a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад к педсовету "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования экологических знаний"

Автор: Мальцева Татьяна Сергеевна Опубликовано: 2023-04-07 13:29:05

Документы для скачивания

«Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что- то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы». В. А. Сухомлинский Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.  На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи наших детей существуют множественные проблемы, поэтому педагогическое воздействие при развитии речи ребенка – очень сложное дело: необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Природа окружает ребенка с ранних лет. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Дошкольный возраст – сензитивный( чувствительный) период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Именно поэтому, я в своей работе уделяю особое внимание развитию речи, ведь речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Одной из задач нашего ДОУ является интеграция различных видов деятельности в работе по формированию экологической культуры. Во время проведения любых мероприятий учу детей беречь и приумножать мир растений. Все полученные знания закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай по описанию», «Что изменилась? », «Что было сначала, что будет потом? » Задаю вопросы: каким было растение до того, как на нем появились цветы; с чего началось растение; что будет после цветов; будут ли на будущий год цветущие растения на участке; что надо для этого сделать? В свободное время разговариваю с детьми на тему: «У каких растений семена летают? »( одуванчик, мать- и- мачеха, чертополох и т. д. ) . Практический опыт показывает, что детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание, речь, поэтому все занятия, игры, упражнения стараюсь экологизировать, а так же оформляю дидактические игры на закрепление представлений о всем живом на земле «Дикие и домашние животные», «Где, что растет? », «Когда это бывает? », «Поваренок», «Пищевая цепочка» и т. д. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, уделяю большое внимание сведениям исторического характера, подчеркивая взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, а также изучению природы, населения. В результате ребенок приобретает установки, которые существенно влияют на формирование его личности. Закрепляю знания, которые дети получают на занятиях по развитию речи и по ознакомлению с миром природы с помощью ежедневных наблюдений, игр, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Используемые мною приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные беседы о природе, использование произведений искусства( живопись, художественная литература) оказывают серьезное влияние при составлении детьми сюжетных и описательных рассказов. В утренние и вечерние часы совместной деятельности педагога и детей использую словесные дидактические игры «Доскажи словечко», «Сочини сказку», «Придумай рифму», в процессе которых дети активно приобретают литературный опыт. Игра способствует активному развитию словаря, нормализуется грамматический строй. Вместе с тем окружающая природа-  источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Экологические игры бывают: дидактические; имитационные; соревновательные; игры- путешествия. Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений.   К ним относятся: конкурсы, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д. Широко применяются в практике дошкольных  учреждений игры- путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, в жаркие страны и т. д.   В работе е дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы. Решаются речевые задачи: упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать; решать логические задачи. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе.   «Съедобное – несъедобное»   «Кто, где живёт? »   «Отгадай, что за растение»   «Узнай на вкус»   «Подбери листок»   «Что за птица? »   «Узнай по голосу животного»   «Угадай, про кого расскажу»   «Что сначала, что потом»   «Что опасно для природы»   «Когда это бывает? »   «Чей хвост? »   «С какой ветки детки? » В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения. «Какого животного не стало? »  На столик выставляется четыре или пять игрушек( животное или картинка) . Дети и запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4- 5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе. «Чудесный мешочек»   В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь. Дети достают, угадывают, для кого. Подходят к игрушкам и угощают их. Игра с мячом «Я знаю». Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша напр. , волка – волчонок» и возвращает мяч воспитателю. Игра « Кто, где живет» У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображением мест обитания различных животных( нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. Во время ежедневных прогулок воспитатели знакомят дошкольников с природой, воспитывают экологическую культуру, развивают речь, организовывают игры с природным материалом: песком, водой, льдом, снегом, листьями и т. п. Прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения продумываются заранее, при этом мы используем разнообразные формы организации ребят( фронтальные, групповые, индивидуальные) . Наряду с работ ой с детьми огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в группе уголка природы. Труд и наблюдения детей за растениями в уголке природы организовываются в течении всего года. Этим создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе, в уголке природы, т. е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и общению посредством речи. В группах созданы «Уголки природы», где дети могут выращивать, ухаживать и длительное время наблюдать за растениями. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и «Огород на подоконнике». Здесь есть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками. Воспитатели в уголке природы организуют три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, опытно- экспериментальная деятельность и фиксация наблюдений за происходящими изменениями. Также в течении года мы проводим экологические акции, привлекая детей и родителей. Значительное внимание уделяется работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Работа с родителями проводится непрерывно. Проводятся родительские собрания по вопросу экологического образования детей, деловые игры, природоохранные акции. Родители принимают активное участие в: - выставках рисунков; - оснащении уголка природы; - изготовлении экологических газет; - изготовлении поделок из природного и бросового материала. Радость общения с природой делает жизнь детей эмоционально богаче. Общение с природой, миром растений и животных способствует активному развитию у детей доброты, терпения, трудолюбия, милосердия, формированию речевых умений и навыков. В заключении необходимо сказать, что развитие речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от воспитателя огромных знаний, умений, усилий, терпения. Результаты не заставят себя ждать. Но какая бы работа не проводилась, надо всегда учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей.

Оставить комментарий: