a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально – эмоциональное развитие детей 5-6 лет через создание творческой личностно – развивающей образовательной среды группы. Город эмоций»

Автор: Александрова Мария Григорьевна Опубликовано: 2023-04-18 15:00:58

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №67 «УМКА» 628615 ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, Г. НИЖНЕВАРТОВСК, УЛ. ДЗЕРЖИНСКОГО, д. 4, + 7( 3466) 469596, E- mail skazka. 67@ yandex. ru ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально – эмоциональное развитие детей 5- 6 лет через создание творческой личностно – развивающей образовательной среды группы. Город эмоций » Разработчики проекта: А лександрова Мария Григорьевна- старший воспитатель; Зайцева Ольга Александровна- воспитатель Г. НИЖНЕВАРТОВСК 2022 Паспорт педагогического проекта «Социально – эмоциональное развитие детей 5- 6 лет через создание творческой личностно – развивающей образовательной среды группы. Город эмоций » Автор проекта и название ОО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Умка» Александрова Мария Григорьевна – старший воспитатель; Зайцева Ольга Александровна- воспитатель Название( тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО Школа волшебников: создание личностно – развивающей образовательной среды, как фактор развития творческих способностей, социальной успешности участников образовательного процесса Направление педагогического проекта Социально – эмоциональное Название( тема) педагогического проекта «Социально – эмоциональное развитие детей 5- 6 лет через создание личностно – развивающей образовательной среды группы. Город эмоций » Решаемая ключевая проблема Существующая образовательная среда группы не в полной мере способствует социально- эмоциональному развитию воспитанников Цель Увеличение доли образовательной среды в группе, направленной на развитие личностног о потенциала всех участников образовательного процесса Целевая группа Воспитанники группы старшего дошкольного возраста( 5- 6 лет) , родители( законные представители) , педагоги ДОО Основная идея педагогического проекта Изменение образовательной среды в группе, создающей условия для благоприятного, гармоничного социально- эмоционального развития воспитанников. 2- 3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта- социально- эмоциональное развитие детей поможет им найти себя в разных видах деятельности, а личностно – развивающая образовательная среда представит такие возможности. - личностно – развивающая образовательная среда творческого типа — это новые возможности для всех участников образовательного процесса. Используемые технологии/ методики/ приёмы/ техники- игровые технологии; - личностно ориентированные технологии; - проблемные технологии; - интегрированное обучение; - педагогика сотрудничества. - УМК «Социально- эмоциональное развитие» Значимые продукты педагогического проекта- программа «Социально – эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Город эмоций »; - функционирование родительского клуба «Кафедра эффективного родительства»- релаксационная зона «Эмоционариум»: - туннель желаний; - уголок уединения; - подушка примирения; - фотоальбомы «Моя семья»- медиа- театр …- с тенды детской активности: - мое настроение; - наши соглашения. - т радиции группы: - утро радостных встреч; - сладкий вечер. Личный вклад педагога в изменения в ОО- прохождение КПК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участни ков образовательных отношений»; - участие в работе творческой команды «WIZARDS»( Волшебники) ; - в недрение УМК «Социально- эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»; - наличие программы вариативного образования «Социально – эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Город эмоций»; - участие в работе кафедры педагогического мастерства по сопровождению и поддержки педагогов, родителей; - участие в с оздании личностно- ориентированной среды в ДОУ( многофункциональной, динамичной, творческой, саморазвивающейся) Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта( выступление( - я) , занятие( - я) , публикация( - и) - представление проекта на педагогическом совете; - открытые показы для педагогов и родителей ДОО; - публикации. ВВЕДЕНИЕ Проект «Социально – эмоциональное развитие детей 5- 6 лет через создание личностно – развивающе й образовательной среды группы» является составной частью управл енческого проекта ДОО «Школа волшебников: создание личностно – развивающей образовательной среды, как фактор развития творческих способностей, социальной успешности участников образовательного процесса ». Концепция проекта была разработана в рамках обучения на курсах «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений », представлена на обсуждение ПО С. Согласно содержани ю Государственного стандарта об разования РФ и требованиям времени, одним из приоритетов образования является создание условий для эмоционального развития и в оспитания де тей. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собствен ных эмоциональных состояний и эмоций окружающих, к сочувствию, сопереживанию, рассматривается как условие ее успешной адаптации в современном социокультурном пространстве. Наш п роект предполагает социально- эмоциональное развитие воспитанников ч ерез организацию творческой личностно- развивающей образовательной среды группы и соответствует возрастным особен ностям детей старшего дошкольного возраста. Проект «Социально – эмоциональное развитие детей 5- 6 лет через создание творческой личностно – развивающей образовательной среды группы» обеспечивает качество психолого- педагогического процесса в группе входит в диалог с общеобразовательной программой дошкольного образования( Истоки) , полностью отвечает требованиям, которые сегодня предъявляют детскому саду семья и общество. АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность проекта обусловлена тем, что именно период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для развития. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом более успешен в коммуникации, что влияет на успехи в игровой деятельности, познавательно- исследовательской и двигательной. На протяжении долгого времени главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были: уровень познавательного развития детей, степень их владения знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться на последующих этапах, например, в школьном обучении. При этом развитию эмоционально- волевой сферы ребенка не всегда уделялось должное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, способствуют появлению новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. На сегодняшний день многочисленными исследованиями в области педагогической науки уже доказано, что эмоциональное развитие современного ребенка является фундаментом, на котором строится и формируется человеческая личность. Важно отметить, что все изменения, происходящие в познавательной деятельности на протяжении детства, связаны с глубокими изменениями в эмоционально- волевой сфере личности ребенка. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоциональной сферы, ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из на иболее важных и сложных проблем эмоционального интеллекта ребенка, который неоспоримо влияет на сформированность коммуникативных навыков дошкольника. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОЕКТА Воспитанники группы старшего дошкольного возраста( 5- 6 лет) , родители( законные представители) , педагоги ДОО ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Изменение образовательной среды в группе, создающей условия для благоприятного, гармоничного социально- эмоционального развития воспитанников. РЕШАЕМАЯ КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА Существующая образовательная среда группы не в полной мере способствует социально- эмоциональному развитию воспитанников. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Увеличение доли образовательной среды в группе, направленной на развитие личностного потенциала воспитанников и их родителей. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Создать условия для: более глубокого знакомства дошкольника с эмоциями; развития умения выражать и распознавать основные эмоции у себя и других людей; обогащения эмоционального словаря дошкольников; освоения простых приёмов саморегуляции и произвольной регуляции поведения; развития эмпатии, понимания других людей и оказания элементарной эмоциональной поддержки; знакомства с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях. ВИДЕНЬЕ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Педагоги- возможность использования новых эффективных инструментов, новые векторы и горизонтали личностного и профессионального роста Дети- научаться управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими людьми, ставить и достигать цели и быть ответственным за свою жизнь Родители- возможность общения и включение в жизнь ребенка и детского сада; новых смыслов и возможностей в повышении родительской компетентнос ти МЕХАНИЗМЫ И СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ Предметно пространственный компонент– Среда новых возможностей( специально организованное пространство, материалы, оборудование и инвентарь для развития детей в соответствии с возрастными особенностями) Социальный компонент – Новые возможности взаимодействия( в центре всех отношений ребенок, который вместе, наравне со взрослым, участвует и реализует свои идеи и потребности) Организационно – технологический компонент – Новое содержание( п оддержка детской инициативы, самостоятельности; индивидуализация образовательного процесса. Изменения в системе методической работы: от непродуктивного общения и взаимодействия к творческому, эмоциональному профессиональному общению и взаимодействию) . МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Практические методы и приемы: Моделирование эмоций – зарисовки, схемы, цветоизображения, проволочные и картонажные фигурки( виды упражнений, направленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционально- перцептивной способности: − упражнения( этюды) на воспроизведение эмоций с помощью невербальных средств – мимики, пантомимы, интонации голоса; − упражнения на распознавание эмоциональных состояний: подбор эталона эмоции( пиктограммы, фотографии, картинки с изображением человека с определенным эмоциональным выражением) к собственному настроению, к настроению сверстника, к рассказу педагога, к фрагменту художественного или музыкального произведения; − упражнения на развитие словаря эмоций( подбор, придумывание и аргументация названия к картинке с изображением эмоциональной ситуации; подбор синонимов и антонимов к словесным обозначениям эмоций; сравнение выражения противоположных эмоциональных состояний, близ- К практическим приемам можно отнести следующие: имитирование ребенком с помощью собственной мимики и позы эмоций изображенного человека; графические зарисовки – изображение педагогом в присутствии детей схематичных выражений лицевой экспрессии и поз людей- Наглядные методы и приемы: метод демонстрации( рассматривания) наглядных пособий, в качестве которых выступают: − схематичные изображения эмоций( пиктограммы) ; − фотографии лиц людей с различными выражениями − карточки с изображениями детей и взрослых в разных состояниях − книжная графика – иллюстрации к сказкам, рассказам, стихотворениям, отражающие различные эмоции человека; − репродукции картин( пейзаж, натюрморт, портрет) ; просмотр мультфильмов и спектаклей, который позволяет показать детям сам процесс развития эмоций и чувств героев. В качестве наглядных приемов выступают: - показ способов действий с наглядным материалом( например, показ соотнесения фотографий лиц людей с разными выражениями и схематичных изображений экспрессивных признаков эмоций) ; - показ мимикой эмоциональных состояний; - показ образца рассуждений( предложение педагогом структуры рассказа об эмоциональном состоянии изображенного человека и т. д. ) . Словесные методы и приемы: − беседы об эмоциональных состояниях – о радости, печали, страхе … − беседы о выразительности и изобразительности в произведениях искусства – о музыкальной интонации, о колорите в живописи и т. д. − чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, где в ярких образах передаются эмоциональные переживания человека. − рассказ педагога, содержанием которого является информация о причинах эмоций и следствиях эмоциональных проявлений людей в различных социальных контекстах; − рассказы детей, отражающие их эмоциональный опыт – опыт эмоционального проживания ситуаций различного модального содержания К приемам словесного воздействия относятся различные вопросы: конкретизирующие экспрессивные и импрессивные признаки, причины возникновения эмоций изображенного человека( «Посмотрите на лицо этого мальчика. Как он себя чувствует? ) Игровые методы и приемы: Основным методом является дидактическая игра, в частности, настольно печатные дидактические игры для развития у дошкольников 5–7 лет умений распознавать, словесно обозначать и сравнивать эмоции людей по схематическим изображениям, фотоэталонам, сюжетным картинкам; Среди игровых приемов следует выделить: - элементы соревнования – организацию конкурсов, предполагающих участие команд детей в демонстрации эмоций с помощью мимики и пантомимы, в опознании эмоций по фотографиям; - прием оживления воспринимаемого персонажа ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Подготовительный этап: Изучение литературы. Анализ ресурсов. Разработка концепции и плана реализации проекта. Основной этап: Реализация проекта. Завершающий этап. Анализ результативности проведенной работы: анкетирование педагогов, родителей. Диагностика результатов освоения программы воспитанниками. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ № п/ п МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ 1 Подготовительный этап 1. 1 Изучение материалов программы «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательного процесса» Апрель 2022 – ноябрь 2022 1. 2 Разработка концепции и плана проекта Сентябрь – октябрь 2022 1. 3 Подборка и создание игр, упражнений, оборудования по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста Сентябрь – октябрь 2022 1. 4 Составление плана работы родительского клуба «Кафедра эффективного родительства» Сентябрь – октябрь 2022 2 Основной этап 2. 1 Организация пространственной среды группы 2. 1. 1 Создание релаксационной зоны «Эмоционариум»: - туннель желаний; - уголок уединения; - подушка примирения; - фотоальбомы «Моя семья»- медиа- театр … 2022 2023 учебный год 2. 1. 2 Стенды детской активности: - мое настроение; - наши соглашения. Октябрь – ноябрь 2022 2. 1. 3 Настольные игры: - «Магнитные истории «Эмоции»; - «Собери эмоцию»; - «Палитра эмоций»; - «Нарисуй эмоцию»; - «Лица и эмоции»; - Игра – лото «Театр – настроения». Сентябрь 2022 2. 1. 4 Детская художественная литература: Е. Ульева «Я побеждаю страхи»; Е. Ульева «Что я чувствую»; Н. Ливенцова «Я ужасно злюсь»; А. Курпатов «Сделай свой мозг счастливым»; Т. Кислинская «Самоконтроль и эмоциональный интеллект»; Л. Тарасевич «Сказки для высокочувствительных детей». Сентябрь- октябрь 2022 2. 1. 5 Наглядный материал: - схематичные изображения эмоций( пиктограммы) ; − фотографии лиц людей с различными выражениями; − карточки с изображениями детей и взрослых в разных состояниях; - иллюстрации к сказкам, рассказам, стихотворениям, отражающие различные эмоции человека; − репродукции карти н( пейзаж, натюрморт, портрет) . В течении года 2. 2 Работа с детьми 2. 2. 1. Традиции группы: - утро радостных встреч; - сладкий вечер. Сентябрь 2022 2. 2. 2 Реализация УМК «Социально- эмоциона льное развитие детей старшего дошкольного возраста» 2022- 2023 учебный год Совместные детско взрослые мероприятия 2. 2. 3 Игра – викторина «Определи эмоцию» Январь 2023 2. 2. 4 Конкурс пантомим «Веселый зоопарк» Март 2023 2. 2. 5 Конкурс рисунков «От улыбки солнечной одной…» Апрель 2023 2. 2. 6 Развлечение «Путешествие в город Эмоции» Май 2023 2. 3 Работа с родителями. Родительский клуб «Кафедра эффективного родительства» 2. 3. 1 Круглый стол «Семейные правила и социально – эмоциональное развитие ребенка». Анкетирование. Октябрь 2022 2. 3. 2 «Эмоциональное воспитание. Гармония в семье» Памятка «Как пережить стресс? ( родительское выгорание) » Январь 2023 2. 3. 3 Семинар – практикум «Что такое хорошо и что такое плохо? » Февраль 2023 2. 3. 4 Диспут «Наши тревоги. Рано или в самый раз? » Март 2023 2. 3. 5 «Памятка мамам и папам: как помочь ребенку развивать навыки 21 века» Апрель 2023 2. 3. 6 Консультация «Что родители должны рассказать ребенку об эмоциях и умении ими управлять? » Декабрь 2023 2. 4 Работа с педагогами 2. 4. 1 Консультация «Как заметить эмоциональный интеллект ребенка? Что развивать сегодня для благополучного завтра? » Декабрь 2022 2. 4. 2 Консультация «Инструменты социально – эмоционального развития» Февраль 2023 2. 4. 3 Памятка «Как помочь ребенку развивать навыки 21 века» Апрель 2023 3 Завершающий этап. 3. 1 Анализ проделанной работы( Анкетирование) Оценка полученных результатов педагогами( Анкетирование) ЗАКЛЮЧЕНИЕ Каждый ребёнок – прекрасен, уникален как особая маленькая вселенная! У каждого своего темперамента и характер! Наша задача ― подготовить детей к нарастанию сложности в мире, улучшить социально- эмоциональный климат в детском саду,  школе, семье и при взаимодействии со сверстниками, научить детей понимать себя и окружающий мир, строить собственные способы социальной коммуникации, справля ться с трудностями и стрессами,  повысить эффективность обучения и дальнейшей жизни за счет не когнитивных факторов саморазвития. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Социально- эмоциональное развитие детей. Теоретические основы/ Е. А. Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова и другие. Москва: Дрофа, 2019. УМК «Социально- эмоцион альное развитие дошкольников»: Социально- эмоциональное развитие детей 5- 6 лет: методическое пособие для педагога»/ И. А. Дворецкая, Е. В. Горин ов а, Н. Е. Рычкова. Москва: Дрофа, 2019. Социально- эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 5–6 лет: материалы для родителей/ А. В. Макарчук, Е. В. Горинова. — Москва, 2020. Обо мне и для меня: пособие для детей 5- 6 лет/ И. А. Дворецкая, Н. Е. Рычк а. – Москва: Дрофа, 2019. Игровой комплект «Палитра эмоций»( авторы: И. А. Дворецкая, А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. Е. Хухлаев) Новая среда: Как менять образовательное пространство школ и детских садов/ Е. В. Иванова, И. А. Виноградова, Е. М. Барсукова. — Москва: Альпина ПРО, 2022. Клюева Н. В. , Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. Шипицына Л. М. , Защиринская О. В. , Воронова А. П. , Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. ( Для детей от 3 до 6 лет) - СПб: Детство- Пресс, 2000.

Оставить комментарий: