a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Буклет для родителей " Игры и упражнения со звуками и словами"

Автор: Рубайло Светлана Анатольевна Опубликовано: 2023-04-12 11:13:00

Документы для скачивания

СЛОВАРИК: Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление. Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове. Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах( д, о, м) , понимать смысл слов. Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит – к` - мяг. , согл. звук, и – глас. звук, т – твёр. , согл. звук; первый звук – к` , второй – и, третий – т. Дети 5- 7 лет могут: 1. Определять короткие и длинные слова( сравнивать слова по количеству звуков) . 2. Делить слова по слогам. 3. Определять место звука в слове( начало, середина, конец) . 4. Придумывать слова на заданный звук, слог. 5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове( есть такой звук в слове или нет) . 6. Анализировать звуковой состав слова. 7. Давать характеристику звуков: – гласный звук, обозначаем красной фишкой; – твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой; – мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой. 8. Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова. Первое слово – карандаш; Второе слово – упал; Третье слово – под( короткое слово) ; Четвёртое слово – стол. 9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение». Что даёт в развитии фонематического слуха и восприятия у ребёнка дошкольного возраста: * Помогает ребёнка подготовительной к школе группе подготовит «базу» к непосредственно –образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте». * Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников: – Замены звонких согласных парными глухими и наоборот( «томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг») . – Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот( «ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба») . – Замена свистящих звуков[ С] , [ З] , [ Ц] шипящими[ Ш] , [ Ж] , [ Щ] , [ Ч] ( «сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля») . – Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных[ Р] , [ Р` ] , [ Л] , [ Л` ] , [ Й] ( «глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка») . * Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи( неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование) . * Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами. Игры на развитие фонематического слуха и восприятия Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, поднимите руку( хлопните в ладоши) . Например, звук[ Р] : л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик. Игра «Назови картинки». Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук[ Ш] . Например, картинки( можно игрушки) : мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д. Игра «Придумай слово». Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог. Придумай слово, имя мальчика( девочки) и т. д. на заданный звук[ С] , слог МА и т. д. Игра «Назови первый звук в слове». Цель: Учить выделять первый звук в слове. Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот –[ К] , иголка –[ И] . Игра «Назови последний звук в слове». Цель: Учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –[ М] , слон –[ н] . Игра «Прохлопай слово». Цель: Учить делить слова на слоги. Прохлопай слово и назови количество слогов в слове( можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове) . Например, : собака – 3 слога. Правило: сколько гласных звуков столько и слогов. Игра «Найди пару». Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т. д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке. Игра «Найди слово». Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста. Взрослый предлагается прослушать стихотворение, ( либо короткий рассказ) , где есть слова со звуком[ С] . Ребёнку нужно назвать слова со звуком[ С] . Игра «Разложить картинки». Цель: Учить дифференцировать звуки в словах. Ребёнку предлагается разложить картинки( игрушки) на звуки[ С] –[ Ш] , [ З] –[ З` ] . Игра «Добавлялки». Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало( конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук[ Ш] …уба( шуба) , …апка( шапка) , …ар( шар) и т. д. Игра «Определи место звука в слове». Цель: Развивать умение определять место звука в слове( начало, середина, конец) . Определить, где «живёт » заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук[ Ш] в словах: мышь( в конце) , шапка( в начале) , машина( в середине) . Игра «Кому подойдёт квартира? ». Цель: Научить определять количество звуков в слове. У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик Детям нужно подобрать к этой схеме слово( животное) , затем – назвать каждый звук отдельно. Игра «Цепочка слов». Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах. Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например, : сыр – рыба – арбуз – зонт и т. д. Игра «Отгадай слово». Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках. Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например, лебедь, иголка, стол, арбуз( лиса) . Игра «Назови слово». Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов. Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом( например, сок, дом, дым) , с 2 слогами( мама, каша) , с 3( молоко, булочка) . Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь. МАДОУ «Детский сад №3 «Семицветик» комбинированного вида ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ Л огопед: Светлана Анатольевна Рубайло 2022г.

Оставить комментарий: