a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

методическая разработка

Автор: Киселева Ольга Витальевна Опубликовано: 2023-04-10 10:20:38

Документы для скачивания

Методическая разработка для показа на РМО Подготовила: воспитатель Киселева Ольга Витальевна Запуск речи у не говорящих детей Проблема задержки речевого развития детей становится все более актуальной. С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи. Подражание- непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом,   появилось желание что- то сказать… Поэтому особенно важно установить с такими детьми тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания. Ведущая  форма  занятий – игровая. Обязательное условие воздействия- это многократность  повторения одного и того же материала. Важно не отпугнуть малыша настойчивым  «скажи», «повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми Лучше говорить; делай как я. На начальных этапах работы с такими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно- практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно- побудительный уровень речевой деятельности.   Также ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. поэтому нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить( повторять) одни и те же звукосочетания. По просьбе взрослого ребёнок подражает звукам. Крикам птиц, животных, цепочка этих звуков удлиняется до 3- 4 слогов. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, а также выражать свои желания или нежелания в доступной для них форме. В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное чтобы он говорил, даже если он прои з носит по подражании хотя бы части слов. Активация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью, с игрой, с наглядной ситуацией, что должна достигаться при различных но обязательных условиях: - эмоциональности контакта с ребёнком. - определённого уровня понимания речи. - устойчивости внимания. - наличие подражательной мотивации. Что бы достичь нужного эффекта в активации подражательной речевой деятельности. Надо начинать с развития подражания вообще; « сделай как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами( например игра с мячом, делай как я) , научить подражать движениям рук, ног, голов ы( полетели как птички) . Нужно проводить дыхательно- голосовые упражнения для удленнения дыхания. ( п онюхать цветы, выдуть мыльный пузырь, потянуть звуки на выдохе гудит труба УУУУУУ, заблудились АУУУУУ. Плачет ААААА. ) Провести упражнения для губ, для языка. Желательно проводить игровые приёмы, сочетающие в себе Дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов. Взрослый читает текст а дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки и слоги. Не нужно заниматься с ребёнком а играть. В игре добиваться нужного результата. Хочу предложить несколько игр на запуск речи ребёнка. Игры ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 1 Упражнение «Ароматный фрукт».   п едагог приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем по очереди дети с закрытыми глазами узнают фрукт по запаху. Взрослый следит, чтобы дети не поднимали плечи при длительном вдохе. Затем дети определяют фрукты на вкус.   2 Упражнение «Листочки».   Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки.   Дунь- подунь, мой ветерок.   Очень жаркий день- денек.   Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т. д.   3 Игра «Регата» эта игра не только поднимет настроение, но и помогает развивать направленную струю воздуха. Делаем кораблик пенопласт, зубочистка. Кусочек бумаги и вода. Дуем активируем звуки тук, бульк, слова плыть, тонет. также очень важно научить ребенка ритму слов. м ожно такую игру 4 «Говорящий мячик» Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки( лучше начинать с гласных и звонких согласных) , а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: МА- МА, БА- БА, ДЕ- ДА, КИ- СА и т. д. 5 игра с действием: понадобится игрушка, можно изготовить из бумаги у меня акула. Она голодная нужно её накормить берём баранки или шарики бросаем НА Ммм вкусно, дай ещё. Говорим ребёнку сделай как я. Нужно провоцировать проговаривать слова. Также работает кисть руки. 6 Игра с ватой. Можно сначала потрогать, помять, подуть. Далее отрываем вату со звуком ВА. Когда усвоили добавляем ВА_ ТА. 7 Н акорми курочку. Курочка просит червячков КО КО КО. Нужно растянуть резинку( червячка) со звуком ИИИ, ТЯ_ НУ. 8 лиса и зайчик прогоним лису кКЫШ. Скомкаем бумажку и бросаем в лису. И ручки работают и со звуком БЕГИ, КЫШ, м Еще много игр важно помнить при их использовании, что не нужно ребёнка заставлять сразу произносить звуки в результате повторения малыш сам захочет говорить. Инструкция должна быть короткой и понятной для ребёнка. Не нужно говорить много слов. Очень важно поощрять желание ребёнка говорить. Одной из форм стимуляции этой потребности является, естественно, похвала взрослого как положительное подкрепление достижений ребёнка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания!

Оставить комментарий: