БЕСЕДА по произведению П.И.Чайковского «Подснежник».
Документы для скачивания
БЕСЕДА п о произведению П. И. Чайковского «Подснежник». Программное содержание. Учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, в поэтическом слове; учить передавать ритм музыкального прои з ведения при помощи движения; развивать воображение; обеспечивать позн а вательное, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое развитие детей. Словар ь( термины, которые используются в ходе беседы) : Вступление- начальный раздел, непосредственно вводящий в какую- либо вокал ь ную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально- театрального представления. Композитор- ( лат. с отрозйог- сочинитель, с о ставитель, создатель) - автор музыкального пр о изведения. Мелодия- основная мысль музыкального произведения, выраженная одног о лосным напевом, важнейшее средство м у зыкальной выразительности. Музыкальное произведение( сочинение) - э то произведение, состоящее из с о четаний звуков с текстом или без текста и предназначенное для исполнения на музыкальных инструме н тах и/ или с помощью голоса. Ход беседы. Педагог. Дети, сегодня мы будем слушать музыку Петра Ильича Чайковск о го. Пьеса называется «Апрель. Подснежник» из музыкального цикла «Врем е на года». Как мы уже знаем, в этом цикле 12 пьес — столько, сколько мес я цев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не пою т ся, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка. Педагог. Как вы думаете, в какое время года растут подснежники? Дети. Весной. Педагог. Правильно. Как прекрасна природа в это время! Сколько р а дости приносит она людям, сколько надежд. Весной возвращаются с дальних стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Перед пьесой «А п рель. Подснежник» П. Чайковского есть стихотворение. Послушайте и скаж и те, какое настроение выражено в нем? Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг- друга журавли. Юный лес в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет, Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет. Алексей Толстой Дети. Настроение весеннее, теплое, радостное. Педагог. Правильно. А как рассказывает нам музыка о природе, какая она? Послушайте фрагмент пьесы Петра Ильича Чайковского «Подснежник»( слушание фрагмента) . Педагог( после прослушивания музыкального фра г мента) : так какая музыка по характеру, настроению? Дети. Нежная, взволнованная. Педагог. Да, эта пьеса трепетная, по — весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском не ж ном подснежнике. Подснежник- так называются растения, которые появляются сразу после таяния снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят н е большие голубые или белые цветочки, поя в ляющиеся сразу после того, как растает снег. Педагог. На какой танец похожа эта пьеса? Дети. На вальс. Педагог. Правильно. Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно п е редано то волнение, которое возникает при с о зерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затае н ного ожидания. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движ е ниями рук. ( Зв у чит музыкальный фрагмент) . Голубенький чистый Последние слезы Подснежник- цветок, О горе былом А подле сквозистый И первые грезы, Последний снежок. О счастье ином. . . Аполлон Майков Педагог. Подснежники появляются в лесу на проталинках, растут подсне ж ники на полянках. Скажите, реб я та, а можно ли их рвать? Почему? Ответы детей. Педагог. Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. На земле полянок с по д снежниками чуть- чуть осталось. Некоторые люди не знают, что цветов этих мало, и рвут их, рвут, везут в больших коробках и продают. В каждой коро б ке умещается целая маленькая полянка подснежников. Может наступить день, когда мы увидим лишь голую землю без цветов. Подумайте, как можно спасти подснежники. ( Можно нарисовать подснежники в конце беседы) . Педагог. Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко на крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет Н а торжествующем хребте поднятый ею лед! Евгений Баратынский Итак, мы с вами познакомились сегодня с музыкой русского композ и тора П. И. Чайковского и с его музыкальном представлением о весне. Ребята, нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая музыку П. И. Ча й ковского.