Педагогические находки воспитателя.
Мне хочется поделиться одним из своих методов работы с детьми в детском саду. Мне на помощь пришла художественная литература. Она помогает мне донести до маленьких детей многие непонятные, но нужные для них понятия.
В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.
У меня филологическое образование. Еще с университета я люблю читать. Нас научили анализировать прочитанные произведения. Читать между строк. Любое произведение (сказки, устное народное творчество, стихотворения, рассказы) - поучительное, со смыслом. Почему бы этим не воспользоваться в воспитании детей?
Одной из основных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, где огромное значение имеют гигиенические процессы. Но многие дети не любят мыться и умываться. И тут на помощь приходят сказки Корнея Чуковского. Это классика детской литературы. Наши любимые произведения.
«Мойдодыр» - учит детей быть опрятными, соблюдать чистоту с самого детства. Чисто и аккуратно кушать, тщательно мыть руки, причесываться после сна. Следить за чистотой и опрятностью одежды, своим внешним видом. Дети не хотят быть похожими на мальчика – грязнулю, от которого убежали игрушки, одежда, посуда.
«Федорино горе»- дети знают, как нужно бережно обращаться с игрушками, с посудой, любым предметом, мебелью в детском саду. Они могут остаться без них. Сказка спасает после игр, когда нет сил и желания собирать за собой игрушки. В сказке много предметов старины (самовар, кочерга, корыто, ухват и др.), многие, из которых уже не используются. Дети знакомятся с бытом русской деревни, с прошлым предметов, сравнивают их с современными.
«Айболит» - учит быть добрыми, сострадательными и заботливыми к людям. Быть отзывчивым, помогать другим. Соблюдать гигиену, вести здоровый образ жизни, что вкупе дает крепкое здоровье. С младшего возраста можно и нужно говорить о здоровье и как его сохранить. Также сюжетно-ролевая игра «Больница» - помогает детям справиться с боязнью людей в белых халатах, даёт понимание о важности этой профессии. Дети охотно играют во врача. Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем правила дорожного движения.
«Путаница» - учит быть собой. Не стесняться и не играть чужие роли. Каждый должен быть на своем месте. Все дети разные. Но они все личности. И нужно принять их такими, какие они пришли к нам. Не ломать, не подгибать, а направлять, поддерживать и верить. А также сказка дает детям понять, к чему могут привести баловство и шалости. Это сказка очень полезна для развития речи малышей. Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать что перепутано.
«Краденое солнце» - учит детей верить в себя, в свои силы. Никогда не сдаваться, не бояться. И тогда можно одолеть даже такого страшного зверя, как крокодил. Быть сильным, смелым. Нужно помогать и защищать маленьких и слабых. Во время знакомства с неживой природой можно прочитать эту сказку. Она помогает понять, как необходимо солнце для всего живого.
«Тараканище» - это сказка также о наших страхах. О том, что нужно уметь постоять за себя. Некоторых вещей мы до смерти боимся, что не можем ничего предпринять. А на самом деле, страх может быть всего лишь «жидконогой козявочкой букашечкой». А мы превратили его в громадного чудовища. Сказка помогает развивать у дошкольников математические представления. Дети знакомятся с количеством (считают животных), порядковым счетом (кто за кем едет).
«Муха-цокотуха» - учит быть хорошим другом, любить окружающих, взаимовыручка и поддержка. Ребенок понимает, как важно приходить на помощь тем, кто попал в беду. В детском саду многие дети находят себе друзей. И дружба может продолжаться уже после выпуска из дошкольных учреждений. Мне кажется, мы можем помочь им найти друзей в группе. Или стать самой другом для них. И тогда воспитанники будут с удовольствием посещать детский сад.
Невозможно оставить без внимания русские народные сказки.
Сказка «Колобок» - учит детей быть осторожным, осмотрительным. Не доверять чужим, незнакомым людям. И наконец, не уходить из дома одному гулять. Говорим о дисциплине. Нельзя убегать от группы, или отставать вовремя прогулки. Без взрослых выходить за пределы детского сада.
Сказка «Волк и семеро козлят» - в настоящее время очень актуально. Козлята преподносят детям очень важный урок. Не открывать незнакомым людям двери. А так же, хочу обратить внимание родителей. Мне лично дети, незнающие меня, говорили свои адреса, имена, фамилии свои и родителей. И это меня пугает. Знать эту информацию важно, но всем подряд говорить – опасно. С помощью этой сказки можно это донести до ребят.
Сказки «Коза Дереза» и «Лиса и заяц» - тоже помогают объяснить, как опасно впускать в свой дом чужого, незнакомого человека. Как важно слушаться маму.
«Репка», «Теремок» - любая работа спориться в дружном коллективе. Тяжело вытянуть одному репку (построить дом), но как легко сделать это дружно всем вместе. Обе сказки способствуют развитию речи детей, повторением отдельных строк. Легко запоминаются, тренируют память.
Стихотворение «Мы делили апельсин!» Жадному волку досталась кожура. Дети сразу понимают, что нужно делиться. Как легко можно поделить один апельсин на всех. Нельзя обижать, отбирать у маленьких детей. В группе поровну делятся карандаши во время свободного рисования. Конструктор лего, машинки, куклы хватают всем.
А еще сказки можно сочинить самим. Когда нужно помочь в конкретной ситуации, а сказки на эту тему нет. Сказкотерапия помогает мне в период адаптации детей.
Этот прием применяю для детей младшей группы во время адаптации. Вместе с родителями мы рассказывали детям увлекательные сказки, где они главные герои. В сказках дети становятся сильными, смелыми, умными, общительными, открытыми. Им это очень нравится.
И таких примеров ещё много можно привести. Главное читать детям. Прививать любовь к чтению в детском саду и дома. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Дает прекрасные образы русского литературного языка.