Консультация для воспитателей " Как рассказать детям о космосе"
Современный ребенок любознателен, с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: и дождь, и солнце, и радость, и страх.
Наряду с познанием окружающего мира детей дошкольного возраста привлекает и интересует тема «Космоса», как что-то таинственное, волшебное, неизведанное. Дети часто задают вопрос: «Почему небо звездное?», «Почему солнце такое яркое?», «Почему наступает ночь?» и т. д.
Самостоятельно ребенок не может найти ответы на все интересующие вопросы, ему на помощь приходит педагог. Очень важно, чтобы воспитатель доступно, последовательно и грамотно вводил ребенка в мир познания космической темы, аккуратно акцентировал внимание на изучаемых космических объектах, постепенно увлекая и заинтересовывая. С древности внимание человека привлекало звездное небо над головой. Оно заключало в себе много тайн, манило и пугало. Человек пытался постичь эти тайны. Земля представлялась ему огромной перевернутой чашей, которая покоится на спинах трех гигантских слонов, важно стоящих на панцире плавающей по бескрайнему морю огромной черепахи. Шли века. Пытливый ум человека постигал тайны окружающего мира. Видимое глазу звездное небо - небольшая часть безграничного космоса. Земляне всех поколений всегда смотрели на него с тревогой и незаурядным любопытством. А что там дальше? Где-то есть существа, похожие на нас? Чего ожидать от космоса? Ученые доказали, что Земля-это шар, но никто еще не смог его увидеть. И вот, наконец, наступил долгожданный день, которого ждала вся планета. Человек полетел в космос.
На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – наш соотечественник, основоположник современной космонавтики К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества.
В предшествии 12 апреля, всемирного дня авиации и космонавтики, маленьким дошкольникам необходимо рассказать о космосе. Мечта вчерашних мальчишек - стать космонавтом - не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывая у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. За это время произошли огромные изменения: и в нашем обществе, и в вопросах изучения космического пространства. Теперь такого ожидания запуска ракеты в космос уже нет, новые достижения проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов, тем более мечтать о профессии космонавта. Да и вообще, многие ли из них знают об этом? Наша с вами задача, уважаемые, педагоги, рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. с чего начать:
1 – С чтения рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва».
2 – Просмотра детских фильмов о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и ,конечно, всем нам, его жителям.
3 - Рассказа о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в наше время.
4– Проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр на тему «Космос»
5 - Разучивания «Космическая считалка». Используя её можно определить очередность запусков ракет на планеты.
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восемь – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон,
Кто не видит – выйди вон.
7 - Рисования «Портрет пришельца». Нарисуйте портрет пришельцев. А кто живёт на других планетах? Пофантазируйте! Возьмите лист бумаги, попросите ребенка обвести свою ладошку, переверните. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуйте детали – портрет пришельца готов!
8 – Загадывания загадок: «Космические загадки». Без огня горит, без крыльев летит. (Солнце). Поле не меряно, пастух рогат. Что это? (Небо, звёзды, месяц). Эта планета нам всем дорога, нам жизнь подарила планета…(Земля).
9 – Заучивания стихотворение «Планета Земля»
Планета Земля – родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нём?
Загадки её постоянно решаем.
Но форму Земли до конца мы не знаем.
А форма Земли без рек и морей
Зовётся геоид! Учи и умней!
А что там внутри? Принимаем на веру: не видно ядро. Летим в
атмосферу!
Мы ей благодарны, что можем дышать
И много проблем с нею можем решать.
Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
От злых и коварных метеоритов.
От трения в воздухе камни сгорают
И звездным, красивым дождём выпадают.
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Нас защищает от плохих излучений.
Земля несравненная! Чудо природы!
Её заселяют зверьё и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка, 4
Плохо её защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться её не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
10 – Изготовления поделок детей совместно с родителями по данной теме.
Использование различных способов передачи информации в непосредственной образовательной деятельности, в том числе информационных и мультимедийных технологий, позволяет эффективно осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников, творчески подходить к процессу обучения и воспитания.