филиал МБДОУ Детский сад №4 «Радуга «Детский сад “Колокольчик»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Путешествие зернышка»
Воспитатель: Хроменко Галина Васильевна.
Ст. Озимая, 2023 год
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Путешествие зернышка»
- Введение
Участники проекта:
Дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации:
Краткосрочный: ноябрь 2023 г.
Тип проекта:
информационно-исследовательский
1.1 Актуальность: В нашей стране всегда относились к хлебу по-особенному. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. При этом
1.2 Проблема:
К сожалению, дети часто не догадываются, какой долгий путь хлеб проходит, что бы попасть на стол. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, относятся к хлебу небрежно. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
1.3 Условия реализации:
-технический материал (ноутбук, магнитофон)
-методический материал (выставка книг на тему «Откуда хлеб пришел» , альбомы, картинки о хлебе, картотеки скороговорок, пословиц, физминуток, пальчиковых гимнастик о хлебе, консультации для родителей)
1.4 Цель проекта
Сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта
- Сформировать представления детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда;
Уточнить и расширить знания детей о процессе получения хлеба (зерно-колос-мука-тесто-хлеб); закрепить название профессий: тракторист, комбайнер, пекарь; расширить представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
- Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, воображение, обогащать речь детей.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве,
1.5 Ожидаемый результат:
Дети:
- сформировать у детей представления о ценности хлеба;
- получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитывать бережное отношения к хлебу.
Родители:
- способствовать развитию интереса к образовательному процессу;
- развитию творчества; знаний и умений у детей;
- желание участвовать в жизни группы.
Педагоги:
- разработать планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
- картотеки скороговорок, пословиц, физминуток, пальчиковых гимнастик о хлебе.
- Планирование работы
|
Этапы
|
Формы работы
|
Задачи
|
I
|
Подготовительный (разработка проекта)
|
- Выяснение уровня знаний детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала о процессе выращивания хлеба.
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
- Подбор презентаций, видео для просмотра.
- Объявление детям и родителям о начале проекта;
- Совместное планирование деятельности.
|
▪Определить цель и задачи.
▪Распределить обязанности между участниками проекта.
|
II
|
Основной
|
Взаимодействие с семьей
- составление рассказов о хлебе,
- Выучить загадки, пословицы, стихи о хлебе
- Совместное творчество детей и родителей, рисование на тему «Хлеб- всему голова»
- замешивание теста, выпечка хлеба дома,
-привлечение родителей к выставке «Моя булочка вкуснее всех»
|
Включить родителей в работу по реализации проекта.
|
«Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевая игры: «Семейное чаепитие», «Пекарня», «Магазин».
Проблемно - игровая ситуация «Если у нас не будет хлеба…»
Беседы: «Как получается мука», «Бережное отношение к хлебу», «Как хлеб на стол пришел», «Какой бывает хлеб».
|
|
|
|
«Речевое развитие»
Чтение стихов Е. Трутнева «Зерно»,
Т Коломиец «Праздник каравая»
Чтение рассказов Э. Шим «Хлеб растет», Г. Алмазов «Горбушка»,
Чтение сказок «Нынешний хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»
Чтение с последующей инсценировкой «Колосок»
В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб»,
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»,
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,
Дидактические игры », «Подбери словечко», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»,
Беседа «Сельские профессии»
Составление рассказов по картинкам «Рожь», «Уборка урожая»
Загадки, пословицы и поговорки о хлебе.
Рассказ воспитателя с обсуждением «Хлеб всему голова»
|
- упражнять в словообразовании и употреблении относительных прилагательных от существительного пшеница, рожь, в подборе родственных слов к слову «Хлеб»,- развивать умение
грамматически правильно отвечать на вопросы по картине,
-воспитывать у детей уважение к хлебу, уточнить представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола, закреплять умение детей правильно отвечать на вопрос, развивать умения детей составлять рассказ опираясь на наглядность, поддерживать устойчивый интерес к устному народному творчеству.
|
|
|
«Художественно – эстетическое развитие»
Лепка «Золотые колоски»,
Лепка из соленого теста «Испечем каравай»,
Коллективная аппликация из семян тыквы «Хлебное поле»
Раскраски «Путешествие зернышка»
Совместное творчество детей и родителей, рисование на тему «Хлеб - всему голова»
|
-продолжать развивать творческие способности детей,
-совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с помощью разнообразных приемов лепки, рисования.
-развивать умение выразительно читать стихотворение, продолжать развивать умение слушать художественные произведения, развивать умения детей составлять предложения
|
«Познавательное развитие»
-ООД «Хлеб – наше богатство»
-Виртуальные экскурсии на хлебозавод, хлебный магазин.
-Презентации «Откуда хлеб пришёл»,
Исследовательская деятельность
Рассматривание и сравнивание
зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
-Опыты с мукой
- Посев и выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
- Замешивание теста и выпечка хлебобулочных изделий в домашних условиях
|
-закрепить представления детей о данных процессах, формировать желание участвовать в исследовательской деятельности.
|
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Кто выращивает хлеб», «Что сначала, что потом, «Что нужно для замешивания теста», «Что из какой муки испекли».
Сюжетно-ролевые игры «Семейное чаепитие», «Пекарня», «Магазин».
Строительные игры «Пекарня», «Хлебозавод».
|
-Расширить элементарные представления о труде хлеборобов, воспитывать уважительное отношение к профессии хлебороб. закрепить умения создавать постройки по образцу,
|
«Физическое развитие»
психоэтюд «Тесто», психогимнастика «Хлеборобы»
Подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»,
Пальчиковые гимнастики «Зернышко», «Тесто»
|
- приобщить детей к здоровому образу жизни
|
III
|
Заключительный
(презентация проекта)
|
Выпуск стенгазеты «Самая вкусная- булочка моя».
Выставка изделий из муки «Вот он хлебушек душистый»
Чаепитие с хлебобулочными изделиями «Моя булочка вкуснее всех»
|
- привлечь родителей к подготовке и проведению.
- воспитание бережного отношения к хлебу
|
|
4.Выводы
Дети расширили представления об окружающем мире, систематизировали знания о производстве хлеба, научились бережно относиться к хлебу, познакомились с видами хлебоуборочной техники, закрепили знания о труде взрослых, обогатили речь новыми словами, научились общаться, сотрудничать друг с другом, договариваться, работать в группе, поняли, что нужно ценить и уважать труд людей.