Методические рекомендации по организации мини-музея в ДОУ
Документы для скачивания
Методические рекомендации по организации минимузея в ДОУ «Организация работы мини- музея » « Музей является хранилищем, но не просто ценных предметов, а духовных ценностей – памяти народа в виде ее материализованных культурных форм. Форма является символом души экспоната. т. е. положительного чувственного воспринимаемого потенциала времени в виде его эталонного образа. Если музейную ценность воспринимать как высшее духовное проявление, а внешний облик предмета – как материализованную форму. то каждый музейный образ и музей в целом( как общественное явление) воспринимаются как символ души культуры той или иной эпохи или народа» Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно- историческому и художественному наследию. В наш век высоких информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру, традиции и обычаи наших предков. Дети практически не посещают музеи, у них нет возможности узнать историю и культуру страны, увидеть предметы культуры, быта, истории, художественные произведения, познать много нового и интересного из таких областей науки, как география, биология, физика и т. д. Согласно целевым ориентирам Федерального государственного образовательного стандарта необходимо развивать у детей «интеллектуальную активность», умение «самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами», воспитывать «интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, событиям прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром». Поэтому задача каждого педагога разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо создать мини- музеи в дошкольной группе, чтобы познакомить детей не только с экспонатами, но и с правилами поведения в музее. Мини- музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Создание мини- музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Создание мини- музеев проходит в несколько этапов при участии педагогов, воспитанников и их родителей. 1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: родительские собрания, консультации, индивидуальная работа. 2 этап. Выбор места для мини- музея, изготовление стеллажей для экспозиции. 3 этап. Сбор экспонатов. 4 этап. Оформление мини- музея, которое требует соблюдения ряда условий: – оформление комнаты( уголка) с учётом эстетических норм; – наличие мебели для проведения игр, занятий; – соблюдение правил безопасности, гигиенических норм. 5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. 6 этап. Разработка перспективно- тематического плана работы, в котором предусматривались бы не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. 7 этап. Консультации для экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители. 8 этап. Открытие мини–музея с приглашением детей и их родителей. В процессе создания мини- музе я учитываются следующие принципы: – Принцип интеграции. Мини- музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, по воспитанию у детей патриотических чувств; – Принцип деятельности и интерактивности. Мини- музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности( использовать экспонаты в сюжетно- ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д. ) ; – Принцип научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини- музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком; – Принцип гуманизации и партнерства. Мини- музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект- субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»; – Принцип культуросообразности. Мини- музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве; – Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини- музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы; – Принцип разнообразия. Наполнение мини- музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира; – Принцип регионального компонента. Представление экспонатов, отражающих быт, традиции, культуру конкретной местности. Ценность группового мини- музея заключается в том, что посещать его можно каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини- музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Здесь уместно процитировать И. Г. Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». В мини- музее проводятся мероприятия ознакомительного, развивающего и воспитательного характера. Это – беседы, ознакомление с экспонатами, обыгрывание потешек, сказок, небылиц, песенок. Дети включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты, знакомятся с музейной терминологией, разгадывают языковые загадки в игровой и занимательной форме. Основные задачи, которые решает педагог, работающий в данном направлении: 1. Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес к музеям, обогащать художественное восприятие ребенка, побуждать к поисково- собирательной деятельности, составлению собственных коллекций, к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями. 2. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей через совместное с родителями и педагогами группы создание мини- музеев. 3. Приобщение семьи к участию в совместной с детьми деятельности в рамках единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства. Интересную работу можно вести в мини- музее «Русская изба», который можно постоянно пополнять новыми экспонатами. В музее имеется макет печ и с очагом, скамья, люлька, прялк а, кухонная утварь и много другое. Здесь дети знакомятся со старинными предметами, их названиями и учатся их применять. Рекомендуется проводить не только занятия, игры, беседы, но и в свободное время дети мо жно организовать сюжетно- ролев ую игр у. Также можно проводить открытые занятия для детей разных групп, во время которых ребята рассказывают о музее, а также об экспонате, который они принесли из дома( откуда он, из какого села, как его использовали, кто вышивал или делал и т. д. ) . приветствуются театральные представления в музее для детей других групп. Посетив такой мини- музей, дети и родители имеют возможность познакомиться с произведениями русского народного искусства. Мини- музей станет излюбленным местом детско- родительских встреч, таких как «Народные умельцы», «Светлый праздник – Пасха», «Рождество Христово», «Сказки у русской печки». Создание мини- музея «Русская изба» – это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми ремесел и традиций, художественного наследия. Опыт показал, что у детей не только расширяется кругозор, но и развиваются познавательные способности и познавательная деятельность. Дети учатся( пока что с помощью взрослых) добывать новые знания. В мини- музеях дети являются творцами, создателями: они приносят экспонаты, учатся рассказывать о них другим детям и взрослым. В результате создания мини- музеев обогащается предметно- развивающая среда ДОУ, так как многие экспонаты, принесенные из дома, с разрешения родителей остаются в музее. Родители станут активно участвовать в жизни детского сада. Но самый главный результат – это заинтересованность детей. Таким образом, создание мини- музеев – прекрасный способ систематизировать, закрепить и углубить знания детей, а также привлечь родителей к активному участию в воспитании своих детей, в жизни группы, детского сада. Создание мини- музеев в детском саду подарит нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Технология формирования мини- музея При формировании мини- музея в ДОУ может быть использована технология формирования мини- музея на основе базовой таблицы, которая в практике работы может трансформироваться в зависимости от объекта, возраста детей и других условий. Вот как выглядит базовая таблица «Структура мини – музея»: Антисистема ( враги системы) . Время, неосторожное обращение( что может случиться с чашкой при неосторожном обращении, реставрация) . 6. «Надсистема в прошлом»( из каких материалов можно изготовить чашку) 2. «Надсистема»- место, в котором находится объект». ( объект не существует сам по себе, он является частью чего- то) Чашка как часть сервиза( виды сервизов) Чашка как часть столовой посуды 8. «Надсистема в будущем»( наборы посуды будущего) Комфорт- система ( друзья системы) Аккуратное использование и содержание, бережное обращение, уход за чашкой с помощью различных средств 4. «Система» в прошлом или история появления «системы». ( чем была чашка до того, как стала чашкой) 1. «Система» Любой рассматриваемый нами объект( чайная чашка) 5. « Система в будущем»( новый дизайн чашки) 7. «Подсистема в прошлом»( Чашки первобытных людей, рога животных) 3. «Подсистема»- части системы( тело чашки, ручка, чашки разной формы, чтобы рассмотреть детали) 9. «Подсистема в будущем»- части системы( космическая чашка, чашки для людей разных профессий…) Выбранный нами объект помещается в центр таблицы из 9 ячеек. Этот объект мы назовём « Система» ( 1) Любой объект( система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего- то. Место, в котором находится объект, называется « Надсистема» ( 2) Объект неоднороден по сути и состоит из частей. « Подсистема» ( 3) Центральный столбец уже позволяет получить некоторые сведения об объекте. Все горизонтали имеют временной характер и представляют «Систему»( объект) ( 4- 1- 5) , «Надсистему»( 6- 2- 8) , «Подсистему»( 7- 3- 9) в развитии: от прошлого через настоящее к будущему. Можно добавить ещё две ячейки - это « Антисистема»( враги системы) и «Комфорт- система»( друзья системы) . Схема формирования мини- музея может быть трансформирована и представлена в соответствии с образовательными потребностями и возрастом детей. Мини- музей народной игрушки в детском саду: развивающий потенциал. В современном мире у родителей дошкольника достаточное количество факторов, чтобы воспитать его культурным человеком: чтение книг, посещение театров, кино, музеев и т. д. Для ребенка по- прежнему главным инструментом при обучении и воспитании является предмет. Как с помощью предметов расширить кругозор, развить познавательную деятельность, сформировать проектно- исследовательские умения и навыки, научиться самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания? Детские сады сегодня включили в образовательную пространственную среду мини- музеи, которые решают ряд этих задач. Образовательная деятельность на базе мини- музея для детей 5- 6 лет. М ини- музей народной игрушки в группе № 6 ДОУ существует четыре года. Он начинался с небольшой коллекции свистулек из глины, которая периодически пополнялась родителями и воспитателями группы. В настоящее время коллекция превратилась в мини- музей, где экспозиция сформирована на основе нескольких модулей: материалы для изготовления свистулек( различные виды глины, материалы для росписи: клей, краски, кисти, штампики, лаки) , специальная литература по истории глиняной свистульки, видео и аудио материалы, детская литература о свистульках, детские работы, различные виды глиняных свистулек. Отведено место для мини- мастерской со всем необходимым материалом, как для лепки свистулек, так и для реставрационных работ. Также есть предметы, используемые не для прямого назначения, например мозаика из осколков или предмет будущего, то есть необычного дизайна. Отдельную полку занимает наша местная Кожлянская игрушка. Среди работ мастеров не последнее место занимают свистульки оригинального дизайна. Параллельно с экспонатами в музее располагается интересная информация о представленных экспонатах, создаются картотеки. Для воспитанников, педагогов и родителей в мини- музее проводятся интересные экскурсии. При этом в роли экскурсоводов выступают дети, что способствует формированию не только познавательных интересов, но речевому и социально- коммуникативному развитию. Нужно отметить, что работа в музее не ограничивается одними экскурсиями. Детям предлагается разнообразная познавательная деятельность, связанная с изучением предметов музея. Особенно интересна музыкальная деятельность с использованием свистулек. Тесное взаимодействие с музыкальным руководителем дало возможность разработать музыкальные игры, использовать свистульки и окарины в художественных номерах. Следующим этапом развития музейного дела могут быть мастер- классы по изготовлению глиняных игрушек для детей и их родителей и создание электронной версии музея. В первом случае, благодаря приобщению к народным промыслам всей семьи, есть уверенность, что интерес будет поддерживаться и вне стен детского сада, тем самым сохранятся и укрепятся наши традиции и культура. Очень часто родители сами впервые берут в руки глину, продолжают своё творчество дома. В свою очередь, придя домой, ребенок рассказывает, что видел интересные экспонаты: например, романовскую и белевскую барышень. Ребенку хочется ещё раз увидеть эти экспонаты, показать родителям, друзьям, вспомнить, какие выполняли действия в музее: рассматривали игрушки разных областей, проводили экскурсию, учились мелодично свистеть на свистульках, смотрели образовательный фильм и т. д. И нужно отметить, что такая закрепляющая деятельность является довольно полезной, так как ребёнок продолжает в дальнейшем самостоятельные познавательные действия, на основе ранее проведённых в детском саду. В этом случае на помощь приходит специально созданный электронный ресурс с подборкой качественных материалов, которые в дальнейшем можно использовать дистанционно. Рассмотрим примерное содержание основной составляющей такого электронного ресурса. Картотека экспонатов музея. Музей – это, прежде всего, большое количество экспонатов со своей историей, назначением, материалом изготовления и т. д. Экспонаты нуждаются в структурировании, поэтому рекомендую создать специальную экспозиционную таблицу. Количество строчек соответствует количеству представленных экспонатов музея: № экспоната( согласно № фото) Название экспоната Краткое описание( материал, история появления, автор, город и другие сведения) В верхней части таблицы располагаются дополнительные данные, адрес, e- mail, ответственный( к кому можно обратиться за консультацией) . Фотографические изображения экспонатов музея. Чтобы иметь представление о внешнем виде музея, создается фото ракурса общего вида. В дальнейшем делается подборка наиболее интересных экспонатов музея и создаётся серия фотографических изображений. На данный ресурс переходят по ссылке. 3. Материалы образовательной деятельности в музее. Видеофрагменты. Если, музей создан с целью развития у детей представления об истории предметов, назначении и т. д. , то хотелось бы предложить отразить в содержании электронного музея фрагменты такой деятельности. Для большей наглядности желательно использовать динамические изображения – видеосюжеты деятельности. 1 фрагмент. Занимательная экскурсия. Ребенку дошкольного возраста можно предложить выступить в качестве экскурсовода. 2. фрагмент Образовательная деятельность с экспонатами. Изучив в процессе экскурсии экспонаты музея и получив первоначальные знания, можно организовать с подгруппой детей образовательную деятельность, в процессе которой я предоставляю детям возможность более подробно узнать о назначении тех или иных предметов, истории их возникновения. Детям дают возможность провести некоторые исследовательские действия. В результате такой деятельности детям задают вопросы, предлагают сделать элементарные умозаключения, подержать экспонаты в руках. По QR коду( ссылке) можно просмотреть видеосюжеты организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками. Самостоятельная деятельность детей Здесь детям предлагают самостоятельно организовать познавательную деятельность. Видеосюжет можно также посмотреть по ссылке. Картотека авторских игр, заданий. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. В связи с этим предлагается создать серию методических рекомендаций развивающих игр и занимательных заданий. Данный материал будет очень полезен педагогам и родителям для организации деятельности с детьми в направлении изучения предметов. На данный ресурс также можно сделать ссылку. К вышеуказанным пунктам можно ввести и дополнительные компоненты: Презентационный материал Демонстрационные( раздаточные) карточки Мини – ролики Звуковые файлы Мастер- классы по изготовлению глиняных игрушек Используя такие компоненты виртуального образовательного пространства, можно получить быстрый доступ к методическим разработкам, организовать познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста. Ребенок сам может спокойно работать в данном пространстве, просматривая экспозиционные материалы и видеосюжеты. В таком варианте электронный ресурс окажется очень полезным для дальнейшего понимания значения глобальной сети и возможности интернета. Это способ обучения и самообразования, источник новых знаний, канал обмена важной информацией. Образовательная деятельность на базе мини- музея для детей 6- 7 лет. Структура мини – музея «Игрушка – свистулька» Антисистема ( враги системы) . Содержательные маркеры: время, неосторожное обращение, реставрация. Наполнение: о тколотые свистульки, склеенные, осколки разбитой свистульки, материалы для реставрации( клей, струбцины, бечевки и др. ) 6. «Надсистема в прошлом» Содержательные маркеры: история музыкальных духовых инструментов Наполнение: альбом для рассматривания «Старинные музыкальные духовые инструменты» 2. «Надсистема» - место, в котором находится объект. Содержательные маркеры: свист как физическое явление, музыкальный духовой инструмент Наполнение: музыкальные духовые инструменты, свистки 8. «Надсистема в будущем» Содержательные маркеры: музыкальные духовые инструменты будущего Наполнение: альбом конкурсных работ воспитанников и их родителей «В гостях у духового оркестра через 100 лет» Комфорт- система ( друзья системы) Содержательные маркеры: аккуратное использование и содержание, бережное обращение. Наполнение: коробочки с мягким наполнителем для хранения свистулек 4. «Система» в прошлом или история появления «системы». Содержательные маркеры: история появления свистульки, оберег, инструмент для зазывания весны. Наполнение: реплики старинных свистулек, детская художественная литература( потешки, заклички) , диск с записями мелодий мастеров 1. «Система»( объект) Игрушка- свистулька Содержательные маркеры: вид свистульки( традиционная( по месту изготовления) , современная) Наполнение: свистульки различных видов 5. «Система в будущем» Содержательные маркеры: свистульки будущего Наполнение: свистульки различных видов из нетрадиционных материалов( пластмасса, папье- маше, полимерные материалы, фольга и т. д. ) 7. «Подсистема в прошлом» Содержательные маркеры: устройство свистульки, материалы для изготовления, декорирование Наполнение: альбом для рассматривания «Как делали свистульки» 3. «Подсистема»- части системы Содержательные маркеры: устройство свистульки, материалы для изготовления, декорирование Наполнение: свистулька в разрезе, воздушные шары для экспериментов с воздухом; материалы для изготовления свистулек( глина разных видов, бумага, пластилин) , материалы для декорирования( различные краски, лаки, кисти, трафареты и др. ) 9. «Подсистема в будущем»- части системы Содержательные маркеры: нетрадиционные образы свистулек. Наполнение: Образцы современных свистулек. Детские работы. Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы в форме творческих мероприятий с участием педагогов, детей и родителей. Литература Рыжова Н. , Логинова Л. , Данюкова А. / Мини- музей в детском саду – М. : Линка- Пресс, 2008 Электронные ресурсы 1. https: / / www. resobr. ru/