a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством информационно-компьютерных технологий", г. Красноярск, 2023 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2023-03-31 08:53:03

Документы для скачивания

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО- КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Хрипунова Е. А. К ГБОУ «Минусинская школа- интернат», г. Минусинск Дети с нарушением слуха испытывают трудности не только с восприятием зв уков, но и с процессом познания. Нарушение слуха в раннем возрасте ведёт к недоразвитию речи и к замедлению всех психических процессов. Глухие дети овладевают устной речью только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением зрительного, тактильного, двигательного, кинестетического анализаторов, а также широкого применения технических средств обучения. Задача сурдопедагогов – сделать все возможное, чтобы развитие глухого ребенка проходило в нормальном ритме. Исследования Т. Г. Богдановой[ 1] , Е. Г. Речицкой[ 2] показали, что одной из основных проблем в развитии познавательных процессов детей с нарушениями слуха является низкая концентрация и устойчивость внимания. У глухих детей особенности развития внимания связаны с тем, что у них большое значение имеет зрительное восприятие, и основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор( считывание с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, восприятие дактильной речи – на положение пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании глухого ребенка) . Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им необходимо больше времени на объяснение содержания информации, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности. Обучение детей с нарушением слуха нужно вести с максимальной опорой на средства наглядности. Применение информационно- компьютерных технологий способствуют созданию модели обновленной системы дошкольного образования и открывают перспективы для создания благоприятных условий обучения дошкольников с нарушением слуха. [ 3] В качестве эффективных коррекционно- развивающих средств в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха использу ю DVD- фильмы, презентации, электронные дидактические игры, интернет- порталы, обучающие и развивающие компьютерные программы, мультфильмы, аудиовизуальное оборудование, интерактивну ю доску и интерактивную панель. Компьютер входит в жизнь детей через игру. В игре они оперирует своим опытом, и приобретают новые знания. Предъявленная информация на экране компьютера в игровой форме, вызывает у дошкольников огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. Поощрение ребенка при их правильном решении определённых задач самим компьютером, является стимулом познавательной активности глухих дошкольников. Применение различных компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает занятие более комфортным. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличива ется уровень сложности игры, который опреде ляет ся строго индивидуально. [ 3] Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушением слуха. Выход из такого положения это создание собственных компьютерных игровых упражнений. Одна из наиболее часто используемых мной программ на занятиях является программа компании Microsoft – Power Point. В настоящее время компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования образовательных программ дошкольного образования глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, уровень развития устной речи дошкольников, их индивидуальные особенности и возможности. С помощью графического редактора созда ю различные упражнения на развитие зрительного восприятия и предлага ю детям игры с зашумленными изображениями. Использование триггера в программе Power Point даёт возможность выполнять такие задания как: исключи лишний предмет; выбери предметы, соответствующие какому- либо признаку; вставь пропущенные буквы или слова; отгадай загадку; выбери ответ из предложенных вариантов. Детям с нарушением слуха достаточно трудно даются понимание абстрактных понятий. Изображения на картинках не всегда бывают в достаточном и нужном количестве. Использование компьютерных технологий позволяет моделировать ситу ации, которые нельзя увидеть в повседнев ной жизни, например, показать, как бегут ручьи, сверкает молния, осуществляется запуск ракеты, а также воспроизвести звуки животного мира, природы, транспорта. Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования большого объема наглядности, многократного повторе ния речевого материала и объяснения многих понятий. Информационные технологии позволяют созда вать презентации с необходимым объемом наглядного и речевого материала по различным лексическим темам( «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», « Транспорт», «Одежда и обувь», «Меб ель», «Посуда», «Времена года») с определённым уровнем сложности заданий, способствую щие активизации словаря и развитию грамматического строя речи. Таким образом, использование ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения даёт возможность оптимизировать и повысить качество коррекционно- образовательного процес са, обеспечи ть развитие каждого дошкольника, раскрыт ь его личн ый потенциал. Библиографический список Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. п особие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. Речицкая Е. Г. Психолого- педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья( с нарушениями слуха) : учеб. п особие/ Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. – М. : Юрайт, 2018. Филиппова Н. В. Использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения д ошкольников с нарушенным слухом URL: https: / / infourok. ru/ ispolzovanie- informacionnokommunikacionnih- tehnologiy- v- processe- obucheniya- doshkolnikov- s- narushennim- sluhom- 1124595. html( дата обращения: 25. 02. 2023)

Оставить комментарий: