a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Ахмет-ұлт ұстазы Брейн-ринг

Автор: Тотекина Назигуль Ануарбековна Опубликовано: 2023-04-07 06:06:15

Игра «Брейн-ринг».

«Ахмет-ұлт ұстазы».

 

Участники: 8-9 класс

Реквизит: 1.презентация  для конкурса «Жорга»

                   2.Вопросы для конкурса «Разминка»

                   3.Даты знаменательных событий для конкурса «Угадай дату»

                   4.Пословицы-загадки для конкурса «Полиглот»

  1. Таблички для оценок конкурсов

                   6.Маркеры и фломастеры.

  1. Презентация.

 

Оформления: Заголовок мероприятия на экране  «Ахмет-ұлт ұстазы», два стола, ручки.

Цели: - ознакомить с жизнью и творчеством видного казахского общественного деятеля поэта, ученого, педагога Ахмета Байтурсынова.

- Воспитание в учащихся чувства патриотизма, нравственных качеств.

- развитие лидерских качеств и культуры общения, стремления

говорить на трех языках: казахском, русском и английском.

 

Ведущий: Добрый день, уважаемые учителя, учащиеся! Мы сегодня с вами примем участие в интересной и занимательной игре «Бреин-ринг»  «Ахмет-ұлт ұстазы» данное мероприятие проходит в рамках спецпроекта «Туган Жер» по программе «Рухани Жаңғыру». В этой игре принимает участие ученики 8  и 9 классов.Данная игра будет проходить в несколько этапов и оценивать вашу игру будет компетентное жюри.

Представление жюри.

Ведущий:С жюри мы познакомились. Теперь пора познакомиться с нашими участниками,  каждому классу дано было задание придумать название,эмблему и девиз своей команды. Команды должны говорить  название , рассказать об эмблеме команды, девиз. Первой представляет свою команду учащиеся 8 классов    и  следующие знакомство состоит  с учащимися 9 класса.

(Представление команд)

Ведущий:  Ну, вот  жюри, представлены команды. Пора начинать нашу игру «Ахмет-ұлт ұстазы», посвященной юбилейной дате со дня рождения великого просветителя,общественного и политического деятеля Ахмета Байтурсынова. Правила каждого конкурса будем объяснять по мере прохождения игры. И первый наш  конкурс это «Разминка» .Условие конкурса: в течение одной минуты, один участник от команды, отвечает на мои вопросы. Время на обсуждение – 10 секунд с командой, если он затрудняется ответить. За один правильный ответ – 10 очков.

  1. Конкурс «Разминка»

Вопросы 1 команде:

  1. Когда родился Ахмет Байтурсынов?-5 сентября 1872 год
  2. Кем является Ахмет Байтурсынов? казахскийпросветитель, учёный-лингвистлитературоведтюркологпоэти переводчикобщественный деятель и политический публицист
  3. Ахмет Байтурсынов у кого обучался грамоте?-у аульной муллы
  4. Четырехлетнюю учительскую школу в каком городе окончил?-Оренбург
  5. Как звали жену Ахмета Байтурсынова?- Бадрисафа Мухамедсадыковна-Александра Ивановна
  6. До 1917 года в каком городе жили?-Оренбург
  7. В 2013 году с кем вместе открывали газету «Казах» в Оренбурге?-Алихан Букейханов и Мыржакып Дулатов
  8. В 1917 году участвовал в организации какой партии?-«Алаш»
  9. Почему его 1929 году посадили в тюрму?- за политическую деятельность
  10. В 1934 году с помощью кого освободили его с тюрьмы? Е.Пешковой-жены М.Горького
  11. Первый сборник произведений А.Байтурсынова как назывался? «Маса»-«Комар»
  12. Применяются ли ныне алфавит Ахмета Байтурсынова? И кем?-да, казахами живущими в Китае, Афганистане,

 

Вопросы 2 команде:

  1. Где родился Ахмет Байтурсынов?- Тургайская область-ныне кустанайская область, Жангельдинский район село Акколь
  2. В каком году репрессировали Ахмета Байтурсынова ? 1937
  3. Ахмет Байтурсынов обучался в каком учебном заведении Тургая?- двухклассное русско-казахское училище
  4. Кто основал четырехлетнюю учительскую школу?-Ыбырай Алтынсарин
  5. С какого года активно включился в политическую деятельность?-1905
  6. Первая газета открытая Ахметом Байтурсыновым?-«Казах»
  7. Сколько лет просуществовала газета «Казах»?-5 лет
  8. 1929 году в июне его посадили за политическую деятельность в тюрму Кызылорде ,затем вместе с М.Дулатовым выслали куда? В Архангельскую область
  9. 1934 году Е.Пешкова помогла освободить его с тюрьмы и они всей семьей переехали в какой город?-Томск
  10. Ахмет Байтурсынов реформировал какую письменность??- казахскую-написал казахский алфавит на основе арабской графики
  11. Он что разработал в казахской письменности?—основы казахской научной терминологии
  12. Какие сборники басен известны Ахмета Байтурсынова?- «Сорок басен» и «Маса»

 

Ведущий: Мы с вами подошли ко второму конкурсу, который называется  «Жорға». Условия конкурса: командам предоставляются вопросы по следующим темам: «Биография Ахмета Байтурсынова», «Политическая деятельность»,«Научная деятельность », «Литературные произведения». Каждому вопросу соответствует определенное количество очков, вопрос под знаком Х, количество очков нам неизвестно, оно будет известно после ответа на данный  вопрос.Вопрос стоящий под знаком Х может не относиться не к какой из данных тем.  Команды отвечают по очереди. Если команда затрудняется ответить, тогда право ответа переходит следующей команде. Время на обсуждение – 10 секунд.

  1. Конкурс «Жорга».

Биография Ахмета Байтурсынова 10 Х 20 30 40

Политическая деятельность 10 20 Х 30 40

Литературная деятельность 10 20 30 40 Х

Литературные произведения Х  10 20 30 40

 

Биография Ахмета Байтурсынова

1 вопрос:Ахмет Байтурсынов родился в 1872 году Тургайская область-ныне Кустанайская область, Жангельдинский район село Акколь.Он происходит из какого рода и племени? / шакшак, аргын/  (10 очков)

2 вопрос Ахмет Байтурсынулы обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его Ахмет Байтурсынулы отправляется в Оренбург для продолжения образования. Поступил в какую школу и основанная кем? /четырехлетнюю учительскую школу основанную Ыбыраем Алтынсариным/ (20 очков)

3 вопрос: Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила своё имя и фамилию, Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем.Как изменила имя жена Ахмета Байтурсынова? / Бадрисафа  Мухаметсадыковна Байтурсынова.  (30 очков)

4 вопрос: В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства — Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году кто походатайствовал об освобождении из под ареста Ахмета Байтурсынова? / жена известного писателя М.Горького Е.Пешкова/ (40 очков)

5 вопрос(Х):Ахмета Байтурсынова и Бадрисафы Мухамедсадыковны не было своих детей. Сколько у них было приемных детей? /3/ (20 очков)

Политическая деятельность

1 вопрос: В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства.Назовите друзей, соратников Ахмета Байтурсынова /А.Букейханов, М.Дулатов, М.Жумабаев,…/ (10 очков)

2 вопрос: В 1913 году Байтурсынулы вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету. «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…», говорилось в газете. Как называлась газета? (20 очков)/»Казах»/

3 вопрос: В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии и был одним из организаторов и руководителей правительства  В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1. Назовите  казахскую партию и правительство. (30 очков) /»Алаш»,Алаш Орда/

4 вопрос:В общественно-политической жизни в начале ХХ века активно участвует видный представитель казахской литературы. За открытую критику антинациональной политики царизма в июле 1909 году он был заключен в Семипалатинскую тюрьму. О ком идет речь? АхметБайтурсынов (40 очков)

 5 вопрос (Х): Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынулы вступил в члены партии. Ахмет Байтурсынов вступил в ряды какой партии? (20 очков) /Коммунистической партии большевиков ВКП(б)

Научная  деятельность

1 вопрос: Ахмет Байтурсынов был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынулы создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий. Как называлось научное учреждение?(10 очков)/Академический центр Республики/

2 вопрос: Арабское письмо при использовании его без обозначения гласных представляло определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынулы предложил проект реформирования алфавита.   Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с графикой. Назовите алфавит реформированной Ахметом Байтурсыновым.(20 очков) /арабский алфавит/

3 вопрос: Алфавит был создан на основе арабской письменности, состоял из 24 символов, 5 гласных, 17 согласных, 2 полуголосых. Алфавит «төте жазу» использовался в мусульманских школах, советских школах с 1913 по 1929 год. Он написал первую книгу как методику алфавита «төте жазу». Как называлось это методическое пособие? (30 очков)/ «Оқу құралы» (Учебное пособие)/

4 вопрос: Как назывался Учебник А. Байтурсынулы исследование, основанное на систематизации и научной структуре отраслей казахского языкознания?. (40 очков)/ «Тіл – құрал»/

5 вопрос (Х): Одна из величайших заслуг А.Байтурсынова – создание терминов. Все лингвистические названия, используемые в казахском языкознании, такие как существительное, прилагательное, глагол, местоимение, союз, наречие, подлежащие, сказуемое, простое предложение, составное предложение, слово обращение – это наследие ученого.

         Назовите  первый фундаментальный научно-теоретический труд на казахском языке.

 (30 очков)/ «Әдебиет танытқыш»/

Литератуные произведения

1 вопрос: Первая книга Байтурсынова вышла в 1909. В ней автор бичует колонизаторскую политику России, произвол, насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, создал ряд оригинальных произведений, в которых жанр басни обрел национальные черты. Как называется книга? (10 очков) /«Қырық мысал» («Сорок басен»)/

2 вопрос: Гражданская идея-мечта Байтурсынова выражена в книге изданная 1911 году приобщать народ к знаниям и трудолюбию, способствовать развитию искусства, повышению культуры. Поэт призывает избавиться от невежества, равнодушия и халатности. А как называется эта книга басен? (20 очков)/ «Маса» («Комар»,)/

3 вопрос: Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынов поднял казахскую литературу на новый уровень. А.Байтурсынов перевел на казахский язык стихи многих поэтов.Чьи произведения перевел на казахский язык? (30 очков) / русских поэтов Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Надсона С.Я., французского поэта Вольтера Ф./

 

4 вопрос: Статья “Главный казахский поэт” — одна из первых исследовательских работ Байтурсынова в области национального литературоведения. В ней рассматриваются историческая миссия поэта, самобытность и духовное богатство наследия , раскрывается значение его произведений. Исследования и научные выводы Байтурсынова о художественном мастерстве нашли свое отражение и развитие в казахском литературоведении. О ком идет речь?

(40 очков)/Абай Кунанбаев/

5 вопрос(Х): Многие стихи поэта были созвучные просветительским  направлением в литературе. Продолжил и развил просветительские и критические традиции Абая Кунанбаева, Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина. Написал стихи "Қазак салты" ("Казахская традиция"), "Қазақ қалпы"("Казахская натура"), "Досыма хат" ("Письмо другу"), "Бақ"("Счастье") и др. Первая значительная работа Байтурсынова в области литературоведения "Главный казахский поэт" была опубликована в трех номерах газеты "Қазақ" (1913). Изучал литературное наследие, устное народное творчество. Написал предисловие и издал отдельные книги, сборник "23 жоқтау" (1926) - плачи и похоронные песни, сохранившиеся в казахской устной литратуре. Назовите казахский эпос изданное Ахметом Байтурсыновым?  (20 очков)/Казахский эпос «Ер Сайын»

 

Ведущий: Первый и второй  этап нашей игры подошел к завершению, сейчас наше компетентное жюри подведет  итоги  первого конкурса, и выясним, кто у нас вышел вперед среди команд,  а пока жюри подводят итоги,  просим ваше внимание на экран.

(Видео про Ахмета Байтурсынова №1)

(Слово жюри)

Ведущий: Следующий конкурс, который ожидает наших команд, это командный конкурс – «Угадай дату». Сейчас вам вынесут листы с вашим следующим заданием (Звучит мелодия,  ассистент выносит листы с заданием и раздает командам). Вам предоставлены исторические события связанные с Ахметом Байтурсыновым, которые необходимо будет соединить событие с датой..  За каждый правильный ответ команда получает 10 очков. Время на обсуждение 5  минут.

  1. Конкурс «Угадай дату»

1 команда:

 5 сентября 1872 года,– Родился Ахмет Байтурсынов

1905 год – начал политическую деятельность

1913 год– открытие газеты «Казах»

1937 год- 8 декабря- растрелян как «враг народа»

1988 год- реабилитирован

1921—1928 годы- преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в институтах народного просвещения.
1922—1925 годы- возглавлял научно-литературную комиссию Наркомпроса Казахстана. Наряду с государственной службой Байтурсынов занимался педагогической деятельностью



2 команда:

1895-1909 – Преподавал в аульных училищах

1907 год– впервые заключён в тюрьму за критику царской администрации

 1919 год — член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

1909,1911 годы- изданы сборники «Сорок басен» и «Маса»

Июнь  1929 года – арестован органами НКВД в Кзыл-Орде

1920—1921 — нарком образования КазАССР

 Январь 1916года — участник заседания мусульманской фракции Госдумы

 

Ведущий: Время  третьего конкурса подошло к завершению просим отдать ваши ответы ассистенту, который предоставит их жюри. Но,  а пока вы можете  сами увидите,  на сколько,  правильно вы ответили на данный  конкурс.   

 (Видео Ахмет Байтурсынов № 2)

(Слово жюри)

Ведущий: Мы переходим на следующий  конкурс «Полиглот». Условия данного конкурса звучит так: Одному из участников вашей  команды будут задаваться 3 вопроса,  которые будут выведены на экран – это будут загадки, пословицы,  а отгадки  и где пропущенное  слово они должны сказать на 3 языках: казахском, русском и английском. Каждый правильный ответ оценивается в 30 очков (если на 2 языках -20 очков, если на 1 языке – 10 очков) Время на раздумья 10 секунд.

  1. 4. Конкурс «Полиглот»

1 команда.                                                                     2 команда

  1. «На дворе горой, 1. «Без рук, без ног

А в избе водой?»                                                 Под окном стучится

(кар, снег, snow)

                                                                              В избу просится?»

                                                                              (жел, ветер, wind)

 

  1. «Старый …….. , лучше новых двух» 2. «….. острее сабли»

(дос, друг, friend)                                        (тіл, язык, language)

 

  1. «Родная …… - золотая колыбель» 3. «Человек без …….., что

(жер, земля, ground)                                   соловей без леса»

                                                                              (Отан, Родина, matherland)

 

Ведущий: И мы подходим  к заключительному конкурсу нашей игры «Бреин-ринг»  «Ахмет-ұлт ұстазы», который называется  «Оратор». Данный конкурс заключается в том, что  капитаны команд  расскажут монолог на тему «Ахмет- Байтурсынов-образец истинной преданности казахскому народу ». Жюри оценивает содержание, красноречие, деловой характер и др. За этот конкурс команда победившая получает 50 очков.

  1. 5. Конкурс «Оратор»

Ведущий:  Просим наше компетентное жюри подвести итоги последних двух конкурсов и подведем итоги всей игры и определим победителя.

Предоставляем слово нашему жюри.

(Слово жюри, награждения победителе! Звучит музыка.  Вручение  грамот и призов)

Ведущий: Ахмет Байтурсынов был настоящим учителем нации, он стремился пробудить дремлющий казахский народ, подобно «шмелю», он научил казахов любить казаха, вклад Ахмета Байтурсынова для казахского народа безграничен. Он — акын, он — общественный деятель, он — первый казахский литературный теоретик-лингвист, ученый-просветитель. Он — один из лидеров идеи Алаш. Ради казахского народа он пятикратно попадал под арест и не уставал говорить: «Не спешите! За нами есть судья...», позже его приговорили к расстрелу. Знать и ценить его жизненный путь, деятельность, идеи — наш общий долг.Думаю, что сегодняшнее мероприятие дало Вам много знаний, света.

Благодарю Вас за участие в этом мероприятии!

 

Приложение

1 команда:

 5 сентября 1872 года,– Родился Ахмет Байтурсынов

1905 год – начал политическую деятельность

1913 год– открытие газеты «Казах»

1937 год- 8 декабря- растрелян как «враг народа»

1988 год- реабилитирован

1921—1928 годы- преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в институтах народного просвещения.
1922—1925 годы- возглавлял научно-литературную комиссию Наркомпроса Казахстана. Наряду с государственной службой Байтурсынов занимался педагогической деятельностью



2 команда:

1895-1909 – Преподавал в аульных училищах

1907 год– впервые заключён в тюрьму за критику царской администрации

 1919 год — член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

1909,1911 годы- изданы сборники «Сорок басен» и «Маса»

Июнь  1929 года – арестован органами НКВД в Кзыл-Орде

1920—1921 — нарком образования КазАССР

 Январь 1916года — участник заседания мусульманской фракции Госдумы

 

Оставить комментарий: