Использование STEM технологий в работе с детьми ОВЗ
Документы для скачивания
Использование STEM технологий в работе с детьми ОВЗ автор: воспитатель Залага Оксана Николаевна МКДОУ «ДСКВ № 3 «Солнышко» 2023г Совреме нные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий, в условиях динамичных изменений во всех сферах, поэтому от человека будущего требуется не столько владение знаниями, умениями и навы ками, а умение получать и практически использовать полученную информацию, быть гибким, коммуникабельными, уметь работать в команде. STEM — это уникальный способ который можно использовать в работе с детьми ОВЗ. В своей работ е с детьми со статусом ОВЗ с ТНР( тяжелыми нарушениями речи) я отмечаю, что д етям с ОВЗ, имеющим речев ую патологи ю, легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. И STEM- технологии в полной мере удовлетворяют этот з апрос на наглядность и практику, а т акже современные интересы детей, через различные игры и пособия помогают развивать мышление детей. В группе мы используем четыре модуля STEM образования: математическое развитие, конструирование, роб ототехника, экспериментирование с живой и неживой природой. На начальном этапе э то палочки Кюизенейра, блоки Дьенеша, « Танграм », конструкторы Le go. С помощью этих игр у детей развиваются наблюдательность, воображение, память, внимание, мышление, мелкая моторика. Эти игры помогают развивать активный исследовательский, сенсорный, познавательный, коммуникативный опыт. В играх решаются задачи на классификацию, с равнение, логику, что способствует пополнению словарного запаса детей и, как следс т вие- использование приобретенных в этих играх понятий в активной речи. Отличной системой для развития инженерного мышления детей ОВЗ являются конструкторы « Лего ». Игры с ним позволяю т вырабатывать возможность к обобщению, нахождению причинно- следственных отношений, вырабатываю т умение систематизировать объекты, развива ют воображение. В процессе игры происходит речево е планирование и речевое обсуждение деятельности, то есть происходит расширение и активизация словарного запаса, формирование связной речи. В процессе игры ребенок получает возможность совершенствовать монологическую и диалогическую связную речь, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Хочу отметить, что у детей с речевой патологией отмечаются особенности развития и в эмоционально- волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, неуверенность в себе, трудности в налаживании контактов со сверстниками. Также, я предлагаю детям Ste m- игры c Микибот ом. И гра с Микибот ом обучает основам программирования. В процессе освоения игры у детей развиваются навыки счета, логическое и пространственное мышление, способность к анализу, совершению логических операций. Сначала дети собирают поле и строят лабиринт. Определяют начальную и конечную точку для достижен ия мышкой цели. Можно воспользоваться карточками- схемами для построения лабиринта, но дети часто самостоятельно стро ят лабиринт. З атем программируется сама мышь- задает ся последовательность действий- движений( на спине у мыши находятся клавиши- стрелки для управления движениями мыши) . Возможность выдумать различные схемы и ходы не дает таким детям быстро утомляться при игре, что важно для детей с ОВЗ. Также при игре мы проговариваем все действия, что способствует развитию речи детей, расширению и активизации словаря, правильному построению лексико- грамматической стороны речи. У детей развиваются умения составлять диалогические высказывания, формируются умение строить предложения, монологические описательные рассказы. Применение Stem- игр в дошкольном возрасте развивает способность в дальнейшем осваивать навыки программирования и основ инженерии. В нашей группе проводятся занятия по робототехнике. Конструирование и программирование проводится в доступной игровой форме, от простого к сложному. Дети осваивают робототехнический конструктор, приобретают новые знания и навыки, получают определённый «продукт» своей деятельност и- модель и возможность представить его своим сверстникам. Занятия дают возможность детям самостоятельно создавать яркие игрушки, изучать базовые принципы программирования, умение работать с моторами и датчиками, позволяют почувствовать себя настоящими инженерами –к онструкторами. Знакомство ребенка со свойствами окружающего мира трудно представить без исследовательской деятельности в природе. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, их взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, другими предметами, а также со средой, в которой они находятся. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» предоставляет возможность: 1. Сформировать представления об окружающем мире в опытно- экспериментальной деятельности; 2. Осознать единство всего живого в процессе наглядно- чувственного восприятия; 3. Сформировать экологическое сознание. В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста. В нашей группе находится одна из площадок « Агропарка »- «Юные овощеводы». Работа площадки направлена на «Живое» общение с растения ми, на расширение и обобщение зн аний о культурных огородных растениях. Дети видят, как прорастают отростки семян и луковиц, жизнь которых будет зависеть от того, как будут ухаживать за растениями ребята. Благодаря тому, что обучение ведётся не через пассивное заучивание, слушанье и наблюдение, а через включение детей в активный познавательно- исследовательский процесс, неговорящие дети, посещающие нашу группу, накапливают пассивный словарь, сенсорный опыт. У них проявляется интерес к экспериментированию. Они запоминают действия, повторяют их, подражая взрослым и другим детям. Я могу сделать вывод, что STEM- технологии, как никакое другое направление, подходит для социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями из- за своей наглядности и практикоориентированности. STEM- технологии наряду с коррекционно- развивающими мероприятиями имеют огромный ресурс для развития, об учения и удовлетворения индивидуальных потребностей детей с ОВЗ, для расширен ия возможностей их коммуникации, в едь обучение ведётся через непосредственное включение детей в активный познавательно- исследовательский процесс.