Исследовательский проект «Насекомые»
Документы для скачивания
МБДО У филиал Детский сад №4 “Радуга” детский сад “Колокольчик” Исследовательский проект «Насекомые» Воспитатель: Хроменко Галина Васильевна. Ст. Озимая, 2022 год Проект «Насекомые» Цель проекта: создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых. Возраст детей: 4- 7 лет. По количеству участников: групповой. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели. Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе. Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность. Актуальность проекта: Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И мы начали эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из- за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков- мир насекомых. Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе? Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает. Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. Задачи проекта: Общеобразовательные: - Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; - Формирование познавательного интереса к насекомым. Воспитательные: - Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе. Развивающие: - Развивать речь детей, активизировать словарный запас. - Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами живой природы; - Развивать коммуникативные навыки; - Развивать эмоциональную отзывчивость; Методы и формы работы: - наблюдения- беседы- рассматривание иллюстраций- настольные игры- подвижные игры- пальчиковые гимнастики- дидактические игры- заучивание стихотворений, пословиц- Консультации для родителей на темы: «Первая помощь при укусах насекомых ». - Презентация собранных материалов ( фотоотчёт) . Работа над проектом: I этап – а налитический: 1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей. 2. Вовлечь дошкольников в решении проблемы. 3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта. 4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей. 5. Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада. 6. Собрать материал, информацию. II этап – с озидательный: 1. Проведение намеченных мероприятий. 2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта. 3. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации. III этап – о бобщающий: 1. Проведение намеченных мероприятий. 2. Самостоятельные творческие работы. 3. Сбор и обобщение материала, показ презентации- фотоотчёт по проделанной работе. Мероприятия по реализации: Игровая деятельность: Дидактические игры: 1. «Четвёртый лишний» Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний». 1) Заяц, еж, лиса, шмель; 2) Трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) Пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) Таракан, муха, пчела, майский жук; 8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) Лягушка, комар, жук, бабочка; 10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей. 2. «Закончи предложение» ( употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе) . Н апример: - Муравей сидел около…. - Божья коровка полезла по …- Жук спрятался под …- Муха села на …- Гусеница сидела на …- Муха ползла по … 3. « Хорошо- плохо » Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут? » Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять. 4. «Один – много». 1 муха- много мух. 1 комар- много комаров. Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др. 5. «Закончи предложение» Майский жук большой, а божья коровка. м аленькая У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные У жука усы толстые, а у бабочки. т онкие У шмеля спина широкая, а у водомерки. у зкая 6. «Назови ласково». Комар — комарик Жук – жучок Пчела – пчелка Усы – усики Лапы – лапки Голова – головка Муравей — муравьишка Муравейник – муравейничек Муха – мушка Стрекоза – стрекозка. 7. Составление описательных загадок про насекомых. 8. «Подбери признак»: бабочка какая? –, муравей какой? –, пчела какая? – … 9 Двигательная деятельность: - Физкультминутка «Бабочка» ( дети говорят и выполняют движения) . - Подвижная игра «Поймай комара», «Птицы и бабочки» Познавательно- исследовательская деятельность: - Знакомство с видовым разнообразием насекомых ( строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д. ) ; - Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями; - Конструирование насекомых при помощи счётных палочек. Коммуникативная деятельность: - Беседы- обсуждения: «В чём польза насекомых? » Беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ? », «От чего зависит окраска насекомого? », «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых », «Почему божья коровка красная, «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет? » Составление рассказов про насекомых. Интервью ( формирование навыков диалогической речи) на тему « Насекомые луга ». Примерные вопросы: 1. Как вы думаете, что такое луг? 2. Чем насекомые отличаются от птиц? 3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка? 4. Как вы считаете, насекомые полезны? 5. Если бы ты был насекомым то, каким? Чтение художественной литературы: - Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д. - Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха- Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д. Продуктивная деятельность: Рассматривание иллюстраций к книгам; Рисование: Рисование- оттиск красками « Крылья бабочки » с использованием нетрадиционных методов. Поделка из природного материала( ореховая скарлупа) : «Божья коровка на листочке» Трудовая деятельность: - Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых насекомых. Работа с родителями: Консультации для родителей на темы: «Первая помощь при укусах насекомых ». Результаты проектной деятельности: 1. Сформировался устойчивый интерес детей к природе. 2. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников, сложилась система знаний детей о насекомых. 3. У детей воспиталось чувство сопереживания и желание помочь маленьким обитателям. Вывод: Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе, способствует формированию отзывчивой и гуманной личности. «Бабочки Оригами» «Наблюдение за муравьями»