Нетрадиционная техника рисования в группе раннего возраста
Занимаясь рисованием с малышами, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У детей ещё не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу нажима на бумагу (на карандаш нажимают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Нетрадиционные техники рисования — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров.
Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но ребенок получает новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. Дети могут рисовать не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.
С детьми раннего возраста можно использовать:
• рисование пальчиками;
• печать ладошками;
• оттиск печатками из картофеля;
• тычок жесткой полусухой кисть.
Рисование пальчиками
Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.
Тычок жесткой полусухой кистью
В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск поролоном, печатками из картофеля
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку.
Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому тому, кто просит о помощи, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение и т. д.
Для освоения нетрадиционных технологий можно использовать разнообразные приёмы и методы:
· словесные (беседа, объяснение, сказка);
· наглядные (образцы, рисунки);
· метод наблюдения (экскурсии, прогулки);
· игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
Форма и методы реализации программы:
·подгрупповая и индивидуальная работа с детьми;
· Выставки творческих работ в группе;
· Консультации для родителей;
· Участие в конкурсах;
Нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей.