a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Значение театрализованной деятельности для гармоничного развития дошкольников

Автор: Бойко Ольга Ивановна Опубликовано: 2023-04-26 10:03:15

Значение театрализованной деятельности для гар моничного развития дошкольников Бойко О. И. , воспитатель МКДОУ «ЦРР – д/ с № 4», п. г. т. Анна, Воронежской области, Гармоничное развитие личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный поте нциал каждого ребенка, а также создаёт условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми. Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» Любопытно так же и высказывание Константина Сергеевича Станиславского о детском театре. «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов» Каждый из нас как педагог задается вопросами… Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО. Давайте попробуем сформулировать, каким образом театрально- игровая деятельность влияет на социально- коммуникативное развитие дошкольников? Театрально- игровая деятельность способствует: формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитанию культуры познания взрослых и детей( эмоциональные состояния, личностные ка чества, оценка поступков и пр. ) ; воспитанию у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности; развитию эмоций; воспитанию этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе. Все Вы прекрасно знаете, что ж анр сказок является той самой щ едрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. В нашей группе, так же как и у Вас, оборудован центр театрализованной деятельности, который содержит несколько видов кукольных театров( пальчиковый, би- ба- бо, шапочки- маски для игр драматизаций) , где ребенок сам выбирает по настроению и потребности героев сказок и обыгрывает эпизоды. C учетом интересов и возраста детей центр обновляется новыми сказочными персонажами. За годы работы был подобран материал как наглядный, так и дидактический для развития театрализованных игр( как режиссерских, так и игр- драмматизаций) . Если раньше я читала или рассказыва ла сказку, а потом представляла на ковролине, то сейчас большую помощь оказывают нам созданные условия АРМ для педагогов, т. е. в каждой группе у нас имеются ноутбуки, проек тор, интерактивная доска и пр. Ведь н агляд ность сосредотачивает внимание, развивает зрительную память, логическое мышление. Дети сочувствуют, сопереживают персонажам и разыгрываемым событиям. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Включить ребенка в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких- то героев. Детям нравится игра, когда они загадывают эмоциональное состояние человека, а другая подгруппа детей пытаются распознавать их по мимике, жестам, интонации. Дети старшего возраста любят перевоплощаться и ставить себя на место героев в различных ситуациях. В своей работе я не ставлю главной целью развитие актерск ого мастерства у своих детей, для меня очень важно научить их сочувствовать и слышать чувства других детей, уметь договариваться. Как же театрально- игровая деятельность влияет на познавательное развитие дошкольников? Театрально- игровая деятельность помогает: развитию разносторонних представлений о действительности( разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ; наблюдению за явлениями природы, поведением животных( для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ; обеспечивает взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений; развитию памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата. Вот несколько примеров из практики. О рганизуя образо в ательную деятельность по ФЭМП, я использую прием олицетворения геометрических фигур, форм, которые приходят к детям из страны Геометрии. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них, заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. Кроме того, они реально видят, для чего нужно выполнить это задание и каков будет результат( например, подобрать ключик правильной формы, чтобы открыть сундук с сокровищами) . При прохож дении темы «Количество и счёт» я использовала пальчиковый театр. Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Сколько братцев было у пальчика – мальчика? и пр. В такой ситуации дети количественный счёт быстрее воспринимают и запоминают. Любой экологический объект можно так же выразить средствами театрального искусства: это игры «Соберем урожай», «Каравай», «Грибоч ки», «Листочки», «Времена года» и множество др. Каким образом театрально- игровая деятельность влияет на речевое развитие дошкольников? Театрально- игровая деятельность способствует: развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ; овладению выразительными средствами общения: словесными( регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др. ) и невербальными( мимикой, пантомимикой, позами, жестами) Педагог и детский писатель Джанни Родари в своей увлекательной  книге «Грамматика фантазии» утверждает, что « Т ворческая жилка воображения есть у всех, и ее можно и нужно развивать с детства».   При организации образовательной деятельности по речевому развитию я люблю применять прием переписывания сказок или сказка «наизнанку». Для первого знакомства с этим приемом я выб и рала для детей самые простые сказки, которые они слышали много раз: «Репка», «Колобок», «Волк и семе ро козлят», «Красная шапочка» и др. Вы тоже можете поиграть в переписывание ваших самых любимых сказок. Вот как это делается. Сказки «наизнанку» М ы умы шленно «переворачиваем» сказку, то есть злых персонажей делаем добрыми, маленьких — большими, красивых — страшными, а происходящие события меняем на противоположные. В итоге получается сказка либо совсем новая, либо частично — это зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам истории. Каким образом театрально- игровая деятельность влияет на художественно- эстетическое развитие дошкольников? ( изготовление афиш, костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров( к артинки на руке, на ковролине, рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле) Театрально- игровая деятельность способствует: приобщению к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору; развитие воображения; приобщению к совместной дизайн- деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; созданию выразительного художественного образа; формированию элементарных представлений о видах искусства; реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Свои впечатления дети отражают в рисунках и поделках. Каким же образом театрально- игровая деятельность влияет на физическое развитие дошкольников? Театрально- игровая деятельность способствует: согласованию действий и сопровождающей их речи; умению воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; выразительности исполнения основных видов движений; развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. Все мы прекрасно знаем, что при проведении ОД по физической культуре не обойтись без имитационных движений. Дети с удовольствием превращаются в кошечек, собачек, птичек, медвежат и т. д. , имитирую т движ ения разных животных и показывают их пластику. Играя в подвижные игры, дети исполняют свои роли, которые оговорены правилами( «Баба- Яга», «Мокрые котята», «Садовник и цветы», «Веселые фигурки» и др) . Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является неотъемлемой частью физического развития детей. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею»- все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность позволяет детям стать творческими личностями, способны ми к восприятию новизны и импровизации. И все- таки педагогам нужно помнить, что т еатрализованная деятельность изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство с цены( свет, цвет, музыка и пр. ) . Хотелось бы остановиться на ряде условий, способствующих развитию театрализованной деятельности: четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении образовательного процесса; наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра; наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформл ения спектаклей и инсценировок по художественным произведениям( развивающая предметно- пространственная среда) ; овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности; взаимодействия педагогов со специалистами ДОУ( муз. рук. , ст. воспит. ) , родителями, социумом; серьезного, эмоционально- положительного отношения педагога к играм детей в театр. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что театрализованная деятельность способствует художественному воспитанию, эстетическому развитию ребенка, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь, художественный вкус, в общем, оказывает гармоничное влияние на развитие ребенка- дошкольника.

Оставить комментарий: