деятельности, накоплению с ловаря и развитию грамматического строя речи. Создание презентации для дошкольников с нарушенным слухом имеет ряд особенностей. Фон презентаций выбираем однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, и ллюстрации подбираем крупными и реалистичными, не перегруженны ми лишними деталями. В работе также использу ем игры портала « Мерсибо ». Развитие речи и познавательной активности детей с помощью игр « Мерсибо » – интересно и занимательно. Эти игровые тренажёры можно использовать на разных стадиях: как при ознакомлении, так и при закреплении материала. Практика показывает, что использования информационно- коммуникационн ых технологий в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышает эффективность коррекционно- развивающей работы, способствует повышению мотивации к овладению новыми знаниями и умениями, стимулирует познавательную активность, развивает устную и пись менную речь неслышащего ребёнка, а также его слуховые возможности. Спектр использования информационно- коммуникационн ых технологий в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми дошкольного возраста, помним заповедь «НЕ НАВРЕДИ». Нельзя забывать о здоровье воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Частота использования технических сре дств вл ияет на эффективность процесса обучения. Если они используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции детей, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. А слишком частое использование данных сре дств пр иводит к потере у дошкольников интереса к ним. Оптимальная частота применения информационно- коммуникативных технологий в учебном процессе зависит от возраста детей, от вида деятельности и необходимости их использования. Список литературы: Горвиц Ю. М. , Чайнова Л. Д. , Поддьяков Н. Н. , Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 1998. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. п особие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Просвещение, 2003. Комарова И. И. , Туликов А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном обр азовании. М. : Мозаика – Синтез, 2013. Салмина А. Ю. Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха/ / Образование и воспитание. – 2022. – № 5( 41) . – С. 18- 20. – URL: https: / / m oluch. ru/ th/ 4/ archive/ 236/ 7837/

Оставить комментарий: