«Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Документы для скачивания
«Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Что же относится к детскому фольклору? Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки- игры взрослого с ребенком ( с его пальчиками, ручками) . Заклички- обращение к явлениям природы ( солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) . Считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Дразнилки- веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши- забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает. Утро в нашей группе начинается с утренней зарядки, где используются элементы физических упражнений с вкраплением фольклора в стихотворной форме. Все это помогает создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость, повысить уверенность в себе. Физические упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него. В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения. Немало уделяю внимания практическим методам, таким как: пальчиковым и подвижным играм, играм- хороводам. Например: пальчиковая игра « Динь- динь- дон ходит кошка с бубенцом» и подвижная игра «Мышки и кот» позволяют детям объяснить повадки кошки ( кошка любит ловить мышей) . Также дети очень любят перебирать пальчики наделяя их именами своих родных, например: Этот пальчик- дедушка Этот пальчик- бабушка Этот пальчик- папочка Этот пальчик- мамочка Этот пальчик- я, вот и вся моя семья. Это доставляет им огромную радость и воспитывает любовь к близким людям. Использование подвижных и хороводных игр: «Лиса и зайцы», «Мы на луг ходили…», «Караваи», «Ладушки- ладушки», «У медведя во бору», «Пузырь» и т. д. позволяет не только поднять настроение детям, но и активизируют их двигательную активность, речь, позволяют научить детей играть вместе. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Утром во время приема детей бывают ситуации, когда ребенок не хочет расставаться с родителями, я переключаю внимание ребёнка на игрушку( кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки: Петушок, петушок Золотой гребешок. Или Хвостик закорючка. Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства- вот в чём преимущество фольклорных мероприятий. В работе с детьми младшего возраста, большое внимание уделяем ознакомлению детей с устным народным творчеством- потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным- песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни детей в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подобрали потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку- воспитателю. Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка- пригожий Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит: Это ты, а это я Ты хороший у меня. Мой подарок дорогой И не нужен мне другой! Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать( колыбельная песня, во время умывания( ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования( прибаутки, потешки) . Укладывая детей спать, стараемся создать для них ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки: Люли, люли, люленьки Прилетели гуленьки Стали гули ворковать Стал Ванюша засыпать Нами подобраны потешки для подъема детей, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой. На кисоньку потягушечки На деточку порастушечки. Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке после сна. Различные виды народных игр широко использую в продуктивной деятельности, во время проведения режимных моментов, закаливающих мероприятий, при проведении оздоровительных мероприятий. Малые формы фольклора мы также используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. О бучая детей одеваться, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Время гулять, но сначала- одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее: Вот они сапожки, Этот- с правой ножки, Этот- с левой ножки. Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими потешками как: Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся. Все это помогло детям запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием: Умница Сашенька, Ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает устную речь малышей, но также позволяет обучить их нравственным нормам. Фольклор – это то лучше, что накопилось в истории предшествующих поколений и дошедшее до нас, истинное богатство, имеющее огромную ценность в становлении личности человека. Фольклор предусматривает развитие человека с момента появления и подталкивает его развитие. Яркость, динамичность, насыщенность фольклора помогают мне в работе добиваться положительных результатов в процессе развития двигательной активности моих воспитанников.