«Знакомство с математикой»
Документы для скачивания
Проведение математической викторины по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы на тему: «Знакомство с математикой» Воспитатель: Хроменко Галина Васильевна Цель: обобщить и закрепить математические знания детей. Задачи Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, зрительную память, в оображение, внимание; - развивать умение работать в коллективе. Обучающие: - упражнять в счёте в пределах 10; - закрепить знание геометрических фигур и их свойств; - упражнять в отгадывании математических загадок- закрепить знания о пространственных отношения х- слева, справа, вверху, пониже и пр. - упражнять в работе со счётными палочками; - продолжать учить детей сравнивать пять предметов по величине, - закрепить умение видеть в форме предметов геометрические фигуры. - совершенствовать знания детей частей суток. Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность, у мение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; 2) воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль. Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, ф ормирование познавательных действий, формирование представлений об объектах окружающего мира; речевое развитие: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, в осприятие художественной литературы и фольклора; - социально- коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, с тановление самостоятельности и целенаправленности собственных действий, э моциональной отзывчивости, чувства патриотизма; - - физическое развитие: формирование представлений о некоторых видах спорта, п риобретение опыта в двигательной активности, понимание ценности ЗОЖ ( формирование полезных привычек) ; - художественно- эстетическое развитие: р еализация самостоятельной творческой деятельности детей ( аппликация) . Материалы: дидактические картинки с видами спорта; «медали», выполненные из цветной золотистой бумаги в форме квадратов и прямоугольников на ленточке по количеству детей ; две веревки не менее 1 м; счётные палочки; набор цветных геометрических фигурок для работы на фланелеграфе; ножницы; клей - карандаш; заготовки рисунка звезды по точкам от1 до10 на цветной бумаге; ватман, т онированный в сине- голубой цвета, простые карандаши. Ход занятия: Дети играют. Вдруг звучит музыкальный фрагмент ( 1- 2 куплета) Г осударственного гимна РФ, муз. А. В. Александрова, сл. С. В. Михалкова. Воспитатель: дети, вам понравилась музыка? Это прозвучал гимн нашей страны. П осмотрите на иллюстрацию в моих руках - здесь изображены спортсмены на пьедестале почёта, их награждают медалями, в этот самый момент и звучит музыка. Ребята, что я кое- что для вас приготовила ( воспитатель показывает детям тарелочки с разложенными на них медалями) . А хотите получить эти медали ? ( ответы детей) . Но сначала вы должны ответить мне на вопрос: Дидактическая игра «Кому, что нужно? » Воспитатель показывает детям картинки с изображением спортивного инвентаря. Д ети должны ответить, какому спортсмену это необходимо ( футбольный мяч – футболисту, лыжи – лыжнику, коньки – фигуристу и т. д. ) Воспитатель: ребята, вы молодцы ! Ответили на все мои вопросы и за это получаете по медальке. Возьмите, к ому какая медаль нравится и повесьте её не шею. Дети, вы заметили, ч то ваши медали не простые? ( ответы детей) Правильно, они квадратные и прямоугольные, потому что вы сегодня математические спортсмены и будете играть в математические игры. Теперь делимся на две команды: у кого квадратная медаль, тот идёт в команду квадратов, у кого прямоугольная – в команду прямоугольников. Игра «Выложи фигуру». Каждой команде я даю цветные полоски и с их помощью вы должны выложить свою фигуру на ковре , т. е. в команде квадратов каждый участник выкладывает квадрат, а команде прямоугольников – прямоугольник. Воспитатель: давайте отойдём в сторонку и полюбуемся вашей работой. Ребята, кто может рассказать об этих фигурах? ( ответы детей: обе фигуры имеют 4 угла и 4 стороны, но в прямоугольнике 2стороны длиннее) Ребята, а какие геометрические фигуры вы ещё знаете? ( ответы детей) П ослушайте какие стихи- загадки я вам прочитаю про геометрические фигуры. 1) Три вершины тут видны, Три угла, три стороны. Ну, пожалуй, и довольно! –Что ты видишь? ( треугольник) 2) Он по небу солнцем скачет Круглый словно диск луны Как у бабушки блины, Как тарелка, как венок. ( круг) 3) Он похож на кабачок, На глаза, и на картошку, А ещё похож на ложку На орех, и на яйцо На овальное лицо. С высоты кружок упал Он теперь не круг – овал. ( о вал) 4) Если влезть с пилой повыше, Отпилить у дома крышу, То хозяев мы обидим, Но кого же мы увидим? 5) А потом мы всё починим И из шкафа юбку вынем. Мы увидим: юбка тоже На трапецию похожа. ( т рапеция) Воспитатель: ребята , посмотрите внимательно вокруг себя. Назовите мне, пожалуйста, п редметы, которые похожи на геометрические фигуры. Игровое упражнение «На какие фигуры похожи предметы в группе». ( ответы детей: дверь похожа на прямоугольник, окно – квадрат, часы – круг и т. д. Задание «Определи время суток» Это задание такое- мы должны определить, какое сейчас время суток. Как вы думаете, ребята, какое сейчас время суток? Ребята, как называется время суток, когда вы просыпаетесь, делаете зарядку, завтракаете? Дети: Воспитатель: Правильно, ребята. Сейчас у нас утро. Давайте, рассмотрим картинки и найдём те, на которых изображено утро. Дети рассматривают предлагаемые картинки и находят те, где изображено утро, объясняют свой выбор. Воспитатель обращает внимание детей на коробку, в ней лежат игрушки. Игровое задание «Угостим друзей конфетами» «Ребята, к нам пришли животные, они тоже хотят стать чемпионами. К сожалению у нас нет для вас медалей, но у нас есть конфеты( разного размера) , только они почему то разного размера( дети предлагают дать самую маленькую конфету самому маленькому зверьку, самую большую. –большому». На вопрос как узнать, кто самый маленький, а кто большой –дети предлагают построить их по порядку( по росту: от самого маленького до самого большого) Ребята, а как вы думаете, какое из этих животных самое маленькое? Дети: Воспитатель: Молодцы, правильно. Это белочка. Давайте мы её посадим, и она у нас будет первой. Воспитатель сажает игрушку белки первой. Воспитатель: Какое из этих животных немного больше белки? Дети: Воспитатель: Молодцы, правильно. Это зайчик. Он у нас займёт второе место. Воспитатель сажает игрушку зайчика вторым. Воспитатель: Кто же из животных немного больше, чем зайчик? Как вы думаете? Дети: Воспитатель: Конечно это лисичка, и она у нас будет третья. Воспитатель сажает игрушку лисы третьей. Воспитатель: Ребята, кто – же у нас займёт четвёртое место, кто у нас из животных немного больше лисы? Дети: Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно – же, это волк, и мы его сажаем четвёртым. Воспитатель сажает игрушку волка четвёртой. Воспитатель: У нас остался только медведь. Скажите, ребята, медведь какой по размеру? Дети: Воспитатель: Правильно, ребята. Медведь у нас самый большой из этих животных, и мы его посадим на пятое место. Воспитатель сажает игрушку медведя на пятое место. Воспитатель: Ребята, смотрите, мы животных рассадили по их размеру, от самого маленького, до самого большого. Подарим им конфеты, соответствующие их размерам. Физкультминутка «Слушай и делай». Дети выполняют движения по заданию воспитателя: - дотронься правой рукой до правого уха; - подними левую руку вверх; - топни правой ногой; - спрячь правую руку за спину; - топни левой ногой; - спрячь левую руку за спину; Один, два, три, четыре, пять – топаем ногами. Один, два, три, четыре, пять – хлопаем руками. Один, два, три, четыре, пять – занимаемся опять. Воспитатель: на столе лежат счётные палочки, д авайте с ними поиграем ( дети садятся за столы) . Слуховой диктант «Прибавить - отнять». Дети выполняют задание по вопросам воспитателя: - к 6 палочкам прибавить 4, сколько всего? ( ответы детей – 10) - от 10 палочек отнять 5, сколько осталось? ( ответы детей – 5) - к 5 палочкам прибавить 4, с сколько всего? ( ответы детей – 9) - от 9 палочек отнять, сколько осталось? ( ответы детей – 7) - от 7 палочек отнять 2, сколько осталось? ( ответы детей – 5) - к 5 палочкам прибавить 5, сколько всего? ( ответы детей – 10) Воспитатель: ребята, вы настоящие математические спортсмены, всё делаете быстро, ловко, а главное - правильно. П редлагаю в честь таких замечательных математических спортсменов запустить салют. Согласны? ( ответы детей) Правда для этого вам нужно ещё чуть- чуть потрудиться ( воспитатель раздаёт детям листы цветной бумаги и карандаши) . На каждом листочке проставлены точки со стрелочками. В ы должны соединить точки между собой прямой линией по направлению стрелочек. Игра «Нарисуй по точкам». Воспитатель: дети, что вам удалось нарисовать? ( ответы детей звезду) . Звезду необходимо вырезать. Д авайте вспомним технику безопасности при использовании ножниц ( ответы детей) . Вырезаем. Ребята, я для вас приготовила большой лист бумаги сине- голубого цвета. Д авайте представим , что это небо . Вы приклеите свои звёздочки в виде разноцветного салюта. Полюбуйтесь, к акой красочный салют в часть настоящих математических спортсменов у нас получился! ( здесь воспитатель может задать вопросы воспитанникам: чья звёздочка улетела в небо выше всех? Чья улетела ниже, еще ниже? У кого звезда красного цвета ( зеленого, синего и т. д. ) ? Звездочка Глеба ближе к звез де Саши, н о дальше от звезды Вики. Звезда Матвея над ( под, около, между и т. д. ) звездой Дамира. Р ебята, вам сегодня понравилось играть? ( ответы детей) . Какая игра понравилась больше? ( ответы детей) . А свои «золотые »к вадратные и прямоугольные медали вы можете оставить себе на память об участии в математических играх.