a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с ОВЗ"

Автор: Власюк Вера Николаевна Опубликовано: 2023-05-02 08:28:58

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № №9 «МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА» ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Подготовила: учитель- логопед Власюк В ера Николаевна г. Нижневартовск Актуальность опыта В последние годы появилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции. Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий это их влияние на развитие личности ребенка, увеличения резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к школьным нагрузкам. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна быть динамичной, эмоционально- приятной, не утомительной и разнообразной. Очень важно учитывать индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья воспринимает материал по – своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное. Для данной категории детей также важно не однократное повторение излагаемого материала, иногда даже в одной той же интерпретации. Закрепление тем проводится в повседневной работе с детьми, включая элементы здоровьесберегающих технологий в режимные моменты. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны речевые нарушения, проблемы с развитием общей и мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти, операций мышления. Роль учителя- логопеда дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста. Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии- совокупность психологических, педагогических, медицинских воздействий, направленных на обеспечение и защиту здоровья. Цель: использование в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОВЗ здоровьесберегающи х технологи й, способству ющих сохранению и укреплению здоровья детей, развиваю щих творческий потенциал, снимаю щих стресс и повышаю щих интерес к занятиям. Задачи: Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе. Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с ОВЗ. Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья. Коррекция недостатков моторного недоразвития. Планируемые результаты: Повысится уровень обучаемости, улучшится внимание детей 5 – 7 лет с ОВЗ. Корректируется поведение и преодолеются психологические трудности, снимится эмоциональное напряжение и тревожность. Повыс ится речевая активность. Будут развиты глазодвигательные мышцы и сними тся усталость с глаз, будут развиты общая и мелкая моторика. С формируются двигательные умения и навыки. Сформирую тся правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте на своих занятиях я применяю следующие оздоровительные приемы: Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры. Артикуляционные упражнения. Физкультминутки. Дыхательная гимнастика. Зрительная гимнастика. Кинезиологические упражнения. Самомассаж. Су- Джок терапия. Сказкотерапия. Важно поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка. Для того, чтобы сформировать у ребенка желание заниматься, необходимо создание доброжелательной обстановки на занятии, благоприятного психологического климата в процессе обучения. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей, являются необходимым условием психического здоровья. Для создания позитивного психологического настроя на занятии я использую фразы: «Улыбнитесь мне и друг другу», «Какое у вас сегодня настроение? », «Я рада вас видеть! », «Молодец! », «Умница! », «Старайся, у тебя обязательно всё получится» и т. д. Коррекционно- развивающие з анятия провожу в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя( круг, полукруг) : они могут слушать, рассматривать предметы( картинки, выставленные на панно) , отвечать на вопросы, играть в игры с мячом( « Один много», «Скажи ласково», «Жадина», «Эхо» и др. ) Часть занятия дети проводят сидя( за столами и на ковре) . Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Пальчиковая гимнастика Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений. Пальчиковая гимнастика п роводится согласно лексической теме недели. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха, внимания, мышления, памяти. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущими первоклассникам успешно овладеть навыками письма. Упражнение «Компот». Будем мы варить компот, ( Левая ладошка «ковшиком», указательным пальцем левой руки «мешают». ) Фруктов нужно много. Вот: ( Загибают пальчики по одному, начиная с большого. ) Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. ( «Варят» и «мешают». ) Угостим честной народ. Н. Нищева. «Мебель» Раз, два, три, четыре, ( Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках. ) Много мебели в квартире. ( Сжимают и разжимают кулачки. ) В шкаф повесим мы рубашку, ( Загибают пальчики, начиная с большого) . А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули. Посидим чуть- чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. ( Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) . Много мебели в квартире. Н. Нищева. Пальчиковые игры По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.    Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.   Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико- пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе. Для пальчиковых игр и спользую различные материалы: каштаны, грецкие и лесные орехи, пуговицы, горох, фасоль, рис, гречку, веточки новогодних ёлок, сосновые, еловые, кедровые шишки, мелкие предметы, толстые нитки, семена, сливовые и абрикосовые косточки, щётки, мочалки, перчатки, скрепки, мячи разных размеров, шестигранные карандаши, кусочки бумаги, мозаику, счётные палочки, бархатную бумагу и нитки. Также для развития мелкой моторики использую графические диктанты, обводку шаблонов, штриховку изображений, работу в тетрадях и др. Многие движения с перечисленными предметами сопровождаются стихотворными строками. «Карандаш» Карандаш в руках катаю, Между пальцами верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. В. Мирясова. «Орехи» Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. В. Мирясова. Игра с горошком Дома я одна скучала, Горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать: - Пальчик, пальчик, мой хороший, Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай. В. Мирясова. Артикуляционные упражнения Цель- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию( нервную проводимость) ; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов; выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Артикуляционную гимнастику провожу ежедневно на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Упражнения для артикуляционной гимнастики я подбираю не произвольно, а в соответствии с нарушенным звуком у ребенка и специальным комплексом упражнений для каждой группы звуков. Например, для группы шипящих звуков я использую следующие упражнения:   «Заборчик», « Бублик », «Чашечка», Чередование «Заборчик»- « Бублик »,   « Лопатка », «Маляр», «Вкусное варенье», «Чашечка» и т. д. Чтобы детям хотелось выполнять артикуляционную гимнастику с желанием и интересом применяю короткие стихи: «Бублик» Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили, Их теперь нельзя смыкать: Бублик надо удержать. «Лопатка» Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. «Вкусное варенье» Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. «Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем… а сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы. Физкультминутки( развитие общей моторики) Для формирования физического и психического здоровья человека очень важна двигательная активность. Для развития двигательной активности, развития общей моторики   я использую: двигательно- речевые, подражательные, физкультурно- спортивные, оздоровительно- гигиенические физкультминутки. Физкультминутки также помогают предотвратить утомляемость детей на занятии. Я стараюсь проводить физкультминутки при первых признаках утомления, в середине занятия. Комплексы физминуток подбираю согласно лексической теме недели. Физмину тки, проводятся в игровой форме. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. «Дождик» Капля раз, ( Прыжок на носочках, руки на поясе. ) Капля два. ( Прыжок. ) Очень медленно сперва. ( 4 прыжка. ) А потом, потом, потом( 8 прыжков. ) Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, ( руки разводят в стороны. ) От дождя себя укрыли. ( Руки полукругом над головой. ) «Мячик» Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. ( Взмахи правой ладонью, имитирующие удары по мячу. ) Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. ( Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе. ) Подвижная игра « За малиной» За малиной в лес пойдём, ( Идут в хороводе, взявшись за руки. ) в лес пойдём. Спелых ягод наберём, ( Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые я годы. ) наберём. Солнышко высоко, ( Встают лицом в круг, тянуться руками вверх; потом А в лесу тропинка. пальчиками достают «тропинку», сделав наклон. ) Сладкая ты моя, ( Бегут по кругу, взявшись за руки. ) Ягодка- малинка. «Посуда» Вот большой стеклянный чайник, ( Надул животик; одна рука на поясе, другая изогнута как носик. ) Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, ( Присели, одна рука на поясе. ) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, ( Кружатся, рисуя руками круг. ) Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, ( Потянулись, руки вверх, сомкнутые над головой. ) Вот пластмассовый поднос. ( Легли на ковёр, вытянулись. ) Он посуду нам принёс. Н. Нищева Дыхательная гимнастика Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздей ствия на детей независимо от вида их речевого дефекта. У большинства детей с ОВЗ имеющими тяжёлые нарушения речи наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи. Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые. Пузыри в воде. Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам, губы в широкой улыбке – легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри. Свеча. Ребенок делает ровный, медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей. Погаси свечу. Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов – толчков: «фу- фу- фу». Погрей ладошки. Ребенок имитирует дутье теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом на одном усиленном выдохе: «х- х- х». Футбол. Для игры используют поролоновый или ватный мячик 2- 3 см. Футбольные ворота можно обозначить двумя кубиками. Мячик кладут перед воротами и плавной воздушной струёй дуют на него, через вытянутые в трубочку губы. Фокус. Положить на кончик носа кусочек ватки. Поднять язык в форме чашечки к верхней губе. Сдуть ватку с носа. Зрительная гимнастика Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Применяю упражнение с меткой на стекле( по Аветисову) . Оно позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг( цветок) , наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом, например дом и рассказать, что он там видит. Кинезиологические упражнения Цель- активизировать межполушарное воздействие: повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические упражнения по методике А. А. Сиротюк. Эти упражнения, необходимые для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т. п. Здесь используются такие упражнения, как «Кулак- ребро- кулак», «Ухо- нос», «Колечко», «Лезгинка», «Замок» и др. Например кинезиологическо е упражнение «Ухо – нос – хлопок»- левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». Самомассаж Самомассаж- это массаж, выполняемый самим ребенком. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам: 1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. 2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. 3. Можно использовать без специального медицинского образования. Су- Джок терапия Су- Джок терапия пришла к нам из восточной медицины, чтобы помочь избавиться от хронических заболеваний, депрессии, неврозов, физической усталости, а также активизировать речь ребенка за счет воздействия специальных точек на конечностях на определенные участки мозга. Работа этого метода осуществляется с помощью стимулятора Су- Джок: мячика- массажера в виде каштана. Внутри эт ого игольчат ого шарик а есть два специальных кольца, сделанных из металлических проволок, так что они могут легко и свободно проходить по пальцам вниз и вверх, вызывая приятное покалывание. Использование массажных шариков с двумя металлическими кольцами помогает улучшить физическую и умственную работоспособность детей, создать функциональную основу для перехода на более высокий уровень мышечных упражнений и предоставить детям наилучшие возможности для целенаправленной работы. Сказкотерапия Сказкотерапия для детей играет особую роль в развитии ребенка, так как  в дошкольный период закладываются основы постижения окружающего мира. Чем привлекательнее, безопаснее и счастливее этот мир для ребенка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни. Данный психотерапевтический способ при работе с детьми выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей. Цель сказкотерапии: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, тревоги; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, создание игровой доверительной атмосферы в группе; - развития внимания, восприятия, речи, воображения. В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации, сопровождаемые крупным шрифтом, и доступным текстом. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, звучаний музыкальных инструментов, ритмической структуры знакомых слов, пространственного расположения предметов, их количества. Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоро вья. Таким образом,   правильно организованные занятия учителя- логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно- образовательного процесса. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход/ / Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: праккт. пособие. – М. : Айрис- пресс, 2006 г. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт- Петербург: «Детство- Пресс», 2001 г. Григорович Л. А. , Ермоленко О. С. , Марцинковская Т. Д. и др. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2000 г. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ/ / Управление ДОУ. 2004. N1. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией[ Текст] / И. А. Кувшинова. - М: 2009. ( библиотека журнала «Логопед». вып. 6) 13 с. Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5. Репина З. А. , Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Изд- во « Литур », 2001 г. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М. , 2002. Нищева Н. В. система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2001 г. Ткачева В. И. Играем каждый день/ / Методические рекомендации. - Мн. : НИО, 2001. Чеботарева О. В. Теоретический семинар" Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога" . Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Оставить комментарий: